Продолжаем серию статей «Агломерации Европы». На этот раз доктор исторических наук, профессор факультета международных отношений СПбГУ Руслан КОСТЮК рассказывает о «Большой Познани» — второй по благополучию агломерации Польши.
Иногда в зарубежных изданиях город Познань называют «западной столицей Польши», что в общем справедливо: этот полумиллионный город, административный центр Великопольского воеводства, действительно, самый крупный и влиятельный город в западной части Польши.
Но также познанская агломерация, ядром которой выступает Познанский повет, объединяющая раскинутые примерно на две тысячи километров небольшие города и сельские районы «Великой Польши», может считаться одной из ведущих в стране; в ней проживают чуть свыше миллиона жителей.
После второго раздела Польши, как известно, земли «Великой Польши» вошли в состав прусского государства, позже — в состав Германской империи. Разумеется, это сыграло свою роль и в культурном, и в экономическом плане: процессы индустриальной революции тут имели место раньше, чем в других частях исторической Польши.
Познань уже в XIX веке была вполне развитым промышленным городом, с современными для той эпохи коммуникациями. На самом деле, и в современном «Большой Познани» промышленное производство всё ещё играет весьма существенную роль. Так, в агломерации существует железнодорожная промышленность, различные фабрики, хотя, конечно же, статус Познани как одного из основных научных центров Польши способствует развитию в агломерации современных новейших технологий. К слову, в Познани ежегодно проводится Познанская международная ярмарка, представляющая собой самую крупную индустриальную выставку в польском государстве.
Познанская агломерация считается в Польше второй после столичной агломерационной зоны по уровню и качеству жизни, зарплатам (они в среднем там примерно в два раза выше, чем в целом по Польше!). Логично, что расположенная невдалеке от восточной границы Германии Познань активно привлекает иностранных инвесторов; в первую очередь, разумеется, германских (более трети всех прямых иностранных инвестиций в экономику Познанского повета идёт из ФРГ), хотя имеются, например, и инвесторы из Австрии или Нидерландов.
В Познани и на прилегающих к городу территориях представлены филиалы и офисы таких компаний, как «Фольксваген», «Амазон», «Рабен Груп» и т. д. Зарубежные инвесторы наиболее охотно привлекают средства в такие отрасли, как агропромышленный комплекс, мебельная промышленность, автоматическое производство, транспорт, логистика. В «Большой Познани», конечно же, базируется и немало компаний с польским капиталом, в том числе новых и современных стартапов (как фирма «Нетгуру»), связанных с информационными технологиями.
То, что Познань активно развивается в начале XXI века и как важный коммерческий центр, делает торговлю важной составной частью агломерационной жизнедеятельности. Но этот момент, думается, и определяет политические предпочтения жителей Познани и окрестностях. Здесь следует уточнить, что мэром Познани с 2014 года работает представитель правоцентристской партии «Гражданская платформа» Яцек Яськовяк. В целом в районе познанской агломерации позиции этой праволиберальной политической силы весьма крепки, хотя в агарных районах некоторые муниципальные образования находятся под контролем правящей в стране правоконсервативной партии «Право и справедливость». Конечно, этот факт рождает определённые партийно-политические противоречия по вопросам развития Познанского повета, но это, в общем-то, нормальное состояние политической системы, которая, несмотря на все сложности, остаётся в Польше конкурентной.
Познань и её окрестности хорошо известны в Польше и в целом в Центральной Европе как крупный культурный центр. Познанская ратуша, Национальный музей, Большой театр, церковь Фара, Познанский кафедральный собор — таковы главные достопримечательности современной Познани.
Любопытно, что по имеющимся межмуниципальным соглашениям между самой Познанью и прилегающими к нему районами дети, школьники из соседних «агломерационных» территорий практически бесплатно и, как правило, организованно посещают эти познанские красоты. В свою очередь, ученикам средних учебных заведений Познани организуют «рекреационный» досуг на природе. Во всей Польше популярностью пользуется Познанский зоопарк, первоначально возведённый ещё в 1874 году.
Внутрипольские рейтинги свидетельствуют о достаточно высоком уровне общественных услуг, предоставляемых в рамках познанской агломерации. В частности, это касается сферы образования. Это относится и к высшему образованию, где тон задаёт ведущий вуз Познани — Университет имени Адама Мицкевича — третий по значимости польский университет, где обучаются в совокупности 130 тысяч студентов. Также следует отметить Познанский университет технологий и Познанский университет экономики.
Также социологические исследования констатируют, что в познанской агломерации имеется весьма качественный для Центральной и Восточной Европы уровень системы здравоохранения. Как отмечает мэр Познани Яцек Яськовяк, «мы хотим показать, что наш горд и вся его зона ничем не уступают другим крупным центральноевропейским городам — как в доступности иностранных туристов к нашим достопримечательностям, так и в доступе рядовых горожан и работающих здесь резидентов ко всей системе социального обеспечения и культуре».
Местная власть активно продвигает различные мероприятия для молодёжи. Это касается занятий спортом, организации культурного досуга, проведения различных фестивалей, в частности, фестивалей моды и молодёжного кино.
Отметим, что удачное географическое расположение Познани делает этот город и всю агломерацию серьёзным туристическим центром Польши, что требует от региональной и местной власти поддержание на высоком уровне агломерационной транспортной инфраструктуры, особое место в которой, к слову, принадлежит быстроидущим познанским трамваям. Однако даже более важный момент заключается в том, что Познанский повет сегодня развивается не столько для иностранных туристов, сколько — в первую очередь — в интересах тех, кто там постоянно проживает.
Предыдущие статьи цикла:
Бордо: винная агломерация номер один
Ганновер: из королевской столицы в центр агломерации
Любимый город Чехова нашёл свою нишу в XXI веке
Регион Глазго — шотландская агломерация номер один
Агломерация по гамбургскому счёту
Культурное и транспортное разнообразие большого Тбилиси
Агломерация, где течёт портвейн
«Европейская метрополия Лилля»: комфорт для всех
Рейнско-Неккарский регион: агломерация без мегаполисов
Большой Лодзь: новая жизнь «польского Манчестера»
Большой Бирмингем: от колыбели индустрии к агломерации услуг
Большая Валенсия — содружество муниципалитетов
Центральная Германия: агломерационный регион работает на «неотставание»
Большой Загреб: и для города, и для округа
Балтийская агломерация как кооперация самоуправлений
Бремен – Ольденбург – космическая агломерация «вольного города»
Энергия развития древней Софии
«Большой Осло» – «статистический регион» с реальными козырями
Большой Ливерпуль в руках креативных лейбористов
Большой Мюнхен – не только футбольная столица Германии
Минская агломерация – курс на города-спутники
Самая большая агломерация Средиземноморья
Три тысячи квадратных километров «Большого Марселя»
Самая близкая к Петербургу агломерация
Агломерация для «цюрихских гномов»…. и не только
«Большой Будапешт» – лучшее европейское направление
Рим-столица – итальянская агломерация номер один
Вильнюс: новая жизнь старого города
Самая многочисленная и мощная агломерация «страны номер один» ЕС
Белград – креативная агломерация
Лиссабонский субрегион – локомотив Португалии
Роттердам + Гаага = портово-судебная агломерация
«Большой Гётерборг»: от центра до периферии
«Большая Вена»: когда комфорт соединяются с солидарностью
Варшава – агломерация номер один восточной зоны Евросоюза
Турин – агломерация Фиата и футбола
Главная экономическая агломерация Европы
Копенгагенская агломерация: дорогая и красная
Становление «Большого Бухареста»
Как Прага связана со Среднечешским краем
Мадридское сообщество: комфорт и благополучие
Берлин-Бранденбург – креативный регион
Брюссель: «регион-столица» Европы
«Большой Стокгольм»: экология, транспорт, цены
Большой Париж: агломерация как средство социальной кооперации