Перейти к содержимому
Главная страница Cамая многочисленная и мощная агломерация «страны номер один» ЕС

Cамая многочисленная и мощная агломерация «страны номер один» ЕС

Продолжаем серию статей «Агломерации Европы». На этот раз доктор исторических наук, профессор факультета международных отношений СПбГУ Руслан КОСТЮК рассказывает об экономическом сердце Германии – Рейнско-рурской агломерации.

Рурская область

Земля Северный Рейн-Вестфалия (СРВ) считается экономическим и финансовым локомотивом Федеративной Республики Германии. Именно внутри этой земли расположена самая многочисленная и мощная агломерация «страны номер один» Европейского Союза. Но в отличие от большинства западноевропейских агломераций в данном случае речь идёт не о «мегаполисе плюс», а, скорее, о конгломерате граничащих друг с другом немецких городов. Городов, расположенных в рурской зоне (Дортмунд, Эссен, Дуйсбург) и более южной рейнской территории (Дюссельдорф, Кёльн, Бонн, Вупперталь).

Тот, кто бывал, хотя бы проездом, в этой части западной Германии, в курсе, сколь сконцентрирована данная агломерация, когда буквально один город «врастает» в другой. Рейнско-рурская зона растянулась на семь тысяч квадратных километров, на которых проживают примерно 10,7 миллиона жителей. При этом нельзя говорить о том, что какой-то город сильно выделяется: в Кёльне живут чуть более миллиона человек, более полумиллиона людей проживают в Дюссельдорфе, Дортмунде, Эссене. Агломерация включает в себя около 20 муниципалитетов, в которых живут свыше 100 тысяч жителей, и 11 округов, где имеются не менее 250 тысяч граждан. Большая часть приходится на рурскую зону агломерации.

Всего территория Рейнско-рурской администрации растянута на семи тысячах квадратных километрах, на которых проживают примерно 10,7 миллиона жителей.

Вообще, эта «агломерация номер один» Германии складывалась, что называется, исторически. Здесь в XIX столетии, раньше, чем в других германских государствах, прошла промышленная революция. Ещё в эпоху Средневековья такие города, как Кёльн и Дортмунд, имели статус коммерческих центров. Как промышленный и торговый центр сильно прибавил в XX веке и Дюссельдорф, ставший после войны административным центром земли СРВ.

Для Рейнско-рурской агломерации характерен высокой уровень экономической и, в частности, промышленной специализации. Сегодня Кёльн, Дюссельдорф, Дортмунд, Эссен известны как признанные экономические и финансовые центры, где на самом серьёзном уровне развиты высокие технологии и инфраструктура. В совокупности общий доход, который Германии приносит эта агломерация, составляет 335 миллиарда евро в год, что делает рурско-рейнскую зону одной из самых богатых в Европе. Отметим также, что на десятки крупнейших корпораций базируются именно в СРВ, что приносит как земле, так и агломерации дополнительные дивиденды. Среди таких корпораций можно назвать E. ON, Deutsche Post, Metro, Tryssenkrupp, Henkel Group.

Кроме мощнейшего экономического, промышленного и финансового ресурса, Рейнско-рурская агломерация хорошо известна и своими козырями в сфере культуры и образования. На территории входящих в агломерацию городов регулярно проводится внушительно число массовых культурных мероприятий, включая, например, кёльнский и дюссельдорфский карнавалы, Кёльнский фестиваль комедий, т. н. Рур-Триеннале, Эссенское моторное шоу и т. д.

«Агломерация номер один» Германии складывалась, что называется, исторически. Здесь в XIX столетии, раньше, чем в других германских государствах, прошла промышленная революция.

Жители соседних городов принимают активное участие в этих мероприятиях, что лишь укрепляет дух товарищества в Рейнско-рурской агломерации, хотя «историческая конкуренция» между отдельными западногерманскими городами, конечно же, существует. Она проявляется, например, в разнообразном футбольном противостоянии: более половины клубов немецкой Бундеслиги представляют именно эту географическую зону, поэтому само понятие «рурское дерби» можно встретить применительно к немецкому футбольному чемпионату (впрочем, не только к футбольному, но и гандбольному и баскетбольному) довольно часто. Впрочем, это не помешало городам, относящимся к Рейнско-рурской агломерации, при поддержке Национального олимпийского комитета, подать общую заявку на проведение в 2032 году Летних Олимпийских игр.

Возможно, каждый из городов этой агломерации не столь привлекательны для внутреннего и внешнего туризма, как, скажем, Берлин, Мюнхен или Гамбург. Однако факт есть факт: в целом Рейнско-рурскую агломерацию посещают не менее 12 миллионов туристов ежегодно. Безусловно, достопримечательностью номер один там предстаёт всемирно известный Кёльнский собор. Но помимо этого шедевра средневековой архитектуры можно назвать также красивейший дворцовый комплекс в городе Брюль, бывшую каменноугольную шахту Цольферайн в Эссене: эти объекты также входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Интересно, что в этой агломерационной зоне уже многие годы развит т. н. индустриальный туризм. Заметим также, что в каждом из ведущих городов Рейнско-рурской агломерации имеется немало интересных музейных объектов.

Все города в зоне снабжены железнодорожным транспортом, включая знаменитые сети S-Bahn и U-Bahn. То есть для Рейнско-рурской зоны характерно наличие единой железнодорожной сети, что облегчает транспортное сообщение между городами.

Известна Рейнско-Рурская зона и свои высококвалифицированным и дифференцированным высшим образованием. В агломерации действуют более 30 университетов и институтов, самый «мощный» из них – основанный ещё в конце XIV столетия Кёльнский университет. Всего же в «рурско-рейнских» университетах обучаются не менее 300 тысяч студентов.

Рассматриваемая нами агломерация обладает также мощнейшим совместным транспортным потенциалом. К примеру, на неё приходится четыре аэропорта, включая международный дюссельдорфский, обслуживающий более 40 миллионов пассажиров в год. Все города в зоне снабжены железнодорожным транспортом, включая знаменитые сети S-Bahn и U-Bahn. То есть для Рейнско-рурской зоны характерно наличие единой железнодорожной сети, что облегчает транспортное сообщение между городами. Хотя в него составной частью входят, естественно, и автобусные маршруты. Достойно внимания то, что, имея билет в театр, оперу, или в музей Дюссельдорфа, например, житель их другого города или округа Рейнско-рурской зоны может из дома и домой отправиться на общественном транспорте бесплатно. Вместе с тем отметим, что для Рейнско-рурской агломерации характерно наличие самой густой сети автобанов во всей стране.

Очевидно, что Германия сегодня – это «экономика номер один» во всей Европе. Но также очевидно, что именно земля СРВ и её Рейнско-рурская агломерация представляют собой «экономическое сердце» всей Германии…

Предыдущие статьи цикла:

Белград – креативная агломерация

Лиссабонский субрегион – локомотив Португалии

Роттердам + Гаага = портово-судебная агломерация

«Большой Гётерборг»: от центра до периферии

«Большая Вена»: когда комфорт соединяются с солидарностью

Варшава – агломерация номер один восточной зоны Евросоюза

Турин – агломерация Фиата и футбола

Главная экономическая агломерация Европы

Копенгагенская агломерация: дорогая и красная

Становление «Большого Бухареста»

Как Прага связана со Среднечешским краем

Мадридское сообщество: комфорт и благополучие

Берлин-Бранденбург – креативный регион

Брюссель: «регион-столица» Европы

«Большой Стокгольм»: экология, транспорт, цены

Большой Париж: агломерация как средство социальной кооперации

Поделиться ссылкой:

Новости СМИ2