Продолжаем серию статей «Агломерации Европы». На этот раз доктор исторических наук, профессор факультета международных отношений СПбГУ Руслан КОСТЮК рассказывает о самой большой агломерации Скандинавии – «Большом Осло».
Регион Большого Осло можно назвать одной из самых крупных агломераций современной Скандинавии, хотя де-юре выходит, что этого региона с точки зрения институционального административного разделения Норвегии… нет.
На сайте администрации норвежской столицы говорится о том, что «Большой Осло» — это «статистический регион», он включает в себя собственно муниципалитет столицы норвежского королевства (658 тысяч жителей), пристоличное графство Акерхус (там проживают сейчас 573 тысячи человек) и населённые пункты, расположенные ещё в четырёх южнонорвежских графствах. В общей сложности речь идёт о 34 муниципальных образований, территориально друг к другу не относящихся, в них в совокупности живут на постоянной основе более полутора миллиона человек.
Соответственно, никаких общих представительных и исполнительных органов власти в «Большом Осло» не существует. Строго говоря, нет и единого бюджета столичной агломерации. Тем не менее, «Большой Осло» рассматривается как одна из самых богатых и процветающих агломераций современной Европы! И для этого есть, конечно же, вполне реальные основания.
Никаких общих представительных и исполнительных органов власти в «Большом Осло» не существует. Строго говоря, нет и единого бюджета столичной агломерации.
Норвегия справедливо считается страной с одним из самых высоких показателей уровня и качества жизни на нашем в континенте, да и во всём мире. Муниципалитеты, сосредоточенные в зоне норвежской столицы, имеют общий доход в 34 миллиарда евро в год, они создают четверть валового внутреннего продукта Норвегии и дают около 25% налоговой прибыли в масштабах королевства. Любопытно в данной связи, что с 2015 года муниципальное большинство в совете норвежской столицы составляет «рабочий блок» левых партий, в котором ведущую роль играют лейбористы и левые социалисты! Левые имеют в муниципальном совете чуть более половины мест. А вот в небольших южнонорвежских муниципалитетах, входящих в «статистический регион», главными по влиянию партиями являются консерваторы и лейбористы. В общем, с учётом общеполитического соотношения сил в стране, это логично, но тут момент в том, что подразумевается взаимодействие этих основных партий Норвегии в общем развитии столичной агломерации.
Естественно, логично, что в одной из самых дорогих стран планеты и столичная агломерация одна из самых дорогостоящих в мире: по показателям цены на недвижимость, например, Осло вполне «тягается» с такими глобальными городами, как Токио и Лондон.
Но Осло и прилегающие к нему муниципалитеты могут похвастаться не только дороговизной жизни. «Большой Осло» — один из локомотивов реальной норвежской экономики, там расположены свыше 2,6 тысячи норвежских компаний и предприятий, в том числе, в частности, мировые лидеры в сфере кораблестроения. Осло – один из лидеров Европы по развитию страховых компаний. В столичном регионе очень неплохо развита деятельность энергетических фирм. Безусловно, по сравнению с другими расположенными на территории норвежского государства агломерациями, «Большой Осло» лидирует и на «строительном фронте».
Муниципалитеты, сосредоточенные в зоне норвежской столицы, имеют общий доход в 34 миллиарда евро в год, они создают четверть валового внутреннего продукта Норвегии и дают около 25% налоговой прибыли в масштабах королевства.
Но к качественным особенностям столичной агломерации относится её потенциал в информационно-коммуникационной области. Осло и прилегающие к нему муниципалитеты, то есть «Большой Осло» — инновационный центр, или, как пишут североевропейские журналисты, «бизнес-инкубатор» всей Норвегии; в его рамках развиваются самые новейшие технологии.
Регион вокруг норвежской столицы давно уже имеет славу крупного исследовательского центра, где работают лучшие специалисты из самых разных стран мира, а их зарплата объективно ничуть не меньше, чем у учёных их Северной Европы или Японии. Одним из конкретных примеров такого центра может считаться Университет Осло, где сегодня обучаются примерно 30 тысяч студентов и при котором действует немало научно-исследовательских институтов. Недаром корпорации Google Inc и Microsoft имеют в «Большом Осло» крупные представительства. Здесь же базируется и главная норвежская информационно-коммуникационная компания Telenor, входящая в число десяти самых крупных мобильных операторов всей планеты. «Большой Осло» не только предоставляет площадки инновационным и информационным игрокам, но в ответ те создают дополнительные и качественные рабочие места, что, естественно, идёт на пользу всем муниципалитетам, составляющим столичную агломерацию.
Явным плюсом «Большого Осло» можно назвать наличие Региональной инновационной системы, она имеет собственную горизонтальную структуру. В эту систему входят офисы «технологического перехода», научные парки, отдельные «бизнес-инкубаторы» и т. д.
«Большой Осло» — один из локомотивов реальной норвежской экономики, там расположены свыше 2,6 тысячи норвежских компаний и предприятий, в том числе, в частности, мировые лидеры в сфере кораблестроения.
Осло – не только дорогой город, но он входит также в число 25 наиболее привлекательных для жизнедеятельности мегаполисов планеты. Во многом это связано с тем, что «Большой Осло» — одна из самых экологически чистых столичных агломераций «Старого Света» — с большим количеством садово-парковых зон, островов в зоне норвежской столицы, бесподобными условиями для велосипедистов.
Осло может похвастаться и прекрасно функционирующей транспортной системой, включающей метрополитен, автобусный парк и трамваи. Вместе с тем, столицу Норвегии со всеми муниципалитетами «Большого Осло» связывают современные и быстроходные электропоезда, что связано с существованием в «статистическом регионе» общей транспортной системы.
Конечно же, Осло – это также и культурный центр, где сосредоточено немало театров, концертных площадок, музеев и галерей. «Большой Осло» — это, прежде всего, агломерация для людей, проживающих в столичном регионе Норвегии.
Предыдущие статьи цикла:
Большой Ливерпуль в руках креативных лейбористов
Большой Мюнхен – не только футбольная столица Германии
Минская агломерация – курс на города-спутники
Самая большая агломерация Средиземноморья
Три тысячи квадратных километров «Большого Марселя»
Самая близкая к Петербургу агломерация
Агломерация для «цюрихских гномов»…. и не только
«Большой Будапешт» – лучшее европейское направление
Рим-столица – итальянская агломерация номер один
Вильнюс: новая жизнь старого города
Самая многочисленная и мощная агломерация «страны номер один» ЕС
Белград – креативная агломерация
Лиссабонский субрегион – локомотив Португалии
Роттердам + Гаага = портово-судебная агломерация
«Большой Гётерборг»: от центра до периферии
«Большая Вена»: когда комфорт соединяются с солидарностью
Варшава – агломерация номер один восточной зоны Евросоюза
Турин – агломерация Фиата и футбола
Главная экономическая агломерация Европы
Копенгагенская агломерация: дорогая и красная
Становление «Большого Бухареста»
Как Прага связана со Среднечешским краем
Мадридское сообщество: комфорт и благополучие
Берлин-Бранденбург – креативный регион
Брюссель: «регион-столица» Европы
«Большой Стокгольм»: экология, транспорт, цены
Большой Париж: агломерация как средство социальной кооперации