Белград – креативная агломерация

Beograd_1

Продолжаем серию статей «Агломерации Европы». На этот раз доктор исторических наук, профессор факультета международных отношений СПбГУ Руслан КОСТЮК рассказывает о столице братской Сербии — Белграде.

Непосредственно в Белграде проживают 1, 23 миллиона жителей (фото Дмитрия Жвания)

Столица Сербии не относится к числу самых крупных европейских агломераций (в Белграде проживают 1, 23 миллиона жителей, плюс полмиллиона человек в прилегающих районах, то есть в итоге на агломерацию приходится сейчас немногим более 1,7 миллиона жителей), но её опыт представляется достаточно интересным. Прежде всего потому, что в отличие от подавляющего большинства других европейских агломераций понятия «Белград» и «Большой Белград» являются практически равнозначными.

Согласно действующему Уставу Белграда от 2010 года все 17 муниципалитетов, на которые в административно-территориальном плане делится сербская столица, равноправны. Закон о местном самоуправлении предусматривает, что муниципалитеты имеют определённые возможности в сферах строительства, развития инфраструктуры, а также в вопросах «общественной пользы». В свою очередь, Белград представляет собой отдельное территориальное образование внутри Сербии, имеющее автономное управление в лице представительного и исполнительного органов власти, соответственно 110-местной скупщины и 13-местного городского Совета, отвечающего за функционирование секретариатов и городских учреждений. Однако свои местные исполнительные и представительные органы имеются также и на уровне всех муниципалитетов, что делает местное самоуправление в случае с сербской столицей реальным и полноценным. При этом отметим, что семь муниципалитетов относятся к пригородам Белграда, они расположены, в частности, к югу от слияния Дуная и Савы, в исторической области Шумадии, или к северу от исторического Белграда – в регионе Срем.

В отличие от подавляющего большинства других европейских агломераций понятия «Белград» и «Большой Белград» являются практически равнозначными.

Если прилегающие к Белграду районы могут «похвастаться» плодородной сельскохозяйственной базой, природой и лесными массивами, то собственно Белград предстаёт как динамично развивающийся современный экономический, финансовый и торговый центр. Город, бывший в своей истории центром Сербского княжества, сербского и югославского королевств, социалистической Югославии, а ныне являющийся столицей Сербии, играет в хозяйстве Юго-Восточной Европы далеко не второстепенную роль. Белград аккумулирует сотни тысяч рабочих мест, сконцентрированных, в частности, в 180 тысячах фирм и предприятий, в примерно 50 тысячах магазинах различной величины. Согласно официальной статистической информации, в прошлом году в Белграде были заняты более 31% всей рабочей силы Сербии, а в валовый внутренний продукт (ВВП) государства сербская столица дала более 40%. Общий столичный ВВП превышает 52 миллиарда долларов, тогда как ВВП на душу населения в Белграде равняется 32,5 тысячи долларов в год.

Далеко не все у нас знают, что Белград относится к числу ведущих балканских информационно-технологических центров. Дело в том, что как в исторической зоне города, так и в его отдалённых муниципалитетах сосредоточены многочисленные IT-компании. Всего в столице Сербии имеются до 7000 таких фирм, включая представительства всемирно известных компаний Microsoft, Asus, Intel, Huawei. Абсолютное большинство белградцев имеют персональные компьютеры и скоростной выход в Интернет. В общем, у BBC были, думается, веские основания для включения в 2019 году Белграда в число пяти самых «креативных» городов планеты.

Белград представляет собой отдельное территориальное образование внутри Сербии, имеющее автономное управление в лице представительного и исполнительного органов власти.

Данная креативность относится не только к аспекту информационных технологий. Белград – место проведения самых разных международных фестивалей, собирающих большое количество участников. Речь тут идёт, например, о международных кино- и театральном фестивалях, в последние годы стал популярным у публики и пивной белградский фестиваль. Государственная статистика свидетельствует о том, что в уходящее десятилетие с каждым годом Белград становился всё более привлекательным для иностранных туристов. При том касается это не только традиционных пассажиров круизных судов, курсирующих по Дунаю.

В этой связи следует заметить, что городская власть, наравне с исполнительной властью государства, активно работают над обновлением туристического имиджа сербской столицы. Белград богат самыми разнообразными музеями, включая долгие годы реставрировавшийся Национальный музей, построенный ещё в середине XIX столетия (в этом музее содержится крупная коллекция зарубежного искусства, в том числе и полотна Тициана, Рубенса, Матиса), очень оригинальный Этнографический музей, небольшой, но креативный музей Николы Теслы. Музеями и историческими памятниками богата и Белградская крепость – комплекс Калемегдан, пожалуй, главная историческая достопримечательность Белграда. Отметим также, что в Белграде действует большое количество театров, столица Сербии может считаться также одним из главных музыкальных центров на Балканах. Но при этом нужно помнить, что один из муниципалитетов города (Новый Белград) представляет собой совершенно современный торгово-финансовый район, активно привлекающий «бизнес-туризм».

Белград аккумулирует сотни тысяч рабочих мест, сконцентрированных, в частности, в 180 тысячах фирм и предприятий, в примерно 50 тысячах магазинах различной величины.

Развитие будущего белградской агломерации, безусловно, связано с эффективным функционированием транспортной системы. Здесь нужно иметь в виду, что в случае с Белградом мы можем говорить об общей транспортной системе как для исторического центра города, так и для его отдалённых пригородов. Эта система включает автобусный парк (118 городских маршрутов и около 300 субрегиональных линий), 12 трамвайных линий, пригородные электрички (в общей сложности шесть линий). Все эти «транспортные субъекты» связывают самые разные места столичной агломерации, формируя, таким образом, интегрированную транспортную систему столицы Сербии. Соответственно, для пассажиров действуют общие проездные смарт-карты.

Белград – далеко не самый богатый город в Восточной Европе. Однако его активное развитие в последние годы внушает уважение. Белградская агломерация, действительно, развивается очень динамично, что получает, как видим, международное признание в экспертной среде.

Предыдущие статьи цикла:

Лиссабонский субрегион — локомотив Португалии

Роттердам + Гаага = портово-судебная агломерация

«Большой Гётерборг»: от центра до периферии

«Большая Вена»: когда комфорт соединяются с солидарностью

Варшава – агломерация номер один восточной зоны Евросоюза

Турин – агломерация Фиата и футбола

Главная экономическая агломерация Европы

Копенгагенская агломерация: дорогая и красная

Становление «Большого Бухареста»

Как Прага связана со Среднечешским краем

Мадридское сообщество: комфорт и благополучие

Берлин-Бранденбург – креативный регион

Брюссель: «регион-столица» Европы

«Большой Стокгольм»: экология, транспорт, цены

Большой Париж: агломерация как средство социальной кооперации

Вам будет интересно