Продолжаем серию статей «Агломерации Европы». На этот раз доктор исторических наук, профессор факультета международных отношений СПбГУ Руслан КОСТЮК рассказывает о самой мощной агломерации Кавказа — Большом Баку.
Столица Азербайджана Баку давно считается ведущим экономическим, промышленным и научно-техническим центром Южного Кавказа, главным городом-портом на Каспийском море. Но если смотреть на реальные цифры, столичная агломерация в Азербайджане, объединяя около 2,8 миллиона человек, вполне может рассматриваться как самая крупная агломерационная зона на всём Кавказе. Зона, охватывающая, по сути, весь Апшеронский полуостров.

Баку имеет древнюю историю. На протяжении многих веков город принадлежал Ирану. Перейдя в XIX веке под русский контроль, Баку со временем стал губернским центром. Именно на территории Бакинской губернии впервые в мире механическим путём пробурили нефтяную скважину. Под Баку, в Сураханах, в середине XIX века был основан первый в империи керосиновый завод. Став центром не только российской, но и мировой нефтяной промышленности, Баку начал активно привлекать иностранные капиталы, что, разумеется, оказало положительное влияние и на развитие городского благоустройства. Помимо нефтяных промыслов, в Баку развивалось также ткацкое производство, открывались механические заводы, росли табачные фабрики, создавались обрабатывающие предприятия. Фактор многонационального бакинского пролетариата проявил себя и в годы Первой русской революции, и в 1917 году, и в дальнейшем.
В советскую эпоху Баку выполнял роль главного промышленного центра в Закавказье. Во время Великой Отечественной это был стратегический центр обеспечения военной авиации и бронетехники. В послевоенную эпоху вкладывались немалые средства в развитие различных отраслей промышленности – как собственно в столице республики, так и на территории всего Апшерона.
Вот уже более 30 лет Баку – столица независимого азербайджанского государства. Безусловно, по сравнению с другими столичными агломерациями Южного Кавказа, можно говорить о более быстрых и качественных темпах развития азербайджанской столицы и её агломерационной зоны. Это относится к самым разным областям жизнедеятельности. Например, в плане экономики произошли существенные сдвиги. Баку уверенно развивается как международный экономический центр, в его экономике по-прежнему значимую роль играют машиностроение, пищевая и текстильная промышленности, но предприятия заметно обновились и усовершенствовались. Также в «Большом Баку» стало больше предприятий военно-промышленного комплекса; Баку может рассматриваться и как один из ведущих на постсоветском пространстве центр высоких информационных технологий.
Представляется, что в Баку большое внимание отводят вопросу о самом развитии агломерации. Несколько лет назад был принят Региональный план развития до 2030 года. Директор Бакинского государственного проектного института Ильгар Исбатов в данной связи отмечает: «Мы стремимся к тому, чтобы в самом Баку разгрузить транспортные потоки и решить иные проблемы…» В частности, сделать столицу Азербайджана более здоровым городом, перенеся всю нефтяную промышленность и иные исторически сложившиеся индустриальные зоны за пределы города. Также предусмотрено развитие восточной части города.
Впрочем, Региональный план имеет отношение не только к столице; в нём, в частности, речь шла и о создании четырёх современных технологических зон в Сумгаите. Именно экономический аспект здесь может рассматриваться как определяющий. Недаром, наверное, в минувшем году последовал указ президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева о создании Бакинского экономического района.
Важно отметить, что «агломерационная» политика Баку в таком централизованном и обладающим лишь де-юре местным самоуправлением государстве, как Азербайджан, проводится всё-таки «сверху». К примеру, глава исполнительной власти Баку Эльдар Азизов, как в Беларуси, никем не избирался, а был в 2018 году назначен на этот пост президентом Алиевым. Но отчасти благодаря тому, что эта политика патронируется и контролируется исполнительной властью государства, на её реализацию выделяются существенные средства.
И это, в свою очередь, приносит результаты. Мне приходилось бывать в Баку в советское время; последний раз в этом городе я был в середине 2010-х. Конечно, я мог констатировать, что город заметно преобразился. И речь не только о том, что этими преобразованиями могут пользоваться транснациональные корпорации или финансовый капитал, хотя с их присутствием в «Большом Баку», без сомнений, проблем нет. Стало больше зелёных зон, появились современные и гораздо более комфортные дома для проживания обычных людей, торговые центры… Сколь я знаю, улучшились и условия жизни прилегающих к столице районов Апшеронского полуострова.
Своим культурным измерением Баку продолжает привлекать гостей из других стран. Моя покойная мама, сама уроженка Баку, неоднократно говорила мне, что в советскую эпоху столица Азербайджана считалась самым интернациональным городом Советского Союза. После развала СССР этнический состав жителей Баку заметно изменился, но, что любопытно, русский турист, как и в прошлом, вполне может объясниться в Баку и его предместьях, не прибегая к иностранным языкам…
Для тех, кто ценит культурные объекты и достопримечательности, современный Баку, что называется, открыт. В городе действуют немало драматических театров (включая и русский драмтеатр), далеко за пределами Азербайджана известны Азербайджанский государственный театр оперы и балета и Бакинская музыкальная академия. Расположенный в самом центре города квартал Ичери-Шехер с комплексом дворца Ширваншахов входит в список памятников Всемирного культурного достояния ЮНЕСКО. Не меньшее значение для путешественников имеет и Девичья башня, одна из легендарных достопримечательностей Баку. Интересны и бакинские музеи, в частности, расположенный в красивейшем современном здании Азербайджанский государственный музей ковра.
Бакинская агломерация сегодня весьма уверенно смотрит в будущее, оставаясь и по «численному составу», и по совокупной экономической мощи «агломерацией номер один» всего Кавказа.
Предыдущие статьи цикла:
Милан: агломерация денег и моды
Манчестер — модная агломерация XXI века
Большой Дрезден: культура, фармацевтика, “силиконовая Саксония”
«Большой Стамбул» — столица Евразии
Бордо: винная агломерация номер один
Ганновер: из королевской столицы в центр агломерации
Познанский повет «Великой Польши»
Любимый город Чехова нашёл свою нишу в XXI веке
Регион Глазго — шотландская агломерация номер один
Агломерация по гамбургскому счёту
Культурное и транспортное разнообразие большого Тбилиси
Агломерация, где течёт портвейн
«Европейская метрополия Лилля»: комфорт для всех
Рейнско-Неккарский регион: агломерация без мегаполисов
Большой Лодзь: новая жизнь «польского Манчестера»
Большой Бирмингем: от колыбели индустрии к агломерации услуг
Большая Валенсия — содружество муниципалитетов
Центральная Германия: агломерационный регион работает на «неотставание»
Большой Загреб: и для города, и для округа
Балтийская агломерация как кооперация самоуправлений
Бремен – Ольденбург – космическая агломерация «вольного города»
Энергия развития древней Софии
«Большой Осло» – «статистический регион» с реальными козырями
Большой Ливерпуль в руках креативных лейбористов
Большой Мюнхен – не только футбольная столица Германии
Минская агломерация – курс на города-спутники
Самая большая агломерация Средиземноморья
Три тысячи квадратных километров «Большого Марселя»
Самая близкая к Петербургу агломерация
Агломерация для «цюрихских гномов»…. и не только
«Большой Будапешт» – лучшее европейское направление
Рим-столица – итальянская агломерация номер один
Вильнюс: новая жизнь старого города
Самая многочисленная и мощная агломерация «страны номер один» ЕС
Белград – креативная агломерация
Лиссабонский субрегион – локомотив Португалии
Роттердам + Гаага = портово-судебная агломерация
«Большой Гётерборг»: от центра до периферии
«Большая Вена»: когда комфорт соединяются с солидарностью
Варшава – агломерация номер один восточной зоны Евросоюза
Турин – агломерация Фиата и футбола
Главная экономическая агломерация Европы
Копенгагенская агломерация: дорогая и красная
Становление «Большого Бухареста»
Как Прага связана со Среднечешским краем
Мадридское сообщество: комфорт и благополучие
Берлин-Бранденбург – креативный регион
Брюссель: «регион-столица» Европы
«Большой Стокгольм»: экология, транспорт, цены
Большой Париж: агломерация как средство социальной кооперации