Становление «Большого Бухареста»

Bukharest_transport

Продолжаем серию статей «Агломерации Европы». На этот раз доктор исторических наук, профессор факультета международных отношений СПбГУ Руслан КОСТЮК рассказывает о «Большом Бухаресте». И снова мы видим, что для комфортного существования в рамках большого агломерации необходимо развивать сеть общественного транспорта, прежде всего – метро, трамвайное и пригородное железнодорожное сообщение. Читаем и сравниваем с нашей ситуацией.   

Между пристоличными округами и собственно Бухарестом существует немало постоянных маршрутов, на которых поезда-электрички и автобусы регулярно перевозят сотни тысяч человек в разные направления

Столица Румынии, Бухарест, считается одним из главных городов Юго-Восточной Европы. С населением в 1,8 миллиона жителей Бухарест в рамках Европейского Союза по численности населения уступает сегодня лишь Лондону, Берлину, Мадриду, Риму и Парижу. Иными словами, это одна из самых многочисленных столиц на пространстве ЕС. Однако этим признанным европейским центрам Бухарест уступает не только по количественным показателям.

Если говорить и вышеперечисленных столицах, все они уже более или менее успешно сформировали собственные столичные агломерации. Ситуация же с Бухарестом в данном вопросе находится, что называется, в динамике. Принципиально решение о структурировании «Бухарестской зоны» было принято ещё в 2003 году, но с тех пор неоднократно эта зона расширялась. Так, если собственно площадь румынской столицы составляет всего 228 квадратных километров, то относящиеся к «Бухарестской зоне» территории раскинуты аж на примерно 1800 квадратных километра. А это не много, не мало, но пять округов, шесть городов, почти 90 коммун. Ещё раз заметим, что объединяемая в столичную зону площадь не статична.

Достаточно интересно, что если, например, в случае с «Большим Парижем» или «Большим Берлином» общих органов управления в столичной агломерации не имеется и речь скорее идёт о совместных административных институтах парижского (или берлинского) муниципалитета и прилегающих к столицам регионов, то в случае с формируемым «Большим Бухарестом» мы можем говорить о наличии общего представительного органа. Так, в данной столичной зоне имеется генеральный совет из 105 представителей и свой орган административного управления, подотчётный префекту, назначаемому центральным правительством. Таким образом, на примере бухарестской агломерации мы можем говорить о сосуществовании как элементов представительной демократии, так и о наличии централизаторского начала при осуществлении реального управления.

Если собственно площадь румынской столицы составляет всего 228 квадратных километров, то относящиеся к «Бухарестской зоне» территории раскинуты аж на примерно 1800 квадратных километра.

Данное обстоятельство, думается, будет особенно важно уже в ближайшем будущем. До последнего времени Румынией руководило правительство, возглавляемое социал-демократами, и Бухарест тоже находится под управлением Социал-демократической партии (СДП). Так, мэром румынской столицы является видная представительница СДП Габриела Фиреа; социал-демократы же возглавляют и почти все административные округа в столице страны.

Но вот теперь, после того как в Румынии недавно пало левоцентристское правительство и в прошлом ведущая оппозиционная сила, правоцентристская Национал-либеральная партия, сформировала свой собственный кабинет меньшинства, этот фактор, надо полагать, будет оказывать сильное воздействие на ближайшее будущее «Большого Бухареста». Тем более, что, как считает известный румынский политолог Раду Карп, «политическая конфронтация всерумынского масштаба всегда находила своё отражение на Бухаресте».

Однако все ведущие румынские политические силы, и социал-демократы, и правоцентристы, и либералы в той или иной степени поддерживают планы урбанистического развития столичной агломерации. Ведь Бухарест, действительно, более чем иные другие румынские города, что называется, «экипирован» для развития агломерационного проекта. Во-первых, это самая благополучная в материальном отношении часть Румынии. Размер средней заработной платы в Бухаресте и в целом в столичной зон выше, чем в других частях румынского государства. Также и уровень безработицы в формируемой конструкции «Большого Бухареста» всё-таки ниже, чем в менее крупных румынских агломерациях.

В целом по состоянию общего парка столичного транспорта Бухарест, что может удивить некоторых, может похвастаться одной из самых лучших транспортных систем в Европе.

Бухарест – признанный экономический центр Румынии. На территории столицы и прилагающих к ней округов функционируют в общей сложности около 180 тысяч всевозможных предприятий, компаний и фирм, и надо отметить, как говорил мне румынский сенатор от СДП Адриан Тутуиану, что «многие жители агломерации постоянно приезжают в Бухарест на работу». Здесь же они зачастую проводят и свой досуг, что также логично.

Бухарест, что очевидно, представляет собой культурный центр Юго-Восточной Европы, в чём я убедился для себя лично ровно год назад, когда посетил этот город. При желании тут могут «найти себя» любители музеев и выставочных залов, те, кто интересуется этнографией, поклонники театров, кинематографа, танцевального искусства и музыки. Статистика свидетельствует, что в 2017-2019 годах в процентном отношении рост турпотока из-за рубежа в Бухарест был выше, чем в большинстве западноевропейских городов, считающихся традиционными лидерами на данном направлении. Отметим здесь, что в столице Румынии немало гостиниц самой разной ценовой категории, и цены эти, безусловно, ниже, чем в Западной и Центральной Европе, что также является конкурентным преимуществом столицы Румынии.

Транспортная инфраструктура по факту в «Большом Бухаресте» оказалась заложена ещё до того, как как был запущен проект этой общей Бухарестской зоны…

Наконец, следует сказать и о том, что строящаяся столичная агломерация имеет мощное транспортное измерение. В целом по состоянию общего парка столичного транспорта Бухарест, что может удивить некоторых, может похвастаться одной из самых лучших транспортных систем в Европе. В неё в качестве составных частей входят метрополитен, автобусы, троллейбусы, трамваи, электрички и также маршрутные такси. Конечно, здесь, как говорится, не без минусов. Вряд ли бухарестское метро может претендовать на звание самого чистого и комфортного в Европе, а муниципальные автобусы далеко не всегда ходят по расписанию.

Однако важным моментом является тот факт, что между пристоличными округами и собственно Бухарестом существует немало постоянных маршрутов, на которых поезда-электрички и автобусы регулярно перевозят сотни тысяч человек в разные направления. То есть транспортная инфраструктура по факту в «Большом Бухаресте» оказалась заложена ещё до того, как как был запущен проект этой общей Бухарестской зоны… Так что можно, думаю согласиться с мыслью Фиреа о том, что «будущее Большого Бухареста видится как будущее современного и динамичного мегаполиса».

Предыдущие статьи цикла:

Как Прага связана со Среднечешским краем

Мадридское сообщество: комфорт и благополучие

Берлин-Бранденбург – креативный регион

Брюссель: «регион-столица» Европы

«Большой Стокгольм»: экология, транспорт, цены

Большой Париж: агломерация как средство социальной кооперации

Вам будет интересно