Варшава – агломерация номер один восточной зоны Евросоюза

warshava

Продолжаем серию статей «Агломерации Европы». На этот раз доктор исторических наук, профессор факультета международных отношений СПбГУ Руслан КОСТЮК рассказывает о столице Польши – «Большой Варшаве». 

Варшава – это пятый по численности постоянных жителей город в Евросоюзе

По политической и экономической значимости расположенные в восточной части Европейского Союза (ЕС) агломерации всё-таки уступают своим «визави» из Западной Европы. Однако это не мешает им достаточно поступательно и активно развиваться, что в полной степени относится и к варшавской агломерации.

Всё-таки Варшава – это пятый по численности постоянных жителей город в Евросоюзе, значительный политический, экономический и культурный центр в Восточной Европе. Собственно, если брать посткоммунистические страны Центральной и Восточной Европы, то именно «Большая Варшава» может претендовать на «титул» самой крупной агломерации: в самом городе проживают 1,8 миллиона жителей, а уже столичная агломерация, занимающая площадь более 500 квадратных километров, вмещает в себя примерно 3,1 миллиона человек.

Если брать посткоммунистические страны Центральной и Восточной Европы, то именно «Большая Варшава» может претендовать на «титул» самой крупной агломерации.

Конечно, былая слава Варшавы как одного из самых оригинальных городов мира, который путешественники некогда называли «северным Парижем», возможно, безвозвратно утеряна в пучине Второй мировой войны, когда не менее 85% всех зданий главного польского города были разрушены. Однако, чего не отнять у современной Варшавы, это её динамичного и уверенного развития.

Уже в 2010-е годы столица Польши вошла в тридцатку  городов, наиболее удобных для проживания, в международном рейтинге «дружественных бизнесу городов» заняла вполне почётное четвёртое место и вошла в десятку самых развитых городов по уровню «человеческого капитала». Эксперты полагают, что в нынешней Центральной и Восточной Европе Варшава может считаться одним из самых комфортных городов.

Однако, говоря собственно о столице Польши, следует иметь в виду, что её успехи в значительной мере разделяют и окрестности Варшавы. В отличие от таких мегаполисов как Лондон, Берлин и Мадрид в административном отношении пригороды Варшавы отделены от неё. Но и сама Варшава не представляет собой отдельного региона, а входит в самое многочисленное воеводство страны – Мазовецкое воеводство, расположенное в восточной части Польши. Собственно, понятие «Большая Варшава» объединяет столичный муниципалитет и прилегающие к нему районы Мазовецкого воеводства.

Сама Варшава не представляет собой отдельного региона, а входит в самое многочисленное воеводство страны – Мазовецкое воеводство.

То, что в Мазовецком воеводстве наиболее высокий в Польше уровень жизни (средние зарплаты там составляют примерно 160% от общепольского уровня) и наименьшая безработица (менее 4%), связано, без сомнения, с «варшавским фактором». В конце концов, пятая часть польского валового внутреннего продукта создаётся именно в Варшаве и прилегающих к ней районах. Этот же фактор делает Мазовецкое воеводство центром науки, исследований, образования, промышленности и инфраструктуры. С другой стороны, тот момент, что пятая часть территории воеводства покрыта лесами, это уже явный плюс для Варшавы.

Жители прилегающих к столице Польши районов Мазовецкого воеводства – натуральный резерв рабочей силы для Варшавы. Это тем более важно, что после вступления Польши в Евросоюз происходила энергичная перестройка столичного хозяйства, создавались новые рабочие места в секторах информатики, технологии и бизнеса, в Варшаве зарегистрированы сотни тысяч предприятий и фирм.

Вместе с тем влияние носит всё-таки взаимный характер. Лидирующие позиции Варшавы как не просто административного, но и культурного центра страны оказывает серьёзное воздействие на всё Мазовецкое воеводство. Крупнейшие высшие учебные заведения, начиная с Варшавского университета, театры (Национальная опера, считающаяся самой большой оперой в мире, Национальный театр, Большой театр) и концертные залы, музейные центры (Национальный музей) – это Варшава!

Пятая часть польского валового внутреннего продукта создаётся именно в Варшаве и прилегающих к ней районах.

Старый город Варшавы, за последние годы заметно обновлённый и похорошевший, с королевскими дворцом и сквером, колонной короля Сигизмунда, неизменно привлекают гостей столицы Польши, но ведь внешний туризм затрагивает и Мазовецкое воеводство.

В последние годы заметно увеличились расходы на здравоохранение (и здесь, надо отметить, заслуга не только варшавской администрации, возглавляемой праволиберальной партией «Гражданская платформа», но и центрального правительства консерваторов из партии «Право и справедливость»), знаковыми моментами стало возведение оснащённых новейшей техникой онкологического и детского здравоохранительного центров. Но опять же, с «варшавских щедрот» улучшается и медицинское обслуживание во всей столичной агломерации.

В нашей литературе не раз приходилось встречать сообщения о том, что Польша после расширения ЕС на восток стала самым крупным реципиентом европейских фондов. Это так, но ведь, будем справедливы, деньги-то не ушли в песок… Значительная часть средств европейских фондов пошла на обновление транспорта Варшавы и её предместий: на Международный аэропорт имени Шопена (кстати, самый мощный по числу обслуживаемых пассажиров в восточной части ЕС), на переоборудование Мазовецких железных дорог, что, в том числе, означало и создание новых маршрутов между Варшавой и более отдалёнными городками Мазовецкого воеводства.

Мазовецкое воеводство — польский центр науки, исследований, образования, промышленности и инфраструктуры.

Средства европейских фондов шли и на закупку новых автобусов и трамваев для Варшавы, в том числе обслуживающих те маршруты, которые связывают центр Варшавы и «периферийные» зоны. В 1995 году было запущено столичное метро, которое неизменно расширяется за счёт строительства новых станций, в том числе в рамках «Большой Варшавы».

Ещё одной фишкой столичных властей стало развитие специальных велосипедных остановок «Ветурило», на которых все желающие могут за символическую цену взять на прокат велосипед… Можно по-разному относиться к внутренней и особенно внешней политике, проводимой современной Польшей, но нельзя не констатировать, что в стране делается немало для дальнейшего развития вперёд столичной агломерации.

РУСЛАН КОСТЮК, доктор исторических наук

Предыдущие статьи цикла:

Турин — агломерация Фиата и футбола

Главная экономическая агломерация Европы

Копенгагенская агломерация: дорогая и красная

Становление «Большого Бухареста»

Как Прага связана со Среднечешским краем

Мадридское сообщество: комфорт и благополучие

Берлин-Бранденбург – креативный регион

Брюссель: «регион-столица» Европы

«Большой Стокгольм»: экология, транспорт, цены

Большой Париж: агломерация как средство социальной кооперации

Вам будет интересно