Перейти к содержимому
Главная страница Мадридское сообщество: комфорт и благополучие

Мадридское сообщество: комфорт и благополучие

Продолжаем серию статей «Агломерации Европы». На этот раз доктор исторических наук, профессор факультета международных отношений СПбГУ Руслан КОСТЮК рассказывает о «Большом Мадриде». И снова мы видим, что для комфортного существования в рамках большого агломерации необходимо развивать сеть общественного транспорта, прежде всего – метро и пригородное железнодорожное сообщение. Читаем и сравниваем с нашей ситуацией. 

Доктор исторических наук, профессор факультета международных отношений СПбГУ Руслан КОСТЮК

Мадрид – это не только столица испанского королевства, но и главный центр Мадридского сообщества, объективно развивающего столичный город. Сегодня он насчитывает около 3,2 миллиона жителей. В совокупности на территории столичного сообщества проживают сейчас более 6,5 миллиона человек, что делает его одним из самых крупных во всей Испании.

Но не менее важно и то, что по достигнутому уровню благосостояния Мадридское сообщество также в лидерах. В частности, если брать средний показатель валового внутреннего продукта на душу населения, то тут Мадридское сообщество опережает другие благополучные части испанского государства, в частности, Каталонию и Страну басков. В 2018 году данный показатель для столичной агломерации составлял сумму, эквивалентную около 35 тысячам долларов. При этом сам Мадрид неизменно в последние годы входит в топ-рейтинги десяти наиболее комфортных для проживания городов планеты…

Отметим тут, что путь к политической и финансовой автономии для столичного региона в Испании был достаточно тернист и долог. При франкистской диктатуре, например, никто не ставил вопроса о каких-то особых правах сопредельной со столицей территории. Но начавшиеся после кончины Франко процессы демократизации в испанском обществе сопровождались запуском децентрализации, которая привела к трансформации сугубо унитарного общества в «государство автономий».

Институционализация Мадридского сообщества состоялась в 1983 году и сам этот факт, конечно же, сопутствовал тому, что малые города и посёлки столичной агломерации получили внушительный толчок своему развитию. Это касалось прежде всего развития сектора услуг и рыночных отношений, успешного совершенствования пристоличной инфраструктуры и гостиничного бизнеса, жилищного бума на рынке недвижимости, доступа в ранее депрессивные районы прямых инвестиций.

В Мадриде проживает около 3,2 миллиона жителей. В совокупности на территории столичного сообщества проживают сейчас более 6,5 миллиона человек, что делает его одним из самых крупных во всей Испании

Возможно, эти факторы сыграли и свою «политическую» роль: даже тогда, когда власть в Испании находилась в руках социалистов, в Мадридском сообществе командные позиции занимали консерваторы. И сегодня как в муниципалитете Мадрида, так и в органах сообщества (парламенте, региональном кабинете) большинство находится в руках правоцентристской Народной партии и либеральной партии «Граждане». Отметим, впрочем, что Испания не является федеративным государством, региональная власть вынуждена присушиваться, в частности, к мнению правительственного делегата в автономном сообществе. Впрочем, полномочия автономных инстанций в сфере социальной, экономической, налоговой политике неизменно повышаются.

При том, что традиционно для Мадрида и окрестностей характерно развитие промышленных отраслей (например, механического производства, электроники, радиодеталей и т. д.), как отмечает доктор политических наук Хайме Пастор, «для современного “Большого Мадрида” характерно очень бурное развитие сферы услуг и строительства, по данным категориям столичный регион опережает иные агломерации». К слову, стабильный посткризисный экономической рост вполне наглядно бьёт по «кривой» безработицы; ещё в 2013 году в автономном сообществе без работы был почти каждый пятый, тогда как сейчас данный показатель, всё ещё вызывающий тревогу, сократился до 13 пунктов.

Сегодня как в муниципалитете Мадрида, так и в органах сообщества (парламенте, региональном кабинете) большинство находится в руках правоцентристской Народной партии и либеральной партии «Граждане».

Вместе с тем, управляемое правоцентристами Мадридское автономное сообщество – не такое простое «хозяйство». Естественно, главным «донором» здесь выступает королевская столица, но в общей сложности речь идёт о 179 муниципалитетах и о 20 судебных округах. Как и в других западноевропейских государствах, в Испании также столичная агломерация привлекает иностранцев из самых разных частей света. В общей сложности в Мадридском автономном сообществе сосредоточены 825 тысяч иностранцев.

Общеизвестно, что в Мадриде находятся всемирно известные музеи, памятники архитектуры, великолепный соборы и церкви, высшие учебные заведения и спортивные объекты. Но как верно отмечает нынешний премьер-министр Испании Педро Санчес, «мадридский регион также отличается прекрасно развитой транспортной инфраструктурой». И речь здесь идёт не только о международном аэропорте, хотя «Баррахас» принимает до 52 миллионов пассажиров в год,

Главным «донором» Мадридского автономного сообщества выступает королевская столица, но в общей сложности речь идёт о 179 муниципалитетах и о 20 судебных округах.

Мадрид – это также важный железнодорожный центр. Столичный вокзал «Аточа» связывает столицу страны в самыми разными частями Испании, причём преимущественно посредством современных высокоскоростных магистралей. Благодаря им, в частности, до второго города государства, Барселоны, можно добраться за пару часов. Но с вокзалов Мадрида также легко можно добраться по системе Cercanias, по так называемым пассажирским рельсам, до других городов автономного сообщества. А это всего десять линий, до 90 станций общей протяжённостью 370 километров. Цены на небольшие расстояния невысокие, они варьируются в зависимости от расстояния, при этом молодые испанцы и люди пенсионного возраста, проживающие в Мадридском сообществе, имеют серьёзные скидки на многоразовые проездные билеты. При этом классическое метро, равно как и мадридские автобусные маршруты, также доходят до муниципалитетов автономного сообщества.

Отметим также, что благодаря находившейся до середины 2019 года у власти в столице левой администрации, Мадрид заметно за несколько последних лет усилил развитие велотранспорта, чей вес в общем пассажирском трафике неизменно растёт с 2014 года. И мода на велосипеды распространяется также на прилегающие к столице муниципалитеты, что, в общем, роднит мадридскую агломерацию с другими столичными агломерациями Европы. Впрочем, роднит Мадрид с ними, конечно же, не только это…

Предыдущие статьи цикла:

Берлин-Бранденбург – креативный регион

Брюссель: «регион-столица» Европы

«Большой Стокгольм»: экология, транспорт, цены

Большой Париж: агломерация как средство социальной кооперации

Поделиться ссылкой: