Особняк Генриха Графтио в Волхове, где расположен музей истории этого города, собираются капитально ремонтировать. Давно пора. Столетнее деревянное здание находится далеко не в лучшем состоянии.
Тема этого давно назревшего ремонта фигурирует в СМИ уже несколько лет. Сейчас о том, что музей на время реставрации здания закроется на два с половиной года, говорят его сотрудники. Но на официальных порталах правительства Ленинградской области и министерства культуры РФ (здание признано памятником федерального значения) никакой полноценной информации о предстоящем ремонте обнаружить не удалось.
Двухэтажный деревянный дом расположен на левом берегу Волхова прямо напротив плотины Волховской ГЭС (построена в том числе и для того, чтобы «сгладить» знаменитые волховские пороги, которые мешали речному судоходству со времён древнего пути из варяг в греки), в период строительства которой с 1924 по 1927 год здесь жил и работал выдающийся инженер-энергетик Генрих Графтио.
Точная дата постройки здания не установлена. На снимках 1922 года дома ещё нет, в августе 1923-го уже видна расчищенная и подготовленная площадка для строительства с фундаментом, а к весне 1924-го (то есть 100 лет назад) дом был подведён под крышу, и в нём начались отделочные работы. То есть строительство продолжалось с лета 1923-го по лето 1924-го.
«Кто автор проекта здания, неизвестно, но есть предположение, что его спроектировал сам Графтио, “подсмотрев” похожие дома в Швеции во время командировки. Позже такой же дом возвели для Графтио на Свирьстрое, где началось строительство Нижне-Свирской ГЭС. Но тот не пережил войну, а наш уцелел. Дом очень крепкий, сооружён из древесины высокого качества. Отделка — подлинная, со времён Графтио практически не изменилась», — говорит в интервью «Санкт-Петербургским ведомостям» директор музея Ольга Николаева.
Генрих Осипович Графтио (1869-1949), выдающийся российский инженер и учёный-энергетик, один из пионеров отечественного гидроэнергостроительства, профессор ЛЭТИ, действительный член Академии наук СССР. Окончил физико-математический факультет Новороссийского университета в Одессе и Институт инженеров путей сообщения в Санкт-Петербурге, стажировался в Италии, Франции, Швейцарии, США.
Разработал проект первой в России железной дороги с электрической тягой, проекты ГЭС на реках Кавказа, на Вуоксе и Волхове, обосновал возможность строительства ГЭС на равнинной местности. Как главный инженер строительства трамвая в Петербурге лично вёл 16 сентября 1907 года первый вагон по Невскому проспекту. В 1917-1919 годах — руководитель отдела электрификации Наркомата путей сообщения, член Центрального электротехнического совета и член комиссии по разработке плана ГОЭЛРО. В 1938-1947-м — главный инспектор Наркомата электростанций по гидростанциям.
Участвовал в проектировании практически всех строившихся в те годы в СССР ГЭС: главный инженер (1921-1927) строительства Волховской (работы были начаты в 1917-м) и Нижнесвирской ГЭС, в 1927-1937-м начальник и главный инженер Свирьстроя. В 1921-м был арестован года Петроградской ЧК в числе всех руководителей Волховстроя. Освобождён как «крупный специалист» постановлением о «непричастности к делу» после личного вмешательства Владимира Ульянова (Ленина) и Глеба Кржижановского (одного из создателей и партийно-административных кураторов плана ГОЭЛРО).
Двухэтажный дом Графтио на берегу Волхова возле церкви Михаила Архангела представлял собой квартиру из семи комнат со всеми удобствами, гардеробной, застеклённой холодной галереей, открытой террасой и подвалом для хозяйственных нужд. С южной стороны особняк был окружён большим садом, на северо-западе находились подсобные постройки. Вся территория — за забором из штакетника.
Стены этого дома, как и других, построенных на нынешней Октябрьской набережной Волхова для инженерно-технического состава, бревенчатые, фундаменты каменные, заложенные до плотного слоя естественной плиты местного известняка (путиловского камня), крыши крыты в два ряда тёсом с остружкой, полы выполнены из двухдюймовых досок и настланы по деревянным балкам со специальной смазкой.
До того, как поселиться в особняке, Графтио жил и работал в вагоне, который курсировал между Петроградом и Волховстроем. Поскольку на стройку для консультаций приглашались и иностранные (прежде всего шведские) специалисты, дом главного инженера и его помощников использовались и для приёма таких гостей.
К крыльцу дома, построенного на пригорке с подпорной стенкой и на довольно высоком фундаменте, ведут девять ступеней. За входной дверью расположен вестибюль первого этажа, к которому примыкают секретарская, прихожая, рабочий кабинет Графтио (прямоугольное помещение с выступом-фонариком на три окна в сторону электростанции), гостевые, столовая, а также комната, где инженер ежедневно занимался холодным обтиранием.
Деревянная двухмаршевая лестница ведёт на второй этаж, где находились жилые комнаты Генриха Осиповича и его жены — Антонины Адамовны. Также здесь размещается большая комната (над столовой), которая использовалась, в том числе, для производственных совещаний.
В трёх жилых комнатах второго этажа и в хозяйственных помещениях потолки были выполнены из пропитанных олифой досок, в остальных — обшиты тонированной фанерой. Отапливался дом при помощи голландских печей, покрытых кафелем белого цвета. В кабинете — мраморный камин.
После окончания строительства Волховской ГЭС Графтио навсегда покинул этот дом, который затем многократно менял «хозяев». В 1930-е здесь находилась ведомственная гостиница, во время Великой Отечественной войны и до 1950-х тут располагался городской комитет коммунистической партии, потом — горком комсомола, а далее — Дом пионеров и школьников.
Музей истории города Волхова был открыт в этих стенах 3 октября 1969 года по распоряжению Леноблисполкома и решению Волховского горисполкома. Он создавался в основном на общественных началах с активным участием жителей, среди которых тогда было немало тех, кто помнил ход строительства ГЭС и другие обстоятельства, положившие начало этому крупному промышленному центру Ленинградской области.
Основу музейной коллекции, насчитывающей около 11 тысяч единиц хранения, составляют документы и фотоматериалы периода строительства Волховской ГЭС (1919 -1926), архив Генриха Графтио, его мемориальные вещи (включая личный автомобиль марки «М-11-73», который относится к первому выпуску легковых машин в СССР), материалы периода Великой Отечественной войны и дальнейшей истории города.
Основные разделы экспозиции:
- История строительства и развитие железнодорожной станции Званка и прилегающих деревень — 1904-1919 годы.
2. Мемориальный кабинет Генриха Графтио, его жизнь и деятельность в период строительства Волховской гидроэлектростанции.
3. Волховская ГЭС. История строительства. Современность.
4. Алюминиевый завод. Начало алюминиевой промышленности в СССР.
5. История города Волхова в годы Великой Отечественной войны
6. Послевоенный период истории Волхова. Современность.
7. Выставочный зал.
За время его существования Музей истории города Волхова посетили более 400 тысяч человек, проведено более 20 тысяч экскурсий. В среднем музей посещают свыше 8000 человек в год.
«Сейчас наш формат — “музей в музее”. Экспозиция выглядит как при открытии в 1969 году. Возможно, она смотрится немного устаревшей, но, как показывает практика, посетители очень ценят подобную “архаику”. Конечно, зданию нужен ремонт, ведь ему уже век. Запланирован полный комплекс работ по его реставрации, включая благоустройство территории. Также уже готов проект новой экспозиции», — отмечает в своём интервью директор музея Ольга Николаева.
Судя по её словам, в обновлённой после ремонта экспозиции будет сделан больший акцент на деятельности Графтио и ярче показана роль его жены, бессменного секретаря и помощника, а также появятся вездесущие ныне «элементы интерактива», связанные со значением электричества в нашей повседневной жизни и в экономике страны. То есть музей, судя по всему, станет больше мемориальным, чем историческим.
Никаких подробностей о ремонте и реконструкции особняка Графтио не имеется, но было бы резонно старый дом максимально посвятить личности и деятельности его первого хозяина, а для исторических экспозиций построить рядом новое здание (или даже комплекс). Благо свободного места на Октябрьской набережной после расселения и сноса аварийных деревянных домов предостаточно…
Игорь Теплов
Использованы фотоматериалы Музейного агентства Ленинградской области, паблика Музея истории города Волхова во «ВКонтакте», а также справочных ресурсов Интернета