Продолжаем серию статей «Агломерации Европы». На этот раз доктор исторических наук, профессор факультета международных отношений СПбГУ Руслан КОСТЮК рассказывает о столице Пьемонта – «Большом Турине».
Среди расположенных на Апеннинах городских агломераций туринская уступает по численности населения «большим» Риму, Милану и Неаполю. Однако для современной Италии «Большой Турин», расположенный в северо-восточной части Италии, в Пьемонте, имеет важное хозяйственное значение.
На данный момент «Большой Турин» — это собственно Турин и свыше 50 малых и средних коммун, входящих в одноимённую агломерацию. В общей сложности, это около 1,7 миллиона жителей и территория более чем в 1100 квадратных километров. Более половины из живущих в агломерации лиц падает непосредственно на туринский муниципалитет, где на постоянной основе проживают немногим менее 900 тысяч человек.
Турин в XIX веке называли колыбелью итальянских свобод, ведь именно отсюда, из Пьемонта, когда Турин был административным центром королевства Савойи, начиналась упорная и длительная борьба за единство «итальянского мира».
Конечно, Турин играет в итальянской истории и современности немалую роль. Этот город в XIX веке называли колыбелью итальянских свобод, ведь именно отсюда, из Пьемонта, когда Турин был административным центром королевства Савойи, начиналась упорная и длительная борьба за единство «итальянского мира» — Рисорджименто. В ХХ столетии Турин прочно превратился в «промышленную столицу» итальянского государства, став ключевым звеном в индустриальном треугольнике Турин – Милан – Генуя.
После свержения фашистской власти промышленный Турин и прилегающий к нему район становится одним из политических бастионов Итальянской компартии, что уже в дальнейшем обеспечивало переизбрание мэрами этого города политиков из левоцентристского лагеря. Однако, в 2016 году ситуация изменилась и во главе этого города была избрана Кьяра Аппендино, представляющая популистское Движение пять звёзд.
В Турине сосредоточены десятки крупных промышленных предприятий, например, гиганты итальянского автопрома – легендарный ФИАТ, «Альфа-Ромео», «Лянчи».
Сегодняшний «Большой Турин» относится к числу одних из самых богатых агломераций Западной Европы. Ведь общий валовый внутренний продукт (ВВП) здесь составляет примерно 60 миллиардов долларов. В Турине сосредоточены десятки крупных промышленных предприятий, например, гиганты итальянского автопрома – легендарный ФИАТ, «Альфа-Ромео», «Лянчи». Сегодня «Большой Турин» даёт Италии 8% всего ВВП, а сам город входит в число двадцати самых богатых городов «Старого Света». Что подразумевает, конечно, активное развитие в пределах агломерации финансовой системы, сектора моды, продовольственного комплекса, гостиничного и туристического бизнеса.
На последнем пункте остановимся чуть подробнее. Безусловно, даже среди российских туристов, любящих посещать Италию, Турин и его окрестности всё-таки, как правило, не входят в число «топов» для посещения. Конечно, Турин уступает по посещаемости наших соотечественников не только Риму или Венеции, но даже и находящемуся не очень далеко от него Милану. Но зато с Турин любят посещать итальянцы из других городов и провинций — и это не случайно.
Туринская агломерация в культурном плане интересна тем, что она может удивить самых взыскательных туристов.
Дело в том, что Турину, равно как и прилегающим к нему коммунам, что называется, есть что предъявить приезжающей публике. Промышленно-финансовый центр в то же самое время представляет собой один из ведущих культурных городов северной части Италии. Туринская агломерация в культурном плане интересна тем, что она может удивить самых взыскательных туристов; просто потому, что Турин интересен в самых разных направлениях культурного измерения.
Например, для любителей архитектуры. В центральной части этого североитальянского центра прекрасно сохранились здания, построенные ещё в XVI-XVIII столетиях, а сам центральный Турин знаменит смешением самых разных известных архитектурных стилей – Ренессанса, барокко, рококо неоклассицизма Арт нуво и т. д. Просторные элегантные палацци (дворцы и особняки) – характерная «визитная карточка» Турина. Часть исторического центра Турина включена в список всемирного культурного достояния ЮНЕСКО, что, конечно же, делает этот город ещё более манящим для туристов. Напомню, что в туринском Соборе Святого Иоанна Крестителя хранится знаменитая плащаница.
Зимняя Олимпиада-2006 сыграла большую роль в «транспортном рывке» «Большого Турина». Дело в том, что к 2006 году были произведены качественные изменения в транспортной инфраструктуре города, в результате чего в Турине появилось ультрасовременное и доступное метро, а город и другие коммуны Туринской провинции связали быстроходные электрические поезда нового типа.
Для Турина также естественно большое количество арт-галерей, католических храмов, музыкальных объектов (например, собственной оперы), театров. Пьемонт знаменит своей оригинальной кухней и напитками, а конкретно для «Большого Турина» характерно богатое разнообразие различных североитальянских десертов и пицц собственного изобретения. В данной связи вполне логично, что центр Турина богат самыми разнообразными ресторанами и пиццериями.
Отметим также, что для многих Турин может претендовать на неофициальное звание «спортивной столицы» Италии. Уж футбольной – точно, ведь уже многие сезоны именно туринский футбольный клуб «Ювентус» неизменно завоёвывает золотые награды итальянского чемпионата. Но Турин и его предместья известны также своими прекрасными сооружениями для зимних видов спорта, что неслучайно: именно Турин в 2006 году был столицей Зимней Олимпиады.
Это событие, кстати, сыграло большую роль в «транспортном рывке» «Большого Турина». Дело в том, что к 2006 году были произведены качественные изменения в транспортной инфраструктуре города, в результате чего в Турине появилось ультрасовременное и доступное метро, а город и другие коммуны Туринской провинции связали быстроходные электрические поезда нового типа. С другой стороны, был обновлён парк городских автобусов и трамваев, что в совокупности означало для «Большого Турина» своего рода «транспортную революцию». В этой связи «Большой Турин» можно сравнить с Олимпийским Сочи. Наш тихий черноморский курорт благодаря олимпийским вливаниям превратился в один из самых современных городов России, да и всего Причерноморья.
Конечно, проблемы в транспортной сфере Турина остаются, и связаны они прежде всего с изношенностью некоторых автомагистралей, в результате чего в самых разных местах «малого» и «большого» Турина возникают автомобильные пробки. Эксперты недавно подчитали, чтобы добраться из своего дома на работу среднестатистическому туринцу ежедневно (в одну сторону притом) надо истратить 65 минут, что, конечно же, немало. Но туринцы любят и ценят свой город, который, несмотря на эти естественные «проблемы мегаполисов» продолжает активно двигаться вперёд, в том числе и в плане развития коллективных видов транспорта.
Предыдущие статьи цикла:
Главная экономическая агломерация Европы
Копенгагенская агломерация: дорогая и красная
Становление «Большого Бухареста»
Как Прага связана со Среднечешским краем
Мадридское сообщество: комфорт и благополучие
Берлин-Бранденбург – креативный регион
Брюссель: «регион-столица» Европы
«Большой Стокгольм»: экология, транспорт, цены
Большой Париж: агломерация как средство социальной кооперации