Продолжаем серию статей «Агломерации Европы». На этот раз, в день запуска Brexit, доктор исторических наук, профессор факультета международных отношений СПбГУ Руслан КОСТЮК рассказывает о британской столице – «Большом Лондоне».
Происходящий сейчас выход Великобритании из Европейского Союза, несомненно, окажет воздействие на будущее британских «глобальных городов». Однако вряд ли поколеблет статус лондонского мегаполиса как ведущей агломерации всей Европы — с точки зрения экономической мощи.
Сравнивая лондонскую агломерацию с другими европейскими мегаполисами, можно также сделать вывод, что она заметно выделяется на их фоне в плане наличия прочной правовой и административной базы. Правда, не всё на этом направлении у «Большого Лондона» шло всегда ровно…
«Большой Лондон», разделённый в совокупности на 32 территориальные единицы (или округа), имеющие, впрочем, собственные органы самоуправления, успешно и профессионально управляется.
Вообще говоря, первый раз «Большой Лондон» как единая административная единица был учреждён специальным парламентским актом в 1963 году и де-юре начал функционировать с 1965 года. Однако в период господства тэтчеризма, когда в Лондонском совете тон задавали левые лейбористы, а столичную администрацию возглавлял известный левосоциалистический политик Кен Ливингстон, находившиеся у власти в Соединённом королевстве консерваторы добились решения об упразднении «Большого Лондона» как единого целого. Столичная агломерация потеряла единый представительный орган власти и собственного мэра – в пользу политической децентрализации британской столицы.
Лишь вернувшись к власти в конце ХХ века, «новые лейбористы» решили восстановить в столичной агломерации общую систему управления. Соответствующий парламентский закон был одобрен жителями «Большого Лондона» (причём с весьма внушительным большинством) на специальном референдуме, после чего столичная агломерация вновь обрела целостное единство и общие органы управления. А ведь речь идёт об одной из самых мощных агломераций современной Европы, где на площади примерно 610 миль проживают свыше девять миллионов человек.
Эксперты считают, и это вполне оправданно, что «Большой Лондон», разделённый в совокупности на 32 территориальные единицы (или округа), имеющие, впрочем, собственные органы самоуправления, успешно и профессионально управляется. Профессор Лондонского университетского колледжа Филипп Марльер отмечает, в частности, что «Лондон остаётся символом “нового Вавилона” — космополитического мегаполиса, открытого жителям всех национальностей и гостям, но при этом притягательным как для британцев, так и небританцев…»
Если мы можем, пусть чуть абстрактно, говорить о «глобальных городах» применительно к современной Европе, несомненно, что именно лондонская агломерация более всех остальных вправе претендовать на такой «статус».
Надо полагать, эта притягательность определяется не только старыми традициями и действительно высоким культурным, экономическим и финансовым значением английской столицы. В самом деле, богатый опыт развития «Большого Лондона» как некой общей машины даёт свои результаты. Ведь в ведении городских властей сосредоточены достаточно внушительные полномочия по управлению. Это и транспорт, и своя сфера здравоохранения, и полицейская служба, и пожарные, вопросы стратегического политического и экономического развития. Всеми этими проблемами занимается исполнительная власть британской столицы, подотчётная 25-местной Лондонской ассамблеи.
Нельзя сказать, что Лондон – это бесспорный бастион левых сил (напомню, что до 2016 года британская столица возглавлялась нынешним консервативным премьер-министром Борисом Джонсоном), но вот уже четыре года, как лейбористы вернулись «к делам» в «Большом Лондоне». Левые силы контролируют столичную ассамблею (12 мест у лейбористов и 2 у «зелёных»), а мэром столицы Великобритании избран сын пакистанских иммигрантов Садик Хан, представляющий Лейбористскую партию. Отметим, что в последние годы он, если брать британскую политическую элиту, был одним из наиболее решительных противников «развода» Соединённого королевства с ЕС. И абсолютное большинство лондонцев различных политических взглядов разделяет эту точку зрения.
Что, в общем, закономерно. Если мы можем, пусть чуть абстрактно, говорить о «глобальных городах» применительно к современной Европе, несомненно, что именно лондонская агломерация более всех остальных вправе претендовать на такой «статус». «Наш город открыт всему мир, а мир открыт Лондону и лондонцам», — написано на сайте лондонской мэрии.
Если оперировать цифрами 2018 года, то лондонская экономика – это фантастические и нереальные для большинства мегаполисов «Старого Света» 500 миллиардов фунтов стерлинга, что собственно и делает «Большой Лондон» экономической агломерацией номер один современной Европы. В Лондоне «делают» от 22% до четверти валового внутреннего продукта всей Великобритании, там зарегистрированы 850 тысяч частных предпринимателей! При этом до 85% занятых в «Большом Лондоне» — это лица, работающие в сфере услуг.
То, что Лондон имеет славу одного из ведущих экономических и особенно финансовых центров не только Европы, но и всей планеты, бесспорно, хотя, возможно, последствия brexit могут ещё «сыграть шутку» с королевской столицей. Но, так или иначе, около 300 флагманов мировой экономики и финансовой системы имеют свои главные штаб-квартиры именно на территории Лондона, и около 70% из ста ведущих компаний планеты, в свою очередь, открыли в «Большом Лондоне» свои филиалы.
Безусловно, всё это приносит Лондону и его жителям не только преимущества и богатства, но и реальные проблемы. Они имеют отношение к перманентным пробкам в самых разных частях агломерации (сам я как-то на туристическом автобусе из одного предместья английской столицы добирался в другую отдалённую часть «Большого Лондона» в течение целых трёх часов!), определённым экологическим вызовам (хотя, надо признать, нынешняя лейбористская администрация немало сделала для защиты окружающей среды и развития велосипедных дорожек), дороговизне жилищного фонда и т. д. Но, как и в прошлом, Лондон притягивает и не может оставить равнодушным. Очевидно, что на сегодняшний день «Большой Лондон» может считаться одним из самых успешных агломерационных проектов в Европе.
Предыдущие статьи цикла:
Копенгагенская агломерация: дорогая и красная
Становление «Большого Бухареста»
Как Прага связана со Среднечешским краем
Мадридское сообщество: комфорт и благополучие
Берлин-Бранденбург – креативный регион
Брюссель: «регион-столица» Европы
«Большой Стокгольм»: экология, транспорт, цены
Большой Париж: агломерация как средство социальной кооперации