«Большая Вена»: когда комфорт соединяется с солидарностью

Vena_1

Продолжаем серию статей «Агломерации Европы». На этот раз доктор исторических наук, профессор факультета международных отношений СПбГУ Руслан КОСТЮК рассказывает о столице Австрии  – «Большой Вене». 

Среди крупных европейских городов столица Австрии Вена относится к традиционным оплотам социал-демократии. Действительно, в послевоенной политической истории «красной Вены», как называют свою столицу в альпийской республике, практически беспрерывно во главе столичной администрации находились представители Социал-демократической партии (СДПА).

Венский экологический трамвай – важная деталь венской агломерации

Вот и сегодня исполнительную власть Вены возглавляет мэр (губернатор) Михаэл Людвиг, одновременно являющийся председателем столичной земельной организации СДПА. Вместе с тем, уже прошли времена, когда австрийская столица управлялась социал-демократами безраздельно и в одиночку. Нынешнее большинство в городском совете носит в политическом плане достаточно странноватый «лево-правый» характер – социал-демократы управляют городом совместно с «зелёными» и с правопопулистской Австрийской партией свободы.

Когда мы говорим о современной Вене, следует особенно подчеркнуть, что речь идёт о субъекте федерации, которым Вена стала ещё в самом начале существования Австрийской Республики, согласно Конституции 1920 года. Поэтому термин «Большая Вена» вполне имманентен австрийской столице; здесь имеется в виду собственно Вена (1,9 миллиона жителей) и прилегающая к ней окрестная территория (на ней проживают ещё около 700 тысяч жителей), которые в совокупности и составляют федеральную землю Вену, шестой нор численности крупнейший город Европейского Союза.

Десятилетия стабильного «муниципального социализма», что называется, сделали своё дело: просторные и удобные квартиры для венских семей, прекрасные, оборудованные по последнему слову техники медицинские учреждения, коммунальные библиотеки…

Не только я, думаю, посетив Вену, заполнил этот прекрасный и самобытный город, богатый самыми разнообразными достопримечательностями, как ещё и очень удобный, комфортный для проживания город. Всё-таки десятилетия стабильного «муниципального социализма», что называется, сделали своё дело. Просторные и удобные квартиры для венских семей, прекрасные, оборудованные по последнему слову техники медицинские учреждения, коммунальные библиотеки, зайдя в которые не хочется их покидать, незабываемые кафе и небольшие ресторанчики – всё это очень характерно для венской агломерации.

Причём тут следует отметить, что в отдалённых от центра предместьях Вены, если это не «иммигрантские анклавы», совсем не создаётся впечатления о «социетальной отсталости» от центра бывшей имперской столицы. «Большая Вена», что называется, удобна везде. Это важный момент, который показывает, что муниципальная политика солидарности, на протяжении многих десятилетий реализовывающаяся в Вене, дала свои реальные позитивные плоды.

Вена, имеющая также неофициальный статус «второго германоязычного города» (после Берлина), известна на весь мир высочайшим уровнем качества жизни. Согласно международному рейтингу, в 2018-2019 годы именно Вена занимала первое место в списке наиболее удобных для жизни городов. Вена заняла это достойное место как благодаря убедительным преимуществам «культурной столицы» («город музыки», «город снов» – так говорят о столице Австрии), так и потому, что в столице Австрии находятся учреждения глобальных и региональных международных организаций, таких, как ООН и ОБСЕ.

В отдалённых от центра предместьях Вены, если это не «иммигрантские анклавы», совсем не создаётся впечатления о «социетальной отсталости» от центра бывшей имперской столицы. «Большая Вена», что называется, удобна везде.

Это всё так, но дело, разумеется, не только в этом. Вена – идеальный город, функционирующий в соответствии с тщательно выверенными принципами городского планирования, включая как развитие жилых кварталов, так и учреждений общественного и коммунального характера. Столица Австрии – один из наиболее «зелёных» в современной Европе городов и, конечно же, преобладание левых политиков в исполнительной власти венской земли, заметно способствует этому.

Безусловно, когда говорят о Вене, на ум приходят всемирно известные Шёнбрунский дворец, Хофбург, Венский зоопарк и т. д. Это вполне логично. Вместе с тем, опросы общественного мнения жителей «венской периферии», которые многие десятилетия остаются верными избирателями социал-демократии (что, наверное, не случайно!), показывают, что граждане, проживающие не в центральной части столицы Австрии, вполне удовлетворены качеством социальных услуг, предоставляемых региональными властями. Речь идёт, в частности, об уровне образования и здравоохранения, охране окружающей среды и развитии культурных учреждений.

С другой стороны, политика венской администрации, нацеленная на интеграцию трудовых иммигрантов из слаборазвитых стран в австрийское общество, также в целом может быть признана успешной.

Граждане, проживающие не в центральной части столицы Австрии, вполне удовлетворены качеством социальных услуг, предоставляемых региональными властями.

Ещё один крепкий элемент, характеризующий высокую степень качества жизни «Большой Вены», кроется в прекрасном функционировании транспортной системы в агломерации. Здесь особенно отметим, что эта система полностью находиться в рамках общественного сектора. Соответственно, государство и земельные инстанции непосредственно управляют компаниями, отвечающими за функционирование общественного транспорта.

Те люди, кому посчастливилось посетить столицу Австрии, не могли не обратить внимание на прекрасное венское метро, в котором во время поездок пассажиры могут узнать полезную общественную информацию и увидеть социальную рекламу. Очень удобны, быстры и невероятно комфортны венские автобусы. Очевидно, на всю жизнь могут запомниться поездки на знаменитых венских трамваях по историческому центру города. Так или иначе, но статистика свидетельствует, что более половины венцев используют для поездок по городу именно общественный транспорт.

Данная система позволяет предлагать жителям города и пригородов самые разные варианты единых проездных билетов, рассчитанных от нескольких дней до квартала. При этом заметим, что и автобусы, и трамваи ходят строго и чётко по расписанию и, что не менее важно, маршруты общественного транспорта связывают самые разные уголки венского субъекта федерации с историческим центром столицы Австрийской Республики.

Находясь в своё время в столице Австрии, я увидел плакат – «Вена: город, в котором хочется жить». Простые слова, но как истинно они передают атмосферу этого красивого европейского города.

Предыдущие статьи цикла:

Варшава – агломерация номер один восточной зоны Евросоюза

Турин – агломерация Фиата и футбола

Главная экономическая агломерация Европы

Копенгагенская агломерация: дорогая и красная

Становление «Большого Бухареста»

Как Прага связана со Среднечешским краем

Мадридское сообщество: комфорт и благополучие

Берлин-Бранденбург – креативный регион

Брюссель: «регион-столица» Европы

«Большой Стокгольм»: экология, транспорт, цены

Большой Париж: агломерация как средство социальной кооперации

Поделиться ссылкой: