Продолжаем серию статей «Агломерации Европы». На этот раз доктор исторических наук, профессор факультета международных отношений СПбГУ Руслан КОСТЮК рассказывает об агломерации «Роттердам + Гаага».
В рамках нашей рубрики «Агломерации» мы сталкиваемся, как правило, с мегаполисами и агломерациями вокруг пусть крупных, но отдельных городов, когда примыкающий к ним массив формально или фактически формирует соответствующую агломерацию. Но имеются в Европе и иные примеры. В частности, в Нидерландах, небольшая площадь которых дала шанс на создание смешанных или, в нашем сегодняшнем случае, «двухголовых» агломераций.
К таковым я бы отнёс Роттердам-Гаагскую агломерацию, включающую в общей сложности 21 муниципальное образование, но имеющую всё-таки два центра – Роттердам и Гаагу. Это два крупнейших города в рамках данной общей агломерации (в Роттердаме проживают 325 тысяч человек, в Гааге немногим менее 100 тысяч). В целом же агломерация расположена на 1130 квадратных километрах и внутри неё живут 2,7 миллиона человек. Нидерланды – одна их самых богатых стран Европы, в связи с чем вряд ли приходится удивляться тому, что Роттердам-Гаагская агломерация также входит в число наиболее успешных агломераций «Старого Света»; её общий ежегодный валовый внутренний продукт равняется примерно 170 миллиарда евро.
Нидерланды – одна их самых богатых стран Европы, в связи с чем вряд ли приходится удивляться тому, что Роттердам-Гаагская агломерация также входит в число наиболее успешных агломераций «Старого Света»
Конечно, с некоторой долей иронией, но не без справедливости, данный союз Роттердама и Гааги можно было бы назвать агломерацией «портовой» и «судебной» столиц. Тут всё просто: Роттердам располагает самым крупным во всей Европе портом, тогда как небольшая Гаага — не только официальная столица нидерландского королевства (здесь расположены резиденция нидерландского правительства и парламента, а также местопребывание королевского двора), но мировая судебная столица — здесь находятся многие известные международные судебные институты: Международный суд ООН, Международный уголовный суд, Постоянный арбитражный суд и Европол.
Оба города успешны с экономической точки зрения, что, разумеется, служит залогом эффективного и быстрого развития всей агломерации. В Роттердаме и Гааге расположены главные офисы сотен ведущих голландских банков и компаний. Роттердам, безусловно, — это промышленный локомотив данной агломерации. В городе и в его предместьях развито кораблестроение, фармацевтика, активно действуют компании в сфере энергетики, электричества и электроники. Роттердам – это ещё и ведущий в стране центр нефтехимического производства. Наоборот, Гаага в большей степени ориентируется на сектор услуг и, в частности, её активом являются представительства ведущих банковских центров. Оба города, а равно и территория всей Роттердам-Гаагской агломерации являются «прибежищем» для иностранного капитала. На площади агломерации расположены в общей сложности около 2700 иностранных фирм и предприятий.
В Роттердаме и Гааге расположены главные офисы сотен ведущих голландских банков и компаний. Роттердам, безусловно, — это промышленный локомотив данной агломерации.
При этом в юридическом плане все муниципалитеты, которые входят в агломерацию как её части, самостоятельны. Роттердам и Гаага имеют своих мэров, принадлежащих, к слову, к разным политическим семьям (в Роттердаме это представитель Партии труда Ахмед Абуталеб, а в Гааге – правый либерал Йохан Ремкес), у обоих городов самостоятельный муниципальный бюджет. Но вместе с тем, благодаря взносам 21 муниципалитета, имеется и общий бюджет агломерационного объединения.
Отметим один достаточно интересный момент: Роттердам-Гаагская агломерация одна из самых «интернациональных» в Западной Европе. Те, кто любит историю, в курсе, что до середины ХХ столетия Голландия была серьёзной колониальной державой. Не удивительно поэтому, что в нидерландских городах оказалось со временем немало переселенцев из разных регионов Азии, Африки, Южной Америки и Карибского региона. Так или иначе, в Роттердаме нынче собственно голландское население оставляет половину жителей, в Гааге «коренных» и того меньше — 48% населения. Естественно, вопрос «конструктивной» интеграции мигрантов в нидерландское общество — достаточно актуальный для Роттердам-Гаагской агломерации.
В юридическом плане все муниципалитеты, которые входят в агломерацию как её части, самостоятельны. Роттердам и Гаага имеют своих мэров, принадлежащих, к слову, к разным политическим семьям.
И надо сказать, пусть не всегда быстро, но эта интеграция идёт. Дело не только в каких-то общеполитических вещах, как тот факт, что главой Роттердама вот уже десять лет является выходец из марокканской семьи иммигрантов. Безусловно, приехавшие мигранты учат голландский язык, воспринимают, как могут, национальную культуру, включаются в нидерландский трудовой процесс. И, отметим, что немалую позитивную роль здесь играет культурная составляющая.
И Роттердам, и Гаага соперничают с Амстердамом в культурном влиянии. В агломерации немало известных высших учебных заведений, включая Гаагский университет и Роттердамский университет Эразма. В Роттердаме регулярно проходят фестивали культуры, включая «альтернативные» её жанры. В Роттердаме и Гааге немало музеев, в том числе специализирующихся в сфере искусства, в обоих города-лидерах агломерации, как и в меньших муниципалитетах имеются театры и музыкальные залы. Гаага и Роттердам привлекают туризм…
Железнодорожные и автобусные маршруты покрывают всю агломерацию.
Транспорт — важная скрепляющая для Роттердам-Гаагской агломерации. Агломерация имеет совместный аэропорт, между городами налажено бесперебойное и очень частое сообщение через поезда, электрички и автобусные маршруты. Одновременно эти железнодорожные и автобусные маршруты покрывают всю агломерацию, что естественно, поскольку в Гааге и особенно в Роттердаме работают немало лиц, живущих в соседних муниципалитетах.
Отметим также, что к «транспортным козырям» агломерации относятся роттердамское метро (пять линий, свыше 70 станций), а также прекрасно функционирующие трамваи и автобусы в ведущих городах агломерации. «Изюминкой» транспортной составляющей агломерации можно назвать наличие в Роттердаме водных такси и вотербусов — коллективных речных катеров, перевозящих пассажиров.
Безусловно, возможно, всё это – не самое главное. Но без этого, очевидно, Роттердам-Гаагская агломерация не была бы столь привлекательной…
Предыдущие статьи цикла:
«Большой Гётерборг»: от центра до периферии
«Большая Вена»: когда комфорт соединяются с солидарностью
Варшава – агломерация номер один восточной зоны Евросоюза
Турин – агломерация Фиата и футбола
Главная экономическая агломерация Европы
Копенгагенская агломерация: дорогая и красная
Становление «Большого Бухареста»
Как Прага связана со Среднечешским краем
Мадридское сообщество: комфорт и благополучие
Берлин-Бранденбург – креативный регион
Брюссель: «регион-столица» Европы
«Большой Стокгольм»: экология, транспорт, цены
Большой Париж: агломерация как средство социальной кооперации