Копенгагенская агломерация: дорогая и красная · Родина на Неве

Копенгагенская агломерация: дорогая и красная

Копенгагенская агломерация: дорогая и красная

Продолжаем серию статей «Агломерации Европы». На этот раз доктор исторических наук, профессор факультета международных отношений СПбГУ Руслан КОСТЮК рассказывает о датской столице – «Большом Копенгагене». 

В «Большом Копенгагене» проживает треть населения всей Дании

В рамках Северной Европы «агломерацией номер один», без сомнения, является «Большой Копенгаген». Даже если собственно на территории столичного муниципалитета датского королевства проживают немногим более 630 тысяч человек, столичная городская зона объединяет уже около 1,3 миллиона жителей, а в «Большом Копенгагене» – копенгагенской агломерации – постоянно проживают, по последним данным, около 2,5 миллиона человек. А это ведь почти треть населения всей Дании!

Процессы административного становления столичного региона начались в Дании уже достаточно давно; столичная зона как таковая стала формироваться аж с 1947 года! С тех пор территориальные границы столичного и прилегающих к Копенгагену муниципалитетов неоднократно менялись. В первую очередь, это связано с генеральным процессом сокращения числа муниципалитетов в датском государстве. К примеру, до 1970 года в стране было более тысячи муниципальных образований, тогда как в результате последней муниципальной реформы, состоявшейся в 2007 году, их стало вообще чуть менее сотни.

По политическим предпочтениям датская столичная агломерация традиционно относится к категории «красной»: позиции партии «Социал-демократы» (СД), Красно-зелёного альянса и Социалистической народной партии и в столице, и в малых муниципалитетах «Большого Копенгагена» явно сильнее, чем в целом по стране.

После реформы 2007 года столичный регион объединяет в общей сложности 28 муниципальных образований, раскинутых в совокупности на более чем трёх тысячах квадратных километрах. При этом, конечно же, Копенгаген явно доминирует. Кроме него, лишь город Фредрексберг, пригород столицы, имеет более ста тысяч жителей. Отметим, что по политическим предпочтениям столичная агломерация традиционно в Дании относится к категории «красной»: позиции партии «Социал-демократы» (СД), Красно-зелёного альянса и Социалистической народной партии и в столице, и в малых муниципалитетах «Большого Копенгагена» явно сильнее, чем в целом по стране. К слову, лорд-мэром датской столицы с 2010 года работает нынешний заместитель лидера СД, экономист Френк Йенсен.

Однако, несмотря на то, что в политическом отношении в «Большом Копенгагене» доминируют те, кого в стране называют «красными», или же рабочими партиями, некоторая забавность ситуации состоит в том, что жизнь в датской столичной агломерации считается одной из самых дорогих в Европе. Это связано, конечно, не только с тем, что бюджет столичного региона оценивается в 120 миллиардов евро. Дания – страна с очень высоким уровнем и качеством жизни, в которой существуют одни из самых внушительных налогов на физические лица и на частные фирмы. Соответственно, цены на жильё, потребительские товары, продукты питания и напитки, равно как и на транспорт в «Большом Копенгагене», весьма сильно «кусаются», что обычно всегда замечают рядовые россияне, которым случается попасть в датскую столицу…

Жизнь в датской столичной агломерации считается одной из самых дорогих в Европе. Это связано, конечно, не только с тем, что бюджет столичного региона оценивается в 120 миллиардов евро. Дания – страна с очень высоким уровнем и качеством жизни.

Вместе с тем сосредоточение в «Большом Копенгагене» головных структур ведущих датских банков даёт дополнительные финансовые ресурсы как столичному бюджету, так и столичной зоне в целом. Социальный и экономический облик Копенгагена вполне соответствует цифровым реалиям XXI столетия. Для современной столичной агломерации характерно наличие различных бизнес-кластеров, включающих в себя сферы информационных технологий, биотехнологий, фармацевтики, «смарт-технологий» и т. д. Однако, как верно отмечает профессор Копенгагенского университета Фредерик Карлсон, «традиционная тяжёлая индустрия также остаётся представленной в столичной агломерации». Наверняка жители Петербурга и Ленинградской области видели на дорогах большегрузные машины с надписью “Maersk”. Главный офис этого мирового лидера морских грузовых перевозок расположен в Копенгагене, а порт датской столицы – один из самых ведущих по общей мощности в Северной Европе.

Да, для временно приезжающих туристов и «малый», и «большой» Копенгаген при всём их великолепии зачастую ассоциируются с неимоверной дороговизной. Но нужно иметь в виду, что Дания входит в число пяти мировых лидеров по качеству жизни, что, конечно же, автоматически предполагает высокий уровень зарплат и пенсий для местного населения. И не только местного: достаточно разумная налоговая политика по отношению к зарубежным квалифицированным специалистам делает работу «экспатов» в Дании и прежде всего в её столичном регионе востребованной и по достоинству оцененной.

Для современной столичной агломерации характерно наличие различных бизнес-кластеров, включающих в себя сферы информационных технологий, биотехнологий, фармацевтики, «смарт-технологий» и т. д.

Но ведь важно ещё отметит, что, имея столь серьёзные финансовые возможности, в том же «Большом Копенгагене» создали прекрасные условия для повседневной жизнедеятельности людей. Оснастили столичные музеи, включая Национальный музей, Датскую национальную галерею, музей нового искусства «Луизиану» и т. д. самыми новейшими современными информационными музейными технологиями; добились того, что Копенгаген стал одним из самых чистых городов «Старого Света», акцентируя внимание на развитие велосипедного передвижения (сейчас в столице Дании около 40% всего транспортного трафика приходится именно на велосипеды, а протяжённость велосипедных дорог превышает 400 км); оснастили даже самые обычные медицинские пункты новейшим оборудованием; возвели спортивные объекты для занятия физкультурой и спортом для детей и подростков.  Кроме того, в «Большом Копенгагене» прекрасно и бесперебойно работает общественный транспорт, создаются новые станции метрополитена, в том числе и вне столичного муниципалитета. Сеть столичного метро и региональных поездов ежесуточно перевозит не менее 750 тысяч пассажиров.

Отметим также, обращаясь к различным международным рейтингам, что Копенгаген считается признанным университетским, театральным, музыкальным и литературным центром, в последние же годы он по праву может претендовать и на титул одного из кулинарных центров Европы: в городе действуют 15 «мишленовских» ресторанов. Разумеется, всё это положительно влияет на развитие и «пристоличных» муниципалитетов вблизи «малого Копенгагена».  Вот почему, жителей «красного» Копенгагена вполне можно назвать удачливыми и счастливыми людьми…

Предыдущие статьи цикла:

Становление «Большого Бухареста»

Как Прага связана со Среднечешским краем

Мадридское сообщество: комфорт и благополучие

Берлин-Бранденбург – креативный регион

Брюссель: «регион-столица» Европы

«Большой Стокгольм»: экология, транспорт, цены

Большой Париж: агломерация как средство социальной кооперации

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий