Большой Париж: агломерация как средство социальной кооперации

От редакции «Родины на Неве»:

Хаотичное многоэтажное строительство на границе Санкт-Петербурга и Ленинградкой области оборачивается тем, что жители новых кварталов (Мурино, Кудрово, Янино, Бугров и т.д.) страдают от отсутствия необходимой инфраструктуры. «Невидимая рука рынка» возводит многоквартирные высотки, но детские сады, транспортные развязки, поликлиники строить не спешит. А зачем? Продажа жилья приносит прибыль, а строительство детских садов и поликлиник – нет. Очевидно, что необходим общий план развития приграничных территорий. Но созданию такого плана мешает в том числе административное разделение Петербурга и Ленобласти. Как решается проблемы в других странах? Мы попросили рассказать об этом доктора исторических наук, профессора факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета Руслана КОСТЮКА. Он начал с анализа инфраструктуры Большого Парижа – Парижской агломерации.      

Профессор Руслан КОСТЮК:

Автор – доктор исторических наук, профессор факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета Руслан КОСТЮК

– Среди современных агломераций в «Старом Свете» парижская, конечно же, заметно выделяется. Дело не только в том, что речь идёт, пожалуй, о самой масштабной в Европе агломерации, располагающейся в совокупности на 2845 квадратных километрах и охватывающей более 12,7 миллиона человек, что собственно делает Большой Париж суперагломерацией номер один в Европейском Союзе, ставя его даже впереди Большого Лондона.

Дело ещё и в действительно колоссальных масштабах этого понятия – Большой Париж. Ведь в него включают жителей 412 коммун, разделённый на 20 округов собственно сам Париж, примыкающие к нему департаменты Верхнюю Сена, Сен-Сен-Дени, Валь-де-Марна, а также частично пограничные с Парижем территории департаментов Сена и Марна, Ивелин, Эссон, Валь-д’Уаз. Согласно официальной статистике, одних только домохозяйств на всей этой территории насчитывается пять миллионов, а рабочих мест в общей сложности – 5,3 миллиона!

Следует отметить, что идея «Большого Парижа» существовала давно. Исторически Париж и предместья составляли, пожалуй, самый значимый во Франции департамент – Сену. Ещё до второй мировой войны сенаторы Моризе и Селье и председатель муниципального совета столицы Жан Раймон высказывали предложения по юридическому объединению Парижа и прилегающих территорий. Однако при Шарле де Голле (управлял Францией с конца 50-х до конца 60-х, с 8 января 1959 года – как президент Пятой республики – прим. ред.) в рамках курса на децентрализацию, наоборот, расчленили единый департамент Сену, и на его месте образовали сразу несколько указанных маленьких департаментов, относящихся к так называемым малой и большой коронам Парижа.

При Шарле де Голле в рамках курса на децентрализацию расчленили единый департамент Сену, и на его месте образовали сразу несколько указанных маленьких департаментов

Конечно, границы между ними и Парижем – понятие скорее формальное. С 1996 года я регулярно бываю во Франции и постоянно останавливаюсь у своих родственников в небольшом городке в департаменте Верхняя Сена Леваллуа-Перре. Но из квартиры моих родственников буквально за 20 минут пешком можно дойти до Триумфальной арки, за десять минут до станции метро, которое быстро домчит вас в Париж. Или сесть опять же на рейсовый парижский автобус.

Несмотря на то, что многие десятилетия «малый Париж» и окружающие его департаменты, хоть все они входят в столичный регион Иль-де-Франс, в административном отношении разделены, по факту все они уже давно и составляли Большой Париж как единую агломерацию. Однако институционализация данного сообщества стала возможна сравнительно недавно. Идею создания «Большого Парижа» впервые озвучил 17 декабря 2007 года президент Франции Николя Саркози, который представил «новый комплексный план развития столичного региона Парижа».

«Малый Париж» и окружающие его департаменты, хоть все они входят в столичный регион Иль-де-Франс, в административном отношении разделены, но по факту все они уже давно и составляли Большой Париж как единую агломерацию.

Как отмечал Саркози, «Париж – единственная агломерация Франции, не имеющая городского сообщества». Президент Франции Николя Саркози и премьер-министр Франсуа Фийон создали Государственный секретариат, отвечающий за развитие столичного региона. В его недрах и был разработан закон о модернизации территориальной общественной деятельности, принятый уже в период нахождения у власти социалистов – в 2014 году. Закон вступил в силу в 2016-м. Именно этот акт институировал метрополию (или агломерацию) «Большой Париж» в качестве «общественного устройства межкоммунальной кооперации».

Идея упомянутого закона была направлена на создание новых конкурентоспособных полюсов вокруг Парижа и укрепление сети общественного транспорта Большого Парижа, а также формирование Индустриального парка Пари-Сакай в 20 километрах к югу от Парижа.

Но ещё в 2010 году, при президенте Саркози, был принят закон о создании сети общественного транспорта Большого Парижа. Для управления ею было оформлено общество, которое так и назвали – «Большой Париж». Сеть предполагает движение к созданию окаймляющего Большой Париж автоматического метро с большой пропускной способностью и скоростью, а также развитие железных дорог, сети высокоскоростных поездов (ВСП) и системы международных аэропортов. До 2025 года выделены 32,4 миллиарда евро на модернизацию современных транспортных сетей RER (высокоскоростных электричек – Региональных экспресс-сетей, функционирующих в регионе Иль-де-Франс) и на запуск автоматического метро. Недаром сеть общественного транспорта Большого Парижа имеет ещё и второе название – «Метро Большого Парижа». Важным ориентиром тут служит 2024 год, когда в Париже должны состояться Олимпийские игры.

Новые центры экономической активности Большого Парижа

Расширение парижского метро происходит ежегодно, связывая Париж с более отдалёнными предместьями. В рамках актуального плана, например, 14-я линия была проведена на север, к Руасси, и на юг – к аэропорту «Орли». Сегодня, согласно статистике, собственно в Париже 63% всех поездок происходит посредством общественного транспорта, тогда как в парижских пригородах – только 23% поездок. «Метро Большого Парижа» предполагает создание «круговых» линий вокруг Парижа: «голубой» линии (Руасси «Шарль де Голль» – Орли), «красной»» линии «Дефанс – Ле Бурже) и «зелёной» линии (Руасси «Шарль де Голль» –  Дефанс). Предполагается, что частота трафика на этих линиях составит в будущем от 1,5 до 6 минут.

Закон 2010 года, тот, где прописана транспортная реформа, уточняет: «Большой Париж является городским, социальным и экономическим проектом национального измерения, который объединяет стратегические территории региона Иль-де-Франс, в первую очередь Париж и сердце парижской агломерации, и продвигает устойчивое, солидарное и творческое экономическое развитие рабочих мест парижского региона». Отметим также, что транспортная сеть Большого Парижа – это не только железнодорожный транспорт, это ещё речной и автобусный транспорт. Стратегически речь идёт и о формировании более надёжных связей с другими регионами Европы.

«Большой Париж является городским, социальным и экономическим проектом национального измерения, который объединяет стратегические территории региона Иль-де-Франс, в первую очередь Париж и сердце парижской агломерации, и продвигает устойчивое, солидарное и творческое экономическое развитие рабочих мест парижского региона».

Обратим внимание на такой интересный момент: сегодня во власти у Франции центристской большинство, мэрия Парижа и управление большей части близких к Парижу департаментов – в руках социалистов и коммунистов, тогда как на последних выборах в региональном совете Иль-де-Франс победу одержали правоцентристы. Это важно, чтобы понять, что успех суперпроекта «Большой Париж» возможен только в случае компромиссной и конструктивной позиции ведущих политических сил Французской Республики.

По мнению президента Франции Эмманюэля Макрона, «Большой Париж будет в состоянии сократить загрязнение, пробки и будет содействовать метрополии, более уважительной к окружающей среде». Поначалу осудив «технократический и авторитарный проект Большого Парижа», французские социалисты признают сегодня, как это делает экс-мэр столицы от соцпартии Бертран Деланоэ, что «этот проект позволит в будущем очень явно улучшить транспорт».

«Малый Париж» и его 20 округов

В свою очередь, эксперт группы «Республиканцев» и других правых в муниципальном совете Парижа по урбанистике Анри Божон утверждает, что опция Большого Парижа способна дать новый импульс развитию пригородного сельского хозяйства».

В общем, можно сказать, что в сегодняшней Франции все ведущие политические силы в той или иной степени выступают за развитие общих транспортных проектов в парижской агломерации.

От редакции «Родины на Неве»:

Как связана агломерация «Большой Париж» с многоэтажной застройкой вокруг Санкт-Петербурга? Тем, что вокруг Парижа тоже есть высокоэтажная застройка. Но главное, в тексте профессора Костюка показано, как решается вопрос коммуникации и кооперации, в том числе транспортной, коммун (муниципалитетов) Парижа и окружения. Недаром опыт парижской агломерации активно изучали в Москве, разрабатывая концепцию Большой Москвы. Опыт Большого Парижа показывает, что для решения коммуникационного вопроса между городом и предместьями нужен продуманный план, принятый на уровне правительства. Будет такой план, спущенный сверху, проблемы коммуникации будут разрешаться, несмотря на административные разделения. Опыт Парижа очень показателен!

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий