В «Сказках Гофмана» Оффенбаха переплетаются фантастическое и реальное

Contes_Gofmann

Композитор Жак Оффенбах, автор самых ярких оперетт и водевилей XIX века, написал всего две оперы – «Рейнская ундина» и «Сказки Гофмана». Последнее произведение не так давно поставил в Мариинском театре американский режиссёр российского происхождения Дэниэл Кругликов. Этот яркий спектакль вновь пройдёт на мариинской сцене 26 апреля.

Премьера постановки Дэниэла Кругликова состоялась 30 июля 2021 года. Спектакль – лауреат Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» как «Лучший спектакль в оперном театре» (2022)

«Сказки Гофмана» – не только последняя опера Жака Оффенбаха, но и последнее его произведение вообще. Он даже не дописал «Сказки Гофмана» до конца. «Эта опера потребовала от него огромных усилий, он работал очень тяжело, был в то время серьёзно болен и молился, чтобы не умереть, не увидев оперу на сцене. Он дожил до того момента, когда опера была исполнена в домашней обстановке под аккомпанемент фортепиано, затем он забрал рукопись, чтобы переписать партию Гофмана, которая была сочинена для баритона, а теперь он хотел, чтобы это был тенор. Но он не дожил до того дня, когда опера была впервые представлена публике и имела огромный успех; он не успел даже закончить оркестровку. Первое действие он оркестровал сам; остальное суждено было сделать Эрнесту Гиро, который оказал аналогичную услугу “Кармен”, сочинив для нее речитативы уже после смерти Бизе», – рассказывает Генри У. Саймон в своей известной книге «Сто великих опер». Эрнест Гиро вставил в оперу несколько фрагментов из других произведений Оффенбаха. Так в «Сказках Гофмана» появилась знаменитая «Баркарола», написанная Оффенбахом для «Ундины».

Оффенбах обратился к наследию великого немецкого сказочника во многом по воле коллег. Опера «Сказки Гофмана» написана на либретто Жюля Барбье, в основе которого – пьеса самого же Барбье и Мишеля Карре, а в той, в свою очередь, переработаны три новеллы Эрнста Теодора Амадея Гофмана: «Песочный человек», «Сказка о потерянном изображении» и «Советник Креспель».

За тридцать лет до появления оперы Барбье и Карре представили в парижском театре «Одеон» комедию “Les contes d’Hoffmann”, но успеха она не имела. И вот, когда об этой комедии все давно забыли, Барбье переработал пьесу в либретто и решил ангажировать на написание оперы по нему сразу трёх композиторов: Гектора Соломана, Шарля Гуно и Жака Оффенбаха. Соломон и Гуно отказались от работы в пользу Оффенбаха.

«Существенный характер поэзии Гофмана… состоит в постоянной внутренней связи и взаимном проникновении фантастического и реального элементов, причём фантастические образы, несмотря на всю свою причудливость, являются не как привидения из иного, чуждого мира, а как другая сторона той же самой действительности, того же самого реального мира, в котором действуют и страдают живые лица, выводимые поэтом. …В фантастических рассказах Гофмана все лица живут двойною жизнью, попеременно выступая то в фантастическом, то в реальном мире», – отмечал русский философ Владимир Сергеевич Соловьёв. В опере «Сказки Гофмана» Оффенбаха происходят те самые превращения, на которые обратил внимание наш философ: переплетаются фантастическое и реальное.

«В опере блестяще проявился лирический талант композитора», – считает музыковед Евгений Цодоков. «Большую известность приобрели яркие мелодии сочинения, в т. ч. песенка Гофмана из пролога “Il etait une fois a la cour d’Eisenach” («Легенда о Клейнзаке»), куплеты Олимпии “Les oiseaux dans la charmille”, баркарола из акта Джульетты “Belle nuit, o nuit d’amour”», – констатирует он.

«В опере, созданной через тридцать лет после пьесы, Гофман ещё и запел: в первоначальном варианте – баритоном, позже – тенором, голосом всех пылких оперных любовников. И как запел! Партия Гофмана – одна из самых красивых и трудных в мировой оперной литературе. Титульный герой – стержень оперы, он участвует во всех действиях, он – рассказчик, во хмельном чаду раскрывающий свою душу перед собутыльниками. В этой душе царит примадонна Стелла, принимающая разные облики: дорогой куклы Олимпии, несостоявшейся артистки Антонии, хищницы-куртизанки Джульетты. Оффенбах, гениальный мелодист, сумел сделать каждую по-своему неотразимой», – делится впечатлениями музыковед Христина Батюшина.

Мировая премьера «Сказок Гофмана» прошла 10 февраля 1881 года в парижском театре Опера-комик. Публика с восторгом встретила произведение.

Премьера постановки Дэниэла Кругликова состоялась 30 июля 2021 года. Спектакль – лауреат Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» как «Лучший спектакль в оперном театре» (2022).

«Сказки Гофмана» идут на новой сцене Мариинского театра. 26 апреля спектакль начнётся в 19 часов.

В оформлении текста использованы фотографии, размещённые на сайте Мариинского театра

Подготовил Дмитрий Жвания

Вам будет интересно