Лиссабонский субрегион – локомотив Португалии

Lissabon_1

Продолжаем серию статей «Агломерации Европы». На этот раз доктор исторических наук, профессор факультета международных отношений СПбГУ Руслан КОСТЮК рассказывает о португальской агломерации «Большой Лиссабон».

Португальская столица входит в десятку самых посещаемых городов европейского континента

Португалия относится к числу унитарных европейских стран, однако процессы децентрализации там идут ещё с конца ХХ столетия. В исторической области Эстремадура на юго-востоке португальского государства только столица страны, город Лиссабон, мог выступить в качестве «флагмана» при образовании своего субрегиона.

Столичный субрегион или «Большой Лиссабон», оформивший свой последний юридический статус в 2015 году, представляет собой самый многочисленный из субрегионов Португальской республики. Он раскинулся на территории 1376 квадратных километров и насчитывает сегодня более двух миллионов человек, проживающих преимущественно в пределах португальской столицы.

Если же взять Лиссабонский регион («Большой Лиссабон» плюс полуостров Сетубал) – это территория с 2,8 миллиона постоянных жителей.

Речь идёт о 18 административно отличающихся друг от друга муниципалитетах. Если же взять Лиссабонский регион («Большой Лиссабон» плюс полуостров Сетубал) – это уже территория с 2,8 миллиона постоянных жителей. Этот регион уже имеет свою собственную представительную и исполнительную власть, равно как и свой региональный бюджет, самый большой для регионов страны; ведь Лиссабонский регион, учитывая промышленный вес сетубальской зоны, даёт да 45% валового внутреннего продукта (ВВП).

Эксперты справедливо отмечают, что «Большой Лиссабон» – это ядро национальной португальской экономики. И для этого имеются веские основания. ВВП столицы страны представляет цифру в 73,3 миллиарда евро. На душу населения в «Большом Лиссабоне» приходится около 30000 евро, что можно назвать средним показателем для регионов Европейского Союза. Учитывая, что Португалия относится далеко не к самым богатым странам «Старого Света», данный показатель заслуживает внимания.

Опять же это не удивительно, если иметь в виду, что «Большой Лиссабон» аккумулирует 35% португальского ВВП, намного опережая по этому индикатору иные субрегионы республики. «Большой Лиссабон» является глобальным мегаполисом, по меркам зарубежных исследователей крупных агломераций. В столице Португалии сосредоточены представительства десятков крупных компаний, предприятий и банков. Естественно, и в Лиссабоне, и в его пригородах очень сильные позиции имеет сектор услуг, что логично: на 2018 год португальская столица входила в десятку самых посещаемых городов европейского континента, её в позапрошлом году посетили около 4,5 миллиона туристов.

ВВП столицы Португалии представляет цифру в 73,3 миллиарда евро. На душу населения в «Большом Лиссабоне» приходится около 30000 евро, что можно назвать средним показателем для регионов Европейского Союза.

Но держа в уме, что в Лиссабоне имеются прекрасные гостиницы (причём на разный кошелёк), замечательные рестораны и кафе, бутики с одеждой и т. д. (с ценами, заметно отличающимися для иностранных туристов в лучшую сторону – по сравнению с Италией и Францией), а также то, что в пределах «Большого Лиссабона» раскинуты чудесные пляжи на побережье Атлантического океана, следует также помнить, что столица Португалии по праву входит в число 20 наиболее удобных для проживания городов.

Тут следует заметить, что подавляющее большинство муниципалитетов, относящихся к пространству «Большого Лиссабона», находятся под контролем левых сил, прежде всего «розовых» – социалистов. К примеру, на последних муниципальных выборах соцпартия вновь одержала верх в столице, получив 42% голосов и абсолютное большинство мандатов в городском совете. С 2015 года мэром столицы стал Фернандо Медина, заменивший своего товарища по партии Антониу Кошту, который сейчас занимает пост премьер-министра Португалии. То, что в «Большом Лиссабоне» властвуют политически однородные настроения, без сомнения, оказывает позитивное воздействие на развитие столичной агломерации.

Но что это означает для проживающих в столичном субрегионе на деле? Например, то, что муниципальные и региональные власти и институты активно занимаются благоустройством прилегающих территорий, что в нынешних условиях касается в большей степени приатлантических районов. Посещая в последние годы несколько раз этот старинный город, один из самых красивейших городов Европы, я заметил, что Лиссабон и его пригороды с каждым годом становятся всё более «зелёными».

«Большой Лиссабон» аккумулирует 35% португальского ВВП, намного опережая по этому индикатору иные субрегионы республики.

Если ранее в Португалии велосипедный спорт среди массы граждан не был особо популярен, «социальная реклама» и забота местных властей о создании новых велодорожек делают своё дело. Вместе с этим, городская и региональная администрации энергично строят более доступное социальное жильё (причём дизайн этих зданий, надо сказать, весьма оригинален и просто приятен для глаз), переоборудуют городские библиотеки современной техникой, в разных местах «Большого Лиссабона» постоянно возникают новые спортивные площадки, фитнес-залы, бассейны. Очень большое внимание местная власть отводит также дошкольному и начальному образованию, в том числе через призму интеграции в португальское общество детей иммигрантов.

К очевидным плюсам «Большого Лиссабона», на взгляд автора, можно отнести транспортный фактор. Особенно после того, как вернувшись на национальном уровне к власти в конце 2015 года социалисты при поддержке других левых сил в парламенте приняли законодательные акты о ренационализации авиакомпании TAP, столичного метро и автобусной компании. Эти меры носили политический характер, однако важно отметить, что после этого лучшее впечатление стал производить столичный международный аэропорт, пустили больше местных «электричек» собственно в «Большом Лиссабоне». Стал ещё более быстрыми темпами развиваться лиссабонский метрополитен, совсем недавно открылась его новая, четвёртая линия, строятся метростанции вне пределов столичного муниципалитета.

Сами лиссабонцы утверждают, что в качестве прибавила и автобусная служба. В среднем считается, что жителю столичного субрегиона для того, чтобы добраться от местожительства до своей работы нужно всего 59 минут. Это явно меньше, чем в большинстве иных европейских мегаполисов. Безусловно, всё это работает как на «туристический имидж» португальской столицы, так и оказывает благотворное влияние на развитие самого «Большого Лиссабона».

Предыдущие статьи цикла:

Роттердам + Гаага = портово-судебная агломерация

«Большой Гётерборг»: от центра до периферии

«Большая Вена»: когда комфорт соединяются с солидарностью

Варшава – агломерация номер один восточной зоны Евросоюза

Турин – агломерация Фиата и футбола

Главная экономическая агломерация Европы

Копенгагенская агломерация: дорогая и красная

Становление «Большого Бухареста»

Как Прага связана со Среднечешским краем

Мадридское сообщество: комфорт и благополучие

Берлин-Бранденбург – креативный регион

Брюссель: «регион-столица» Европы

«Большой Стокгольм»: экология, транспорт, цены

Большой Париж: агломерация как средство социальной кооперации

Поделиться ссылкой: