Продолжаем серию статей «Агломерации Европы». На этот раз доктор исторических наук, профессор факультета международных отношений СПбГУ Руслан КОСТЮК рассказывает о «Большой Праге». И снова мы видим, что для комфортного существования в рамках большого агломерации необходимо развивать сеть общественного транспорта, прежде всего – метро и пригородное железнодорожное сообщение. Читаем и сравниваем с нашей ситуацией.
Если феномен современных агломераций в «Старом Свете» в большей степени относится к Западной Европе, это не значит, что в небольших странах посткоммунистической Европы внушительных агломераций нет. В частности, это относится к Чешской республике, где, конечно же, выделяется агломерация «Большой Праги».
Население непосредственно чешской столицы составляет сегодня примерно 1,3 миллиона человек, тогда как в столичной агломерации проживают немногим менее 2,6 миллиона жителей.
По факту пражская агломерация, помимо собственно Злата Праги, приходится на Среднечешский край, окружающий столицу Чехии. 46% жителей края проживают в Праге, входящей, к слову, по численности населения в число 15 самых крупных городов Европейского Союза. Данный край заметно выделяется по сравнению со всеми иными областями чешского государства.
Во-первых, в силу своей численности и занимаемой территории (на его площадь, к примеру, приходится 14% всей национальной территории) он опережает все остальные края республики. Именно в Среднечешском крае имеется наибольшее число населённых пунктов и городов. Здесь фиксируется (в основном за счёт иностранной рабочей силы, включающей в себя, к слову, десятки тысяч украинских и российских граждан!) наибольший прирост населения в стране, и наибольшее количество квартир на 1000 жителей также относится к данному региону. Край в административном отношении делится на 12 районов, включая Прагу-Запад и Прагу-Восток.
В хозяйственном, экономическом отношении для «Большой Праги» характерно наличие здорового баланса. С одной стороны, на прилегающих к столице территориях развито интенсивное сельское хозяйство, крестьянские хозяйства производят различные виды овощей, зерновых, сахарную свёклу. С другой, в предместьях Праги по-прежнему развиты традиционные отрасли промышленности – химическая, машиностроительная, а также автомобилестроение и производство транспортного оборудования. Вместе с тем, современная Прага – то также высокая степень развития компьютерных технологий, электронной инженерии и самой разнообразной сферы услуг. На эту сферу, включающую в себя торговлю.
Все эти совокупные обстоятельства делают пражский регион наиболее «зажиточным» в современной Чешской Республике. На Среднечешский край со столицей страны приходится до четверти валового национального продукта, а покупательная способность пражан составляет 182% от среднего показателя по ЕС. Соответственно, по размеру заработной платы столичный регион заметно опережает другие края государства.
Существует такая традиционная точка зрения, что Прага процветает прежде всего за счёт своего исторического прошлого. В самом деле, все, кто бывал в этом прекрасном городе, отмечают, что столица Чехии по праву относится к числу самых красивых городов Европы и мира. Безусловно, иностранные гости стремятся посмотреть Пражский град, Карлов мост, знаменитые соборы и разнообразные музеи чешской столицы, которыми этот красивейший город богат.
Прага и прилегающий регион богаты и иными актуальными (хоть, будем справедливы, и пришедшими из прошлого) культурными козырями, которыми пользуются, конечно же, не только пражане, но и жители всего Среднечешского края. Здесь я имею в виду то, что именно в Праге расположены Национальный и Государственный театры, Чешская и пражская филармонии, а также Пражская опера. Регулярно на территории столицы и её окрестностей проводятся международные музыкальные фестивали, большим авторитетом у ценителей музыки пользуется международный органный фестиваль.
Следует заметить также, что «Большая Прага» абсолютно справедливо считается – по европейским меркам – достаточно чистой агломерацией. Возможно, и поэтому в Праге находится один из лучших в Европе зоопарков. Но также в Среднечешском крае есть биосферные заповедники ЮНЕСКО, а в природной зоне Кршивоклатько водятся даже дикие животные. К «экологическому туризму» относятся и Чешский Крас, и священная гора Бланик.
Важным плюсом Праги и всего района столичной агломерации служит транспортная инфраструктура. В самом городе прекрасно функционирует столичный метрополитен, немало внутригородских трамвайных и автобусных маршрутов. Между столицей и населёнными пунктами Среднечешского края развито бесперебойное сообщение внутрирегиональных автобусных маршрутов или поездов-электричек. Расстояния в Чешской Республике не великие, поэтому буквально из любой точки края в Прагу пассажиры на общественном транспорте добираются менее чем за час.
Ещё один любопытный момент, говорящей об политической оригинальности Праги. Пожалуй, сегодня ни в одной другой стране Европы во главе столицы не стоит мэр от Пиратской партии, а вот в Праге с 2018 года многопартийной городской администрацией руководит 38-летний представитель Чешской пиратской партии Зденек Хриб. Сам по себе этот факт, конечно, забавен, но дело в том, что, став во главе столицы, «пират» Хриб провозгласил одним из главных приоритетов развитие норм прямой, базовой демократии, что означает курс на привлечение как жителей самой Праги, так и Среднечешского края к решениям социальных, природоохранительных и транспортных вопросов, представляющих взаимный интерес.
Попутно мэр Хриб пообещал, что приложит все силы, чтобы превратить «Злату Прагу» в «европейскую столицу демократия и гражданского участия». На фоне кризиса традиционных политических партий в Чехии (преимущественно левых, но не только) этот «пражский эксперимент» представляется достаточно любопытным…
Предыдущие статьи цикла:
Берлин-Бранденбург — креативный регион
Брюссель: «регион-столица» Европы
«Большой Стокгольм»: экология, транспорт, цены
Большой Париж: агломерация как средство социальной кооперации