Перейти к содержимому
Главная страница Минская агломерация – курс на города-спутники

Минская агломерация – курс на города-спутники

Продолжаем серию статей «Агломерации Европы». На этот раз доктор исторических наук, профессор факультета международных отношений СПбГУ Руслан КОСТЮК рассказывает о столице братской Белоруссии – «Большом Минске».

Столица Республики Беларусь двухмиллионный город Минск входит в число десяти самых многочисленных городов Европы. Естественно, что вокруг Минска формируется столичная агломерация. По факту этот процесс шёл ещё в советскую эпоху, однако на уровне государственной политики он получает импульс лишь в последние годы.

Минск и его предместья связывают современные электропоезда

Мы прекрасно знаем, что Беларусь представляет собой одно из самых централизованных государств континента, поэтому решения по вопросам городского развития там принимаются исключительно в центре и выполняются с использованием государственных рычагов управления.

Если формально, то, говоря о минской агломерации, мы имеем в виду саму столицу Беларуси плюс де-юре не имеющий к Минску отношения Минский район, в котором проживают более 250 тысяч человек. Но в последние годы по факту с состав столичной агломерации были «притянуты» ряд т. н. городов-спутников Минска – Дзержинск, Жодино, Смолевичи, Заславль.

В Минске сохранились индустриальные гиганты, такие предприятия, как тракторный завод МТЗ, автомобильный завод МАЗ, завод колёсных тягачей, производитель двигателей ММЗ.

С 2014 года на государственном уровне главным городом-спутником белорусской столицы считается Руденск. Все эти города расположены в Минской области, но при этом заметим, что сам Минск, считаясь административным центром и области, и Минского района, в их состав не входит. В совокупности в столичной агломерации проживают сейчас около 2,6 миллиона жителей, что составляет свыше 20% населения Республики Беларусь. Во всех этих городах-спутниках имеются свои собственные советы и главы администраций (горисполковов), но их, как и председателя Минского городского исполнительного комитета (как раз в начале сентября им был назначен бывший заместитель премьер-министра Владимир Кухарёв), назначают: глав небольших городов – председатель Минского облисполкома (с согласия президента), главу Минска – сам президент. Конечно, это обстоятельство обуславливает, что процесс развития агломераций в РБ имеет прочную централистскую основу.

По белорусским меркам считается, что к столичной администрации относятся все те территории вокруг Минска, от которых с использованием личного или общественного транспорта до столицы можно добраться максимум за полтора часа. Что касается способов добраться, то здесь – в масштабах агломерации – речь идёт прежде всего об автобусных маршрутах и электрических поездах, которые связывают Минск с абсолютным большинством городов-спутников. Такие «городские электрички» были запущены в 2011 году.

Почему центральная власть в развитии столичной агломерации делает упор на города-спутники? Александр Лукашенко и его министры исходят из того, что нынешний Минск, прибавляющий в среднем по 15 тысяч человек в год, следует «разгрузить». Согласно действующему Генеральному плану 2017 года развития Минска, взят курс на активное строительство нового жилья прежде всего в этих предместьях белорусской столицы. Сейчас идёт работа над единым градостроительным планом для всей столичной агломерации – с тем, чтобы процентовка возводимых в Минске и городах-спутниках нового квартирного фонда составляла 50 на 50. Также на официальном уровне взят курс на то, чтобы связать все города-спутники со столицей посредством электропоездов, были заметно увеличены инвестиции и их инфраструктуру.

В последние годы по факту с состав столичной агломерации были «притянуты» ряд т. н. городов-спутников Минска – Дзержинск, Жодино, Смолевичи, Заславль.

Власти понимают, что на сегодня, как говорится в тексте столичного генерального плана, «Минск обеспечивает трудовую занятость не только жителей столицы, но и прилегающих территорий, предоставляя рабочие места почти для ста тысяч жителей других районов». Другими словами, в минском регионе работают более 55% занятых во всей Беларуси, что налагает на столицу страны заметную «социальную нагрузку». С учётом этого, логично, что центральная власть заинтересована в том, чтобы покидающие столицу в города-спутники минчане могли бы на новом месте, что называется, не только жить, но и нормально работать, лечиться, посещать культурно-досуговые объекты.

Сегодня же то, что в обиходе некоторые специалисты в РБ называют «Большим Минском», обладает инвестиционной привлекательностью, чему служит, в частности, Свободная экономическая зона «Минск» и технопарки информационных технологий. В целом сфера услуга даёт до 70% валового «агломерационного» продукта. С другой стороны, четверть доходов в минском бюджете даёт промышленность. В Минске сохранились индустриальные гиганты, такие предприятия, как тракторный завод МТЗ, автомобильный завод МАЗ, завод колёсных тягачей, производитель двигателей ММЗ, станкостроительные предприятия. Немало промышленных предприятий разбросаны и по городам-спутникам Минска. С другой стороны, не следует забывать, что Минск остаётся главным культурным и образовательным центром Республики Беларусь и, конечно же, городом музеев и театров.

Минск – это чистый, ухоженный и достаточно уютный город, в целом спокойный и «миролюбивый».

Официально в развитии Минска и его агломерации выделяются пять приоритетов: «Минск – город здоровья и высоких социальных стандартов», «Минск – город знаний и наукоёмких технологий», «город – центр международных коммуникаций», «Минск – город привлекательный для предпринимательства и инвестиций» и «Минск – город, развивающий демократию с широким народным участием».

Конечно, последний приоритет может вызвать у интересующихся политикой россиян улыбку, однако, мне несколько раз доводилось бывать в белорусской столице. Это чистый, ухоженный и достаточно уютный город, в целом спокойный и «миролюбивый». Собственно, и как его ближайшие пригороды. Очевидно, что и у минских, и у белорусских властей сегодня немало проблем. Но, решая первоочередные социально-политические и экономические проблемы, белорусское руководство не забывает и о развитии национальной «агломерации номер один».  

Предыдущие статьи цикла:

Самая большая агломерация Средиземноморья

Три тысячи квадратных километров «Большого Марселя»

Самая близкая к Петербургу агломерация

Агломерация для «цюрихских гномов»…. и не только

«Большой Будапешт» – лучшее европейское направление

Рим-столица – итальянская агломерация номер один

Дублин – тех-столица Европы

Вильнюс: новая жизнь старого города

Самая многочисленная и мощная агломерация «страны номер один» ЕС

Белград – креативная агломерация

Лиссабонский субрегион – локомотив Португалии

Роттердам + Гаага = портово-судебная агломерация

«Большой Гётерборг»: от центра до периферии

«Большая Вена»: когда комфорт соединяются с солидарностью

Варшава – агломерация номер один восточной зоны Евросоюза

Турин – агломерация Фиата и футбола

Главная экономическая агломерация Европы

Копенгагенская агломерация: дорогая и красная

Становление «Большого Бухареста»

Как Прага связана со Среднечешским краем

Мадридское сообщество: комфорт и благополучие

Берлин-Бранденбург – креативный регион

Брюссель: «регион-столица» Европы

«Большой Стокгольм»: экология, транспорт, цены

Большой Париж: агломерация как средство социальной кооперации

Поделиться ссылкой: