Бакинская агломерация — главный мегаполис Кавказа

Baku

Продолжаем серию статей «Агломерации Европы». На этот раз доктор исторических наук, профессор факультета международных отношений СПбГУ Руслан КОСТЮК рассказывает о самой мощной агломерации Кавказа — Большом Баку.

Столица Азербайджана Баку давно считается ведущим экономическим, промышленным и научно-техническим центром Южного Кавказа, главным городом-портом на Каспийском море. Но если смотреть на реальные цифры, столичная агломерация в Азербайджане, объединяя около 2,8 миллиона человек, вполне может рассматриваться как самая крупная агломерационная зона на всём Кавказе. Зона, охватывающая, по сути, весь Апшеронский полуостров.

Cтоличная агломерация в Азербайджане, объединяя около 2,8 миллиона человек, вполне может рассматриваться как самая крупная агломерационная зона на всём Кавказе

Баку имеет древнюю историю. На протяжении многих веков город принадлежал Ирану. Перейдя в XIX веке под русский контроль, Баку со временем стал губернским центром. Именно на территории Бакинской губернии впервые в мире механическим путём пробурили нефтяную скважину. Под Баку, в Сураханах, в середине XIX века был основан первый в империи керосиновый завод. Став центром не только российской, но и мировой нефтяной промышленности, Баку начал активно привлекать иностранные капиталы, что, разумеется, оказало положительное влияние и на развитие городского благоустройства. Помимо нефтяных промыслов, в Баку развивалось также ткацкое производство, открывались механические заводы, росли табачные фабрики, создавались обрабатывающие предприятия. Фактор многонационального бакинского пролетариата проявил себя и в годы Первой русской революции, и в 1917 году, и в дальнейшем.

В советскую эпоху Баку выполнял роль главного промышленного центра в Закавказье. Во время Великой Отечественной это был стратегический центр обеспечения военной авиации и бронетехники. В послевоенную эпоху вкладывались немалые средства в развитие различных отраслей промышленности – как собственно в столице республики, так и на территории всего Апшерона.

Вот уже более 30 лет Баку – столица независимого азербайджанского государства. Безусловно, по сравнению с другими столичными агломерациями Южного Кавказа, можно говорить о более быстрых и качественных темпах развития азербайджанской столицы и её агломерационной зоны. Это относится к самым разным областям жизнедеятельности. Например, в плане экономики произошли существенные сдвиги. Баку уверенно развивается как международный экономический центр, в его экономике по-прежнему значимую роль играют машиностроение, пищевая и текстильная промышленности, но предприятия заметно обновились и усовершенствовались. Также в «Большом Баку» стало больше предприятий военно-промышленного комплекса; Баку может рассматриваться и как один из ведущих на постсоветском пространстве центр высоких информационных технологий.

Представляется, что в Баку большое внимание отводят вопросу о самом развитии агломерации. Несколько лет назад был принят Региональный план развития до 2030 года. Директор Бакинского государственного проектного института Ильгар Исбатов в данной связи отмечает: «Мы стремимся к тому, чтобы в самом Баку разгрузить транспортные потоки и решить иные проблемы…» В частности, сделать столицу Азербайджана более здоровым городом, перенеся всю нефтяную промышленность и иные исторически сложившиеся индустриальные зоны за пределы города. Также предусмотрено развитие восточной части города.

Впрочем, Региональный план имеет отношение не только к столице; в нём, в частности, речь шла и о создании четырёх современных технологических зон в Сумгаите. Именно экономический аспект здесь может рассматриваться как определяющий. Недаром, наверное, в минувшем году последовал указ президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева о создании Бакинского экономического района.

Важно отметить, что «агломерационная» политика Баку в таком централизованном и обладающим лишь де-юре местным самоуправлением государстве, как Азербайджан, проводится всё-таки «сверху». К примеру, глава исполнительной власти Баку Эльдар Азизов, как в Беларуси, никем не избирался, а был в 2018 году назначен на этот пост президентом Алиевым. Но отчасти благодаря тому, что эта политика патронируется и контролируется исполнительной властью государства, на её реализацию выделяются существенные средства.

И это, в свою очередь, приносит результаты. Мне приходилось бывать в Баку в советское время; последний раз в этом городе я был в середине 2010-х. Конечно, я мог констатировать, что город заметно преобразился. И речь не только о том, что этими преобразованиями могут пользоваться транснациональные корпорации или финансовый капитал, хотя с их присутствием в «Большом Баку», без сомнений, проблем нет. Стало больше зелёных зон, появились современные и гораздо более комфортные дома для проживания обычных людей, торговые центры… Сколь я знаю, улучшились и условия жизни прилегающих к столице районов Апшеронского полуострова.

Своим культурным измерением Баку продолжает привлекать гостей из других стран. Моя покойная мама, сама уроженка Баку, неоднократно говорила мне, что в советскую эпоху столица Азербайджана считалась самым интернациональным городом Советского Союза. После развала СССР этнический состав жителей Баку заметно изменился, но, что любопытно, русский турист, как и в прошлом, вполне может объясниться в Баку и его предместьях, не прибегая к иностранным языкам…

Для тех, кто ценит культурные объекты и достопримечательности, современный Баку, что называется, открыт. В городе действуют немало драматических театров (включая и русский драмтеатр), далеко за пределами Азербайджана известны Азербайджанский государственный театр оперы и балета и Бакинская музыкальная академия. Расположенный в самом центре города квартал Ичери-Шехер с комплексом дворца Ширваншахов входит в список памятников Всемирного культурного достояния ЮНЕСКО. Не меньшее значение для путешественников имеет и Девичья башня, одна из легендарных достопримечательностей Баку. Интересны и бакинские музеи, в частности, расположенный в красивейшем современном здании Азербайджанский государственный музей ковра.

Бакинская агломерация сегодня весьма уверенно смотрит в будущее, оставаясь и по «численному составу», и по совокупной экономической мощи «агломерацией номер один» всего Кавказа.

Предыдущие статьи цикла:

Милан: агломерация денег и моды

Манчестер — модная агломерация XXI века

Большой Дрезден: культура, фармацевтика, “силиконовая Саксония”

«Большой Стамбул» — столица Евразии

Северная столица… Испании?

Бордо: винная агломерация номер один

Ганновер: из королевской столицы в центр агломерации

Познанский повет «Великой Польши»

Любимый город Чехова нашёл свою нишу в XXI веке

Регион Глазго — шотландская агломерация номер один

Агломерация по гамбургскому счёту

Культурное и транспортное разнообразие большого Тбилиси

Агломерация, где течёт портвейн

«Европейская метрополия Лилля»: комфорт для всех

Рейнско-Неккарский регион: агломерация без мегаполисов

Ведущая агломерация Сицилии

Большой Лодзь: новая жизнь «польского Манчестера»

Большой Бирмингем: от колыбели индустрии к агломерации услуг

Большая Валенсия — содружество муниципалитетов

Центральная Германия: агломерационный регион работает на «неотставание»

Большой Загреб: и для города, и для округа

Большая лионская премьера

Балтийская агломерация как кооперация самоуправлений

Бремен – Ольденбург – космическая агломерация «вольного города»

Энергия развития древней Софии

«Большой Осло» – «статистический регион» с реальными козырями

Большой Ливерпуль в руках креативных лейбористов

Большой Мюнхен – не только футбольная столица Германии

Минская агломерация – курс на города-спутники

Самая большая агломерация Средиземноморья

Три тысячи квадратных километров «Большого Марселя»

Самая близкая к Петербургу агломерация

Агломерация для «цюрихских гномов»…. и не только

«Большой Будапешт» – лучшее европейское направление

Рим-столица – итальянская агломерация номер один

Дублин – тех-столица Европы

Вильнюс: новая жизнь старого города

Самая многочисленная и мощная агломерация «страны номер один» ЕС

Белград – креативная агломерация

Лиссабонский субрегион – локомотив Португалии

Роттердам + Гаага = портово-судебная агломерация

«Большой Гётерборг»: от центра до периферии

«Большая Вена»: когда комфорт соединяются с солидарностью

Варшава – агломерация номер один восточной зоны Евросоюза

Турин – агломерация Фиата и футбола

Главная экономическая агломерация Европы

Копенгагенская агломерация: дорогая и красная

Становление «Большого Бухареста»

Как Прага связана со Среднечешским краем

Мадридское сообщество: комфорт и благополучие

Берлин-Бранденбург – креативный регион

Брюссель: «регион-столица» Европы

«Большой Стокгольм»: экология, транспорт, цены

Большой Париж: агломерация как средство социальной кооперации

Поделиться ссылкой: