Вильнюс: новая жизнь старого города

Vilnus_5

Продолжаем серию статей «Агломерации Европы». На этот раз доктор исторических наук, профессор факультета международных отношений СПбГУ Руслан КОСТЮК рассказывает о «Большом Вильнюсе».

В «Большом Вильнюсе» проживает 600 тысяч человек: более 60% вильнюсцев – это литовцы, 16,5% — поляки, более десятой части жителей города составляют русские

Среди городов балтийских республик Вильнюс занимает по численности второе место после латвийской Риги. По меркам Евросоюза вильнюсская агломерация не относится, конечно же, к самым мощным, но для балтийского региона она — заметное явление.

Объединяя два города (собственно Вильнюс и небольшой город Григешкас) и несколько деревень, главная литовская агломерация распространяется на четыре сотни квадратных километров, объединяет около 600 тысяч жителей. Вильнюсское городское самоуправление в своих нынешних границах функционирует с 1995 года. Вместе с тем до 2010 года существовал ещё Вильнюсский уезд, но затем он был упразднён.

С 2015 года мэром столицы Литвы является экс-министр юстиции, 46-летний доктор юридических наук, либеральный политик Ремигинс Шимашюс.

«Большой Вильнюс» имеет свой представительный орган – состоящий из 51 члена Совет самоуправления. С 2015 года мэром столицы Литвы является экс-министр юстиции, 46-летний доктор юридических наук, либеральный политик Ремигинс Шимашюс. В административном отношении Вильнюс разделён на 20 образований – староств, территории которых соответствуют исторически сложившимся частям города, а также его предместьям и районам новых застроек. Соответственно староства имеют также коммунальные органы управления. Шимашюс заработал репутацию «перестройщика Вильнюса». При нём по распоряжению городских властей была организована застройка жилыми домами пустот на месте бывшего футбольного стадиона «Жальгирис» и Лаздинайского плавательного бассейна.

Вильнюс имеет давнюю историю, ещё в средние века город выполнял функции столицы Великого княжества Литовского, в дальнейшем превратившись в один из наиболее весомых центров Речи Посполитой. Так сложилось, что это исторически был многонациональный город, в котором, например, до Второй мировой войны весьма высокой была доля еврейского населения. Но и сегодня столица литовского государства представляет собой многонациональную агломерацию. В этническом плане более 60% вильнюсцев – это литовцы, 16,5% — поляки, более десятой части жителей города составляют русские.

Вильнюс разделён на 20 образований – староств, территории которых соответствуют исторически сложившимся частям города, а также его предместьям и районам новых застроек.

Естественно, что, будучи самым многочисленным городом Литвы, Вильнюс вправе считаться его главным административным, экономическим и культурным центром. Как и в случае с подавляющим большинством европейских столиц, Вильнюс даёт внушительный вклад в развитие национальной экономики. Сегодня в «Большом Вильнюсе» создаётся до трети валового внутреннего продукта страны, доля столицы в бюджете государства составляет от 20% до 30%. И это при том, что в общей доле населения Литовской Республики Вильнюсское самоуправление составляет всего 15%.

Конечно же, в «постиндустриальную» эпоху социальный состав жителей Вильнюсского края не мог не измениться. Сейчас, согласно статистическим данным, более 70% рабочих мест в столичной агломерации находятся в сфере обслуживания, но и промышленный потенциал у Вильнюса сохраняется: в сфере промышленности и строительства работают более четверти жителей города. Всего в городе зарегистрированы около 50 тысяч фирм и предприятий, или четверть всех литовских предприятий. В «Большом Вильнюсе» активно работают предприятия машиностроения, электротехники, лёгкой промышленности (качество литовских текстильных товаров, одежды и обуви помнят те, кто жил в советские времена). Развита в столичном регионе и фармацевтика, как и пищевая индустрия.

Вильнюс даёт внушительный вклад в развитие национальной экономики. Сегодня в «Большом Вильнюсе» создаётся до трети валового внутреннего продукта страны, доля столицы в бюджете государства составляет от 20% до 30%.

Кроме того, современный «Большой Вильнюс» — это также большое количество торгово-развлекательных объектов. Бутики известных мировых брендов, многочисленные сувенирные магазинчики с национальной продукцией, рестораны и кафе литовской и иной кухни, казино – это то, что сегодня Вильнюс предлагает своим гостям. Имеется в столице Литвы и своя фондовая биржа.

Вообще, ещё в советскую эпоху Вильнюс привлекал туристов из России. Ныне этот город притягивает туристов прежде всего из Восточной Европы. За год обычно Вильнюс посещают от миллиона до 1,5 миллиона туристов, прежде всего из соседних стран – Беларуси, России, Польши. Вильнюс интересен не только своей оригинальной архитектурой и памятниками истории. Это экологически чистый город, около 70% площади которого заняты зелёными насаждениями. Кстати, Вильнюс – единственная европейская столица, на сто процентов снабжающая себя питьевой водой из подземных источников.

За год обычно Вильнюс посещают от миллиона до 1,5 миллиона туристов, прежде всего из соседних стран – Беларуси, России, Польши.

В нынешнем Вильнюсе в целом успешно решена транспортная проблема. С внешним миром город связывают международный аэропорт, железнодорожный и автобусный вокзалы (имеется немало регулярных маршрутов с Беларусью и Польшей), через столицу Литвы проходят различные автомагистрали и автострады.

Территориальные особенности Вильнюсе не позволили в своё время запустить в нём трамвайное обслуживание. Этим отличается от других балтийских столиц. Поэтому современный общественный транспорт столицы Литовской республики представлен автобусами и троллейбусами. Эти маршруты связывают между собой все части вильнюсской агломерации. Разовый билет стоит одно евро, но имеется самая разнообразная гамма проездных билетов – от рассчитанных на полчаса или час до ежемесячного проездного билета. В целом же практикуется электронный формат проездного билета. С 2013 года вступили в строй скоростные автобусы, рассчитанные максимально на 175 пассажиров. Функционирует и городская сеть проката велосипедов, что радует, например, североевропейских туристов. Уже более 15 лет в Вильнюсе действует фуникулёр, на котором люди могут подняться от подножия Замковой горы до её вершины, где расположен знаменитый исторический объект – башня Гедеминаса… С каждым годом вильнюсское самоуправление становится всё более удобным для проживания.

Предыдущие статьи цикла:

Самая многочисленная и мощная агломерация «страны номер один» ЕС

Белград – креативная агломерация

Лиссабонский субрегион – локомотив Португалии

Роттердам + Гаага = портово-судебная агломерация

«Большой Гётерборг»: от центра до периферии

«Большая Вена»: когда комфорт соединяются с солидарностью

Варшава – агломерация номер один восточной зоны Евросоюза

Турин – агломерация Фиата и футбола

Главная экономическая агломерация Европы

Копенгагенская агломерация: дорогая и красная

Становление «Большого Бухареста»

Как Прага связана со Среднечешским краем

Мадридское сообщество: комфорт и благополучие

Берлин-Бранденбург – креативный регион

Брюссель: «регион-столица» Европы

«Большой Стокгольм»: экология, транспорт, цены

Большой Париж: агломерация как средство социальной кооперации

Вам будет интересно