Большая лионская премьера

lyon_2

Продолжаем серию статей «Агломерации Европы». На этот раз доктор исторических наук, профессор факультета международных отношений СПбГУ Руслан КОСТЮК рассказывает о «Большом Лионе».

59 коммун образовали агломерацию Большого Лиона, расположенную на площади в 538 квадратных километров и объединившую 1,3 миллиона жителей

Расположенный в восточной части Франции Лион – третий по численности французский город. Впереди лишь Париж и Марсель. И он тоже, как и они, обладает собственной агломерацией. Но её особенностью считается то, что, во-первых, это достаточно молодая агломерация, а, во-вторых, в отличие от примеров других крупных городов Французской республики, она имеет, что называется, чёткие институциональные юридические рамки.

Специальный закон об агломерации Большого Лиона был принят при социалистическом правительстве в 2014 году и уже с 1 января 2015 года данное образование начало функционировать. Как единый территориальный коллектив, созданный в результате слияния городского сообщества Лиона и генерального (департаментского) совета Роны (административным центром этого департамента, к слову, также выступает Лион). В результате 59 коммун образовали агломерацию Большого Лиона, расположенную на площади в 538 квадратных километров и объединившую 1,3 миллиона жителей.

Лион исторически делится на девять округов, каждый из которых избирает собственного мэра. Всего же в агломерационный совет Большого Лиона, избираемый раз в шесть лет, входят 150 членов.

СМИ в момент запуска агломерации Большого Лиона писали о том, что речь идёт об «институциональной инновации», направленной на то, чтобы «сделать общественную деятельность более эффективной, более быстрой и более связной». В качестве задач создаваемой агломерации выделялись такие: усилить роль Лиона среди мировых экономических центров, поддерживать и развивать крупные городские проекты, более эффективно отвечать на вызовы гражданского общества. Лионская агломерация (или метрополия) обеспечивает условия своего экономического, социального и природоохранительного развития посредством структурированных агломерационных инфраструктур и сетей.

Современный Большой Лион обладает достаточно чёткой и единой формой управления, которая, однако, не столь централизована, как в случае с подавляющим число городов Франции. Дело в том, что сам Лион исторически делится на девять округов, каждый из которых избирает собственного мэра. Всего же в агломерационный совет Большого Лиона, избираемый раз в шесть лет, входят 150 членов, представляющие на сегодня девять политических групп.

Кстати, после Второй мировой Лион долгие годы находился под властью правых. В последние годы его возглавлял правый социалист Жерар Колломб, ныне видный сподвижник президента Эммануэля Макрона. Однако «зелёная волна» затронула и третий административный центр Франции. После муниципальных выборов 2020 года экологисты получили самую крупную группу в агломерационном совете, а представитель партии «Европа Экология – Зелёные» Грегори Дусе был избран лионским мэром.

В качестве задач создаваемой агломерации выделялись такие: усилить роль Лиона среди мировых экономических центров, поддерживать и развивать крупные городские проекты, более эффективно отвечать на вызовы гражданского общества.

Миссии и компетенции «Большого Лиона», на самом деле, достаточно широки. Здесь речь идёт, в частности, об экономическом развитии, образовании, культуре и досуге, вопросах общественной солидарности, образе жизни, управлении каждодневными делами, и даже проблематике международных отношений. Разумеется, также в компетенции агломерационного совета и принятие местного бюджета.

Победа «зелёного мэра» в прошлом году привела не только к усилению внимания агломерационных инстанций к природоохранительной тематике. Дусе и его команда в духе экологистской идеологии настроены на горизонтальное развитие различных «внутренних» связей в агломерации. В частности, в 2020 году был создан Совет развития, предполагающий осуществление постоянного диалога между избранными лицами разных уровней и гражданским обществом «Большого Лиона» и его ассоциациями.

В Большом Лионе функционирует также и Консультативная комиссия местных общественных служб, работа которой способствует «подтягиванию» социальных услуг, оказываемых в самом Лионе, и в его агломерационной «периферии». С другой стороны, действительно новая администрация ориентирована на увеличение площади парково-рекреационной зоны и, одновременно, делает упор на развитие экологически чистых транспортных технологий, всемерную поддержку велосипедистов.

Лионская агломерация (или метрополия) обеспечивает условия своего экономического, социального и природоохранительного развития посредством структурированных агломерационных инфраструктур и сетей.

Видимо, в ближайшие годы мы увидим, сколь успешным (или нет) окажется этот «зелёный эксперимент» в Большом Лионе. Но тут важно заметить, что этот город, как и его агломерация, имеют очень внушительный вес во Франции. Дело не только в истории, когда Лион, в частности, считался, промышленной столицей страны и одним из мировых центров лёгкой промышленности в период активного развития индустриальной цивилизации. Вероятно, и не в том, что Лион как в прошлом, так и поныне, имеет неофициальный титул «кулинарной столицы» Франции, хотя и современные «гастрономические» успехи этого восточнофранцузского города подтверждаются большим числом расположенных в агломерационной зоне мишленовских ресторанов.

Современный Большой Лион остаётся важнейшим экономическим центром Французской республики, что не может не оказывать позитивного, благотворного влияния на всю агломерационную зону. Если взять, например, то, что называется «агломерационным полюсом» (то есть, сам Большой Лион плюс примыкающие к зоне муниципалитеты), то там в совокупности имеется миллион рабочих мест. Лион был и сохраняет статус крупного банковского центра, города химической и фармацевтической промышленности, одного из ведущих центров биотехнологии во Франции, города, где стремительно развиваются стартапы.

Вместе с тем, «международное реноме» этого старого города подтверждается тем, что именно в Лионе расположены штаб-квартиры Интерпола и Международного агентства по исследованиям рака. Лион привлекает немало транснациональных корпораций, в городе достаточно много современных бизнес-центров.

Однако многочисленных зарубежных туристов Большой Лион привлекает, конечно же, несколько иным. Ведь исторический центр этого города внесён во Всемирный список достояния ЮНЕСКО. Институт Люмьеров, ежегодный Фестиваль света, множество оригинальных музеев, аутентичный лионский стрит-арт – это всё то, что способен предложить гостеприимный и достаточно благополучный по европейским меркам город своим посетителям.

Предыдущие статьи цикла:

Балтийская агломерация как кооперация самоуправлений

Бремен – Ольденбург – космическая агломерация «вольного города»

Энергия развития древней Софии

«Большой Осло» – «статистический регион» с реальными козырями

Большой Ливерпуль в руках креативных лейбористов

Большой Мюнхен – не только футбольная столица Германии

Минская агломерация – курс на города-спутники

Самая большая агломерация Средиземноморья

Три тысячи квадратных километров «Большого Марселя»

Самая близкая к Петербургу агломерация

Агломерация для «цюрихских гномов»…. и не только

«Большой Будапешт» – лучшее европейское направление

Рим-столица – итальянская агломерация номер один

Дублин – тех-столица Европы

Вильнюс: новая жизнь старого города

Самая многочисленная и мощная агломерация «страны номер один» ЕС

Белград – креативная агломерация

Лиссабонский субрегион – локомотив Португалии

Роттердам + Гаага = портово-судебная агломерация

«Большой Гётерборг»: от центра до периферии

«Большая Вена»: когда комфорт соединяются с солидарностью

Варшава – агломерация номер один восточной зоны Евросоюза

Турин – агломерация Фиата и футбола

Главная экономическая агломерация Европы

Копенгагенская агломерация: дорогая и красная

Становление «Большого Бухареста»

Как Прага связана со Среднечешским краем

Мадридское сообщество: комфорт и благополучие

Берлин-Бранденбург – креативный регион

Брюссель: «регион-столица» Европы

«Большой Стокгольм»: экология, транспорт, цены

Большой Париж: агломерация как средство социальной кооперации

Поделиться ссылкой: