Перейти к содержимому
Главная страница Дублин – тех-столица Европы

Дублин – тех-столица Европы

Продолжаем серию статей «Агломерации Европы». На этот раз доктор исторических наук, профессор факультета международных отношений СПбГУ Руслан КОСТЮК рассказывает о столице Ирландии – «Большом Дублине».

«Большой Дублин» – на редкость динамично развивающаяся агломерация

Дублин, столица Ирландской Республики, также имеет статус самой крупной агломерации ирландского государства. В целом население «Большого Дублина» равняется примерно 1,9 миллиона человек, что достаточно много для Ирландии; эта цифра охватывает 40% населения Республики. Дублинской регион с 1993 года считается единым графством, но при этом вопрос о властных полномочиях в рамках региона решается не очень просто.

Дело в том, что на уровне региона имеет место общая исполнительная власть, равно как и единые органы полиции, общая транспортная инстанция. Региональное управление отвечает, в частности, за очищение территорий, планирование, стратегическое развитие, функционирование библиотек, сбор налогов у автовладельцев, строительство местных дорог, а также за региональный социальный жилой фонд. Однако, что примечательно, изначально Дублинский регион был лишён собственного представительного органа власти. Эти органы в виде муниципальных советов действуют для четырёх муниципалитетов, составляющих Дублинский регион, включая, собственно, сам столичный муниципалитет, возглавляемый лорд-мэром.

Вряд ли в Евросоюзе в конце ХХ – начале XXI веков ещё какая столичная зона развивалась столь массировано, как «Большой Дублин».

«Большой Дублин» – на редкость динамично развивающаяся агломерация. Вряд ли в Евросоюзе в конце ХХ – начале XXI веков ещё какая столичная зона развивалась столь массировано, как «Большой Дублин». Этот регион в период с 1990 по 2007 годы буквально удвоил свой внутренний валовый продукт (ВВП). В итоге сегодня по ВВП на душу населения столичный регион поднялся до уровня около 70 тысяч евро в год, опережая все остальные ирландские регионы. Когда-то Ирландия, и вполне обоснованно, могла считаться западноевропейским захолустьем. Но сегодня с такими показателями страна вышла на одно из лидирующих мест в ЕС.

Что касается «Большого Дублина», он очень активно развивается за счёт различных направлений. Это и новейшие информационные технологии, и финансовый сектор, и традиционная, но прошедшая эффективную стадию конверсии промышленность, и ритейл, и строительство. Дублину всё время нужны квалифицированные рабочие руки, незанятость в столичной зоне невысокая – лишь мене 6%. При этом «социологическое лицо» ирландской столицы и прилегающих к ней территорий весьма молодое. Средний возраст жителей Дублинского региона всего 35 лет и столица Ирландии считается одной из самых молодых столиц современной Европы.

Дублину всё время нужны квалифицированные рабочие руки, незанятость в столичной зоне невысокая – лишь мене 6%.

Эксперты нередко называют Дублин «европейской тех-столицей» (или основным «дигитал-хабом»), и для этого имеются веские основания. Согласно статистическим данным, большинство занятых в Дублине работают в сферах, в той или иной степени связанных с услугами и высокими технологиями. Дублин активно привлекает специалистов по информационным технологиям не только из Западной Европы, но и Центральной и Восточной Европы (поляки сегодня могут рассматриваться как основное этническое меньшинство в «Большом Дублине»), разных частей Азии. На территории «Большого Дублина» расположены представительства всемирно известных компаний, таких, как Microsoft, Google, Amazon, eBay, Yahoo!

Действительно, Дублинской регион относится к числу самых элитных в «Старом Свете». «Большой Дублин» входит в десятку самых богатых по уровню доходов на душу населения агломераций Европы и также находится среди 15 наиболее дорогостоящих регионов ЕС. Возможно, это не совсем коррелируется с «молодёжным профилем» ирландской столицы, но фактом остаётся то, что Дублин с каждым годом привлекает всё больше молодых и талантливых специалистов.

К слову, Дублин – это ещё известный центр образования в Западной Европе. Например, в основанном ещё в XVI столетии Университете Дублине обучаются сегодня 18 тысяч студентов, а в Национальном университете Ирландии – вообще около 30 тысяч. В столице Ирландии немало «отраслевых» технических высших учебных заведений, самым известным из которых может считаться Дублинский институт технологий.

Дублин активно привлекает специалистов по информационным технологиям не только из Западной Европы, но и Центральной и Восточной Европы (поляки сегодня могут рассматриваться как основное этническое меньшинство в «Большом Дублине»), разных частей Азии.

Несмотря на свою дороговизну, романтическая Ирландия с каждым годом привлекает всё больше иностранных туристов, а поездка в островное государство вряд ли возможна без посещения «Большого Дублина». Бесспорно, Дублин – это и главный культурный очаг Ирландии. На самом деле, Дублин будет своим для людей с самыми разными вкусами – для знатоков литературы, любителей театра, специалистов в области архитектуры, адептов «религиозного туризма», фанатов пива и эля, тех, кто не мыслит себя без ночной жизни.

Но, к слову сказать, в последние годы Дублинской регион позиционирует себя ещё и как спортивный город. Дело не только в том, что там популярны различные виды спорта; такие, как регби, футбол или бокс. В Дублинском регионе действуют немало спортивных клубов и бассейнов, открытых для всех желающих. Созданы прекрасные условия для любителей бега. Дублин богат самыми разнообразными парками, которые покрывают площадь в полторы тысячи гектаров. Кроме того, около 15% дублинцев регулярно занимаются велосипедным спортом; создаются всё новые велодорожки, парковки для велосипедов, пункты проката.

«Большой Дублин» обладает и весомыми «транспортными козырями». Тем более, что как раз регион отвечает за функционирование местного транспорта. Помимо международного аэропорта и двух вокзалов, столица Ирландии и прилегающие к нему муниципалитеты имеют и хорошо отлаженную локальную транспортную систему. В данном случае речь идёт о наличии внушительного автобусного парка (в столице и предместьях в совокупности функционируют около 200 маршрутов), благодаря которому соединяются друг с другом и с центром ирландской столицы самые отдалённые части Дублинского региона. Имеется и несколько популярных среди горожан и туристов трамвайных линий. На остановках общественного транспорта пассажиры получают на электронном табло информацию о прибытии следующего автобуса или трамвая в режиме реального времени. Для регионального транспорта действует и единая проездная смарт-карта… Что же, транспортный фактор также подтверждает закономерность образа восприятия Дублина как «тех-столицы Европы».

Предыдущие статьи цикла:

Вильнюс: новая жизнь старого города

Самая многочисленная и мощная агломерация «страны номер один» ЕС

Белград – креативная агломерация

Лиссабонский субрегион – локомотив Португалии

Роттердам + Гаага = портово-судебная агломерация

«Большой Гётерборг»: от центра до периферии

«Большая Вена»: когда комфорт соединяются с солидарностью

Варшава – агломерация номер один восточной зоны Евросоюза

Турин – агломерация Фиата и футбола

Главная экономическая агломерация Европы

Копенгагенская агломерация: дорогая и красная

Становление «Большого Бухареста»

Как Прага связана со Среднечешским краем

Мадридское сообщество: комфорт и благополучие

Берлин-Бранденбург – креативный регион

Брюссель: «регион-столица» Европы

«Большой Стокгольм»: экология, транспорт, цены

Большой Париж: агломерация как средство социальной кооперации

Поделиться ссылкой: