«Большой Стокгольм»: экология, транспорт, цены

От редакции «Родина на Неве»:

«Родина на Неве» продолжает цикл статей о ведущих мировых агломерациях – «Агломерации “большой Европы”». На этот раз профессор факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета, доктор исторических наук Руслан КОСТЮК рассказывает о столице Швеции – Стокгольме. Прямых аналогий между стокгольмским опытом и ситуацией, которая складывается в Санкт-Петербурге и его окрестностях, проводить не следует: разные города, разная география, разные политические системы и экономические уклады, разные народы… Однако прежде чем разработать или хотя бы набросать в общих чертах план создания современной петербургской агломерации, нужно досконально изучить мировой агломерационный опыт.

Сейчас, к сожалению, на границах Санкт-Петербурга и Ленинградской области продолжает царить строительный хаос – многоэтажные кварталы вырастают в самых неожиданных местах. Так, сейчас возводится высотный жилмассив между Кольцевой автодорогой и Охтинским разливом, на месте деревни Рыбацкое. Как его жители будут выбираться в город? Наверное, для этого им придётся вылетать из окон дельтапланах…  Квартал этот фактически отрезан от коммуникаций. Но это наши проблемы… А пока почитаем, как свои проблемы разрешает Стокгольм.

Профессор факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета, доктор исторических наук Руслан КОСТЮК

– Современная Северная Европа в отличие от других частей «Старого Света» не слишком богата на мегаполисы. Однако среди крупных городов Скандинавии выделяется столица Швеции – Стокгольм. Его опять же сложно отнести к супергородам, исходя даже из того факта, что собственно в границах стокгольмского муниципалитета проживают около 970 тысяч человек. Однако, если мы возьмём уже столичную агломерацию, то здесь речь пойдёт о 2,4 миллиона жителей.

Территориально части «Большого Стокгольма» (а это собственно городской центр Стокгольма, районы Сёдерост и Вёстерост, а также северные и южные пригороды шведской столицы) имеют разное административное подчинение и собственные муниципальные советы. Стокгольмский муниципальный совет, к примеру, с 2018 года управляется коалицией правоцентристских политических сил, а главой Стокгольма работает представительница Умеренной коалиционной партии Анна Кёнинг Жерлмыр.

Однако и исторически, и географически, и технологически эти пять административных единиц, составляющих актуальный «Большой Стокгольм», прочно связаны друг с другом. Сам ведущий шведский мегаполис относится к числу наиболее богатых во всей Европе. Все, кто хоть раз бывал в Швеции, вряд ли этому удивятся. Это достаточно дорогая страна, а уж, как хорошо известно, в подавляющем большинстве случаев в Европе в столицах жизнь ещё более дорогая, чем в среднем по стране. Поэтому абсолютно не удивительно, что «Большой Стокгольм» входит в десятку самых дорогих агломераций Европы.

Территориально части «Большого Стокгольма» (а это собственно городской центр Стокгольма, районы Сёдерост и Вёстерост, а также северные и южные пригороды шведской столицы) имеют разное административное подчинение и собственные муниципальные советы

С другой стороны, с учётом того, что на территории Стокгольма располагаются головные структуры таких весомых компаний, как IBM, Ericson, Electrolux, Swedbank, Swenska и так далее, логично, что городской бюджет и собственно стокгольмского муниципалитета и его «спутников» по «Большому Стокгольму» весьма насыщен.

В Швеции местная власть обладает широкими финансово-административными правами, что позволяет действовать в рамках долгосрочного планирования, даже если в мэрии левые партии сменяют правые, и наоборот. В особенности подобная ситуация характерна для более крупных шведских городов – Стокгольма, Гётеборга и Мальмё, которые, собственно, и располагают агломерациями, в рамках которых происходит взаимодействие различных муниципальных советов.

В чём проявляется подобная кооперация на примере «Большого Стокгольма»? Например, в реализации совместных программ по интеграции иностранцев в шведское общество, которые были запущены ещё прежней столичной мэрией, возглавляемой социал-демократами.  Речь идёт о весьма серьёзной проблеме, ведь в различных муниципалитетах, составляющий «Большой Стокгольм», число постоянно проживающих иностранцев варьируется от 22 до 33% населения.

Прекрасным примером успешной и эффективной кооперации «пристоличных» муниципалитетов служит природоохранная область. Все эксперты отмечают, что «Большой Стокгольм» является к одним из самых «зелёных» мегаполисов в ЕС. Так, горожане и гости Стокгольма могут спокойно ловить рыбу в пределах столицы и её окрестностей, равно как и пить чистую воду из местных рек. А открытый в 1995 году Королевский национальный городской парк стал первым национальным природным парком, размещённым в столице европейской страны! В общем, не зря несколько лет назад ЕС классифицировал Стокгольм как «европейскую зелёную столицу». Действующий мэр Стокгольма убеждена, что и в будущем «городские власти будет реализовывать курс на продолжение “зелёного измерения”».

В связке с этим утверждением находится и последовательное развитие в Стокгольме и его окрестностях велосипедного движения. Как отмечает профессор Лондонского университетского колледжа Филии Марльер, «в редком европейском городе для любителей велосипедного спорта сделано столько прекрасных условий и удобств, как в Стокгольме». Но, по правде сказать, агломерация «Большого Стокгольма» заслужила себе репутацию и через призму использования более «классических» видов транспорта.

Открытый в 1995 году в Стокгольме Королевский национальный городской парк стал первым национальным природным парком, размещённым в столице европейской страны

Ещё прежняя, социал-демократическая, мэрия сделала ставку на уменьшение использования в столице и её пригородах личного автотранспорта. Повсеместный запуск велодорожек, конечно, этому плану также помог, но речь шла и о комплексном развитии коллективных видов общественного транспорта, что облегчалось, в частности, тем обстоятельством, что автобусный парк и метрополитен находятся в госсекторе, принадлежа компании «Общественный транспорт Большого Стокгольма».

В итоге за последние годы были созданы новые станции отдалённого от центра Стокгольма метрополитена (сегодня три линии метро составляют в совокупности свыше ста станций протяжённостью более 100 километров), запущены новые автобусные маршруты (вообще в самой столице и прилегающих территориях параллельно действуют более 800 муниципальных автобусных маршрутов). Добавим сюда региональные электропоезда, включая легкорейсовые маршруты и субрегиональную железную дорогу (имеющую восемь направлений), идущие в разные места стокгольмской периферии, многочисленные трамвайные маршруты, которыми издавна знаменита шведская столица, а также такой оригинальный и столь характерный для «характера Стокгольма» вид транспорта, как «водные автобусы», на которых можно добраться до многочисленных островков и шхер в «Большом Стокгольме».

Но, как говорится, проблемы тоже существуют. Как отмечает эксперт группы Левой партии в столичном муниципальном совете Ингрид Шмитт, «большой проблемой является дороговизна разовых билетов», что логично с учётом в целом очень высокого уровня жизни в шведской столице. Но и на данном направлении городская власть, вместе с муниципальными органами сопредельных территорий, работает весьма активно. В «Большом Стокгольме» имеются скидки для билетов как для молодых людей до 20 лет, так и для пенсионеров, начиная с 65-летнего возраста. Существует целая серия разнообразных билетов, рассчитанных на один или три дня, на неделю, месяц и т. д. Разумеется, покупая такие общие билеты, постоянные жители Стокгольма и окрестностей объективно оказываются в выигрыше. Но самым главным выигрышем для стокгольмского населения, представляется, заключается в том, что уже сегодня все жители стокгольмской агломерации легко, просто и быстро могут оказаться в той части «Большого Стокгольма», в какой они это захотят, используя разнообразные виды коллективного общественного транспорта.

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий