Брюссель: «регион-столица» Европы

Brussels_1

Руслан Костюк, доктор исторических наук, профессор факультета международных отношений СПбГУ

Мы продолжаем цикл «Агломерации Европы». На этот раз профессор Руслан Костюк расскажет, как живёт «столица объединённой Европы» — Брюссель.   

 «Большой Брюссель» вряд ли можно отнести к ведущим агломерациям Европы. Ведь площадь Брюссельского региона насчитывает всего 161 квадратный километр, а постоянно проживают на этой территории всего 1,2 миллиона человек. Но с учётом того, какую колоссальную политическую и международную роль играет сегодня Брюссель, в котором сконцентрированы органы и институты НАТО и Европейского Союза (ЕС), данная агломерация представляется весьма «знаковой» для Европы.

Жители разных предместий Брюсселя имеют все реальные возможности относительно быстро добраться туда, куда они хотят

Ещё в 1971 году, когда только начинались процессы децентрализации бельгийского государства, была де-юре основана Брюссельская агломерация, получившая тогда определённые права в вопросах управления территорией, развития транспорта, сфере здравоохранения, развитии общественной собственности и экономики. Но понадобилось затем ещё порядка двадцати лет, чтобы трансформировать эту агломерацию в регион Брюссель-Столица, ставший с 1989 году одним их трёх «субъектов» бельгийского государства наравне с голландоязычной Фландрией и франкоязычной Валлонией.

В этом году, к слову, исполнится 30 лет с момента первых прямых выборов брюссельского регионального парламента. Сегодня он насчитывает 89 членов, включая 72 депутата от франкоязычной и 17 от нидерландоязычной «коллегий», что лишь подчёркивает лингвополитическую уникальность этого города, окружённого со всех сторон территориями Фламандского региона.

Как отмечает профессор Брюссельского свободного университета Паскаль Дельвит, «в силу глубокой регионализации современного бельгийского государства Брюссельский регион наделён очень значительными компетенциями в вопросах внутренней политики, транспорта, защиты окружающей среды, урбанистики». Реализует эту политику подотчётная региональному парламенту исполнительная власть в лице местного правительства.

После майских региональных выборов это правительство имеет левоцентристскую направленность и возглавляется министром-президентом Руди Веервуртом, представляющим социалистов. Любопытно, что де-факто в региональном парламенте существуют условия для создания сугубо левого большинства, но в конечном счёте социалисты и «зелёные» сделали выбор в пользу политического альянса с либералами, а не с марксистской Партией труда Бельгии (ПТБ). Очередная реформа бельгийского государства привела к тому, что с 2014 года компетенции региональной законодательной и исполнительной власти ещё более расширились, особенно в области экономического развития и урбанистики.

Состоящий из 17 коммун Брюссельский регион имеет перед собой немало проблем. Например, значительная перенаселённость; на его территории в среднем на квадратный километр приходится 7,3 тысячи жителей. В «Большом Брюсселе» уровень безработицы гораздо выше, чем в целом по стране. Она охватывает до 16% населения. Ещё один реальный вызов для региона заключается в том, что если по Валлонии и Фландрии уровень постоянно проживающих иммигрантов составляет 3-4% населения, то на территории Большого Брюсселя в некоторых коммунах он уже выше четверти населения. Вопрос о «социальной интеграции» многочисленных иммигрантов крайне актуален для всего Брюссельского региона.

Также, как отмечает глава столичного региона Р. Веервурт (к слову, одновременно к этой высокой должности этот политик-социалист уже долгие годы продолжает возглавлять столичную коммуну Эвер), «для «Большого Брюсселя» крайне приоритетной проблемой остаётся окружающая среда». Вообще, в первую очередь за счёт столичный предместий, 14% территории столичного региона приходится на природные ландшафты. И их региональная власть энергично защищает. Леса, такие как Камбр, или парки (Лаекен, парк короля Бодуэна) были и остаются серьёзной заботой региональной власти.

Как уже отмечалось, с учётом высокой плотности населения, Брюссель и прилегающие к бельгийской столице коммуны, весьма застроены. Но это не означает, что региональная власть не занимается реновацией и урбанистикой. В структуре и мэрии Брюсселя, и регионального правительства имеются соответствующие департаменты. Брюссель весьма богатый по европейским меркам регион, способный пригасить (в том числе и используя гранты и субсидии ЕС) лучших архитекторов со всего мира.

Только что вновь побывав в Брюсселе для участия там в Форуме европейских левых, прогрессивных и зелёных сил, я специально поинтересовался, каким образом функционирует в городе и регионе в целом транспорт. Отметим, что он является полностью общественным. Находящиеся в региональном управлении метро, автобусный парк и трамваи принадлежат региональной компании STIB. При этом и метро, и автобусные маршруты, и трамваи доходят до самых отдалённых кварталов и коммун столичного региона. А речь идёт о четырёх линиях метрополитена протяжённостью в 40 километров, 18 трамвайных линиях, растянувшихся в 143 километра, а также о примерно 50 автобусных маршрутах, действующих на территории в 360 километров. При этом имеются специальные «ночные» маршруты, что для такого города, как Брюссель, весьма актуально.

Даже представители оппозиции в Брюсселе считают, что городской транспорт работает в целом очень эффективно. Как сказал в разговоре со мной европейский депутат Марк Ботенга от ПТБ, «в последнее время региональный транспорт стал более чистым и комфортным для потребителей, включая лиц с ограниченными возможностями». Многие годы за транспортное направление в городской и региональной власти отвечают представители социалистов, которые в Бельгии сохраняют сильные связи с профсоюзным движением. Это обстоятельство также важно для понимания, почему в «столице Европы» серьёзные транспортные проблемы отсутствуют, а жители разных предместий «региона-столицы» имеют все реальные возможности относительно быстро добраться туда, куда они хотят.

Р.S. Отметим роль транспорта в развитии Брюссельской агломерации. Очень важно, что жители «столицы Европы» «имеют все реальные возможности относительно быстро добраться туда, куда они хотят». А вот жители Мурино, Кудрово, Бугров, а тем более нового квартала, строящегося за петербургский КАДом в районе Охтинского разлива, этой возможности лишены. Будем надеяться – пока. Ибо без транспортной взаимосвязи с Петербургом эти кварталы очень быстро превратятся в многоэтажные гетто.

Вам будет интересно