Продолжаем серию статей «Агломерации Европы». На этот раз доктор исторических наук, профессор факультета международных отношений СПбГУ Руслан КОСТЮК рассказывает о столице Грузии, которая выросла в «Большой Тбилиси».
Иногда беседуя с коллегами-экспертами по эволюции современных агломераций, я прихожу к выводам, что нам очень хорошо известны проблемы и успехи агломерационных зон в Западной Европе, но при этом мы часто не обращаем внимание на примеры, имеющие место на постсоветском пространстве. Это печально и, думается, подобные пробелы следует устранять.
В южнокавказском регионе одной из крупнейших агломераций на сегодняшний день является Большой Тбилиси — агломерационная зона, растянувшаяся вокруг столицы грузинского государства. С некоторой долей иронии эту зону можно ещё назвать «Тбилиси плюс»: из одного миллиона 485 тысяч проживающих там людей 1,1 миллион приходится непосредственно на сам город Тбилиси.
Столица Грузии имеет особый юридический статус, оговорённый в национальной Конституции и в специальном законе 1998 года о Тбилиси. Согласно нему, у города имеются мэр и своё городское собрание, избираемые раз в пять лет. С 2017 года городскую власть в Тбилиси возглавляет в прошлом известный футболист, бывший первый заместитель премьер-министра Грузии и один из лидеров левоцентристской партии «Грузинская мечта» (ГМ) Каха Каладзе.
Соответственно, представители ГМ контролируют и работу городского собрания. После серии административных реформ Тбилиси был разделён на 10 районных единиц, названных в честь исторических кварталов этого красивого города. Заметим также, что речь идёт о старинном городе; первые письменные упоминания о Тбилиси относятся к IV в.
Тбилиси — не просто экономический центр Грузии, он, можно сказать, её мотор: в агломерационной столичной зоне вырабатывается около половины валового внутреннего продукта (ВВП) страны. При этом Большой Тбилиси по структуре экономического развития очень мало чем отличается от других столичных городов Европы. Статистика показывает, что сфера услуг на сегодня даёт около 90% тбилисского бюджета. И, как и в других странах, жители столичной агломерации в Грузии явно позажиточнее, чем обитатели грузинской провинции: в столичном регионе уровень доходов населения примерно на 50% выше среднегрузинских показателей.
Конечно, в социальном отношении далеко не все дела обстоят благополучно; так, в районе «Большого Тбилиси» зафиксирован достаточно высокий уровень безработицы (свыше пятой части населения) — гораздо больший в процентном и численном отношении, чем в Грузии в целом.
За свою долгую историю Тбилиси познал принадлежность к разным империям и это сказалось на его культурном и этническом колорите. Без сомнения, все эти особенности столицы Грузии привлекают в Тбилиси всё новых гостей. В «докоронавирусный» 2019 год Тбилиси принял 3,7 миллиона туристов, большое количество которых — граждане России. И это, к слову, несмотря на отсутствие между нашими странами дипломатических отношений, фактор который не может не вызывать глубокого сожаления.
Тбилиси есть что предъявить иностранным гостям, как в том, что касается исторического измерения, так и современности. Архитектура старого города носит разнообразный характер, она испытала влияние византийского стиля, неоклассицизма, арт-нуво, средневековой восточной традиции, равно как и советского модерна. Грузия, как известно, страна с давними песенными и музыкальными культурами. В Тбилиси действуют Тбилисская государственная консерватория, Тбилисский театр оперы и балета, Государственный академический театр имени Шота Руставели.
Столица Грузии располагает широким кругом музеев различного типа. Самым важным тут, пожалуй, можно считать Национальный музей, в структуру которого входит музей искусств. В 2012 году был открыт Музей нового искусства. Тбилиси также по праву считается одним их ведущих научных центров Южного Кавказа. Среди ведущих вузов города значатся Тбилисский государственный университет, Тбилисский государственный медицинский университет (самое крупное на Кавказе учреждение для подготовки врачебных кадров), Грузинский технический университет.
Левоцентристская местная власть в столице Грузии заботится о надлежащем развитии парков и рекреационных зон, имеющих отношение к системе «Большого Тбилиси»; в столичной агломерации немало подобных зон для отдыха и занятия разными видами спорта. Иностранцев, приезжающих в столицу Грузии, может ожидать и активный отдых в её предместьях. В общем, как отмечает мэр Каха Каладзе, «используя богатое культурно-историческое наследие, мы развиваем современную городскую культуру, основываясь на общественных нуждах и интересах.»
Ещё один фактор, о котором следует сказать применительно к столичной агломерации, — это транспортное разнообразие. Оно, конечно, касается «макро-транспорта»: наличие в агломерационной зоне «Большого Тбилиси» международного аэропорта имени Шота Руставели (в позапрошлом году он принял миллионы иностранных туристов) и городского вокзала.
Но и на собственно местном уровне дело обстоит достаточно неплохо. Созданное ещё в советский период метро насчитывает более 20 станций, некоторые из которых относятся к столичной периферии. В прошлом году было принято решение о реновации всех станций, обновлении их дизайна, а также о закупке для столичного метрополитена 40 новых составов. В будущем есть план довести метро до Тбилисского международного аэропорта и даже находящегося в 30 километрах от столицы города Рустави.
Постоянно обновляется (в том числе за счёт закупок новейших украинских автобусов) и автобусный парк столицы Грузии. Недавно мэрия анонсировала расширение общественной транспортной системы, введение новых автобусных коридоров. Всего же в столице и в столичном регионе действуют сейчас около 240 линий. Следует отметить также, что местная власть постоянно способствует развитию велосипедного транспорта, создавая, в особенности в «зелёных» районах столицы и пригородах, новые велодорожки.
Предыдущие статьи цикла:
Агломерация, где течёт портвейн
«Европейская метрополия Лилля»: комфорт для всех
Рейнско-Неккарский регион: агломерация без мегаполисов
Большой Лодзь: новая жизнь «польского Манчестера»
Большой Бирмингем: от колыбели индустрии к агломерации услуг
Большая Валенсия — содружество муниципалитетов
Центральная Германия: агломерационный регион работает на «неотставание»
Большой Загреб: и для города, и для округа
Балтийская агломерация как кооперация самоуправлений
Бремен – Ольденбург – космическая агломерация «вольного города»
Энергия развития древней Софии
«Большой Осло» – «статистический регион» с реальными козырями
Большой Ливерпуль в руках креативных лейбористов
Большой Мюнхен – не только футбольная столица Германии
Минская агломерация – курс на города-спутники
Самая большая агломерация Средиземноморья
Три тысячи квадратных километров «Большого Марселя»
Самая близкая к Петербургу агломерация
Агломерация для «цюрихских гномов»…. и не только
«Большой Будапешт» – лучшее европейское направление
Рим-столица – итальянская агломерация номер один
Вильнюс: новая жизнь старого города
Самая многочисленная и мощная агломерация «страны номер один» ЕС
Белград – креативная агломерация
Лиссабонский субрегион – локомотив Португалии
Роттердам + Гаага = портово-судебная агломерация
«Большой Гётерборг»: от центра до периферии
«Большая Вена»: когда комфорт соединяются с солидарностью
Варшава – агломерация номер один восточной зоны Евросоюза
Турин – агломерация Фиата и футбола
Главная экономическая агломерация Европы
Копенгагенская агломерация: дорогая и красная
Становление «Большого Бухареста»
Как Прага связана со Среднечешским краем
Мадридское сообщество: комфорт и благополучие
Берлин-Бранденбург – креативный регион
Брюссель: «регион-столица» Европы
«Большой Стокгольм»: экология, транспорт, цены
Большой Париж: агломерация как средство социальной кооперации