«Большой Будапешт» – лучшее европейское направление

Budapest_1

Продолжаем серию статей «Агломерации Европы». На этот раз доктор исторических наук, профессор факультета международных отношений СПбГУ Руслан КОСТЮК рассказывает о столице Венгрии – «Большом Будапеште».

«Большой Будапешт», Будапештский регион или Будапештская агломерация представляет собой один из наиболее динамично развивающихся районов Центральной и Восточной Европы. В этой агломерации, раскинувшейся на площади свыше 7,6 тысячи квадратных километров и включающей в себя около 200 населённых пунктов, в том числе малые и средние города, проживают около 3,5 миллиона жителей (в рамках «малого Будапешта» при этом проживают 1,8 миллиона), что составляет треть венгерского населения.

Трамваи в Будапеште – самые длинные в мире, по сути – трамвайное движение в венгерской столице – это второе метро

Как известно, в политическом отношении Венгрия находится под контролем консервативной партии ФИДЕС, которая, к слову, и в 33-местной Генеральной ассамблеи Будапешта располагает крупнейшей группой. Однако «Большой Будапешт» на сегодня – единственный регион Венгрии, управляемый не консерваторами, а оппозицией. С конца 2019 года лорд-мэром венгерской столицы является лидер левоэкологистской партии «Диалог во имя Венгрии» Гергей Карачонь, победившей с 50,9% голосов прежнего мэра, представлявшего цвета ФИДЕС. Однако при всей сложной внутриполитической венгерской коллизии и постоянных стыках консерваторов и леволиберальной оппозиции, важно отметить, что этот фактор не мешает венгерской столице успешно и динамично развиваться.

Думаю, вполне справедливо применительно к Венгрии сказать, что Будапешт – это визитная карточка страны. Об этом свидетельствует, в том числе, и хозяйственное развитие столичной агломерации, входящей в десятку наиболее населённых в Европейском Союзе. Будапештский регион справедливо считается важным торговым, финансовым, исследовательским и технологическим центром. В этом десятилетии ежегодный рост валового внутреннего продукта (ВВП) в столичном регионе составлял 2,4%, а незанятость в «Большом Будапеште» охватывает менее 5% трудоспособного населения. Будапештский регион даёт около 40% всего национального дохода. Уже к 2015 году общий «агломерационный» доход превышал 100 миллиардов евро. Цифра, которым похвастаться может далеко не всякий европейский регион. Естественно, это делает «Большой Будапешт» одной из наиболее весомых экономических зон в Евросоюзе. И это обстоятельство позитивно сказывается на росте доходов рядовых жителей региона; на душу населения там приходится более 37 тысяч евро в год. Согласно данным международных рейтинговых агентств, Будапешт относится к числу 60 самых значимых бизнес-центров и 50 наиболее богатых городов планеты.

Будапештский регион справедливо считается важным торговым, финансовым, исследовательским и технологическим центром. В этом десятилетии ежегодный рост валового внутреннего продукта (ВВП) в столичном регионе составлял 2,4%, а незанятость в «Большом Будапеште» охватывает менее 5% трудоспособного населения.

В эпоху существования «народной Венгрии» Будапешт вместе с его предместьями считался одним из промышленных центров всего «социалистического содружества». Однако в современную информационную эпоху Будапешт заметно растерял свой индустриальный имидж. В то же время в столичном регионе действуют около 400 тысяч фирм, компаний и предприятий. Но славу современному Будапешту приносит всё же не промышленность. Будапешт в современной Европе имеет высокий авторитет как центр исследований природных ресурсов, информационных технологий, медицины и биотехнологий.

В зоне Центральной и Восточной Европы Будапешт имеет также репутацию научного и университетского центра. В столичном регионе расположены порядка сорока высших учебных заведений, в том числе европейского уровня. Такие вузы, как Будапештский университет Корвинуса, Будапештская бизнес-школа или Будапештский университет технологии и экономики, имеют устойчивую международную репутацию. В этих высших заведениях читаются курсы на различных языках.

В современную информационную эпоху Будапешт заметно растерял свой индустриальный имидж. В то же время в столичном регионе действуют около 400 тысяч фирм, компаний и предприятий.

Будапешт пленяет зарубежных туристов своей оригинальностью и красотой, столица Венгрии, действительно, может быть оценена как «дунайская жемчужина». По статистическим данным, «Большой Будапешт» ежегодно посещают 12 миллионов туристов, а международное агентство, патронируемое Европейской Комиссией, официально назвало этот город в 2019 году «наилучшим европейским направлением». Туризм, в самом деле, привносит в копилку венгерской столицы очень внушительные суммы.

Будапешт богат самыми разнообразными достопримечательностями, его городская архитектура надолго остаётся в памяти посещающих город иностранцев. В столице Венгрии и её окрестностях действуют более 200 музеев, город богат театрами на любой взыскательный вкус. Специфическая достопримечательность будапештской агломерации – это десятки любимых местными и приезжими людьми бань-терм.   Отдельный разговор – это специфическая, но очень питательная национальная кухня, с которой, конечно же, тоже можно познакомиться в венгерской столице.

В подчинении Центра по Будапештскому транспорту (ЦБТ) находятся четыре линии метрополитена (а будапештское метро – одно из старейших в мире, оно начала действовать ещё в конце XIX столетия), 601 автобусный маршрут, 36 трамвайных и 15 троллейбусных линий. Добавим сюда 18 пригородных маршрутов для «электричек», 10 проходящих Будапешт автострад и речные катера.

Посетив с другом в октябре 2016 года венгерскую столицу, лично я остался вполне удовлетворён тем, как функционирует в столичной агломерации общественный транспорт. Отчасти это связано с тем, что он управляется единой структурой – Центром по Будапештскому транспорту (ЦБТ). В его подчинении, таким образом, находятся четыре линии метрополитена (а будапештское метро – одно из старейших в мире, оно начала действовать ещё в конце XIX столетия), 601 автобусный маршрут, 36 трамвайных и 15 троллейбусных линий. Добавим сюда 18 пригородных маршрутов для «электричек», 10 проходящих Будапешт автострад и речные катера. Это достаточно солидный «багаж», благодаря которому осуществляется бесперебойная связь между разными районами Будапештского региона. Я сам могу засвидетельствовать, что на некоторых линиях трамваев промежуток между «одноимёнными» трамваями составляет в Будапеште 2-3 минуты. В последние годы заметно больше на улицах Будапешта стало велосипедистов, чему региональная власть тоже оказывает содействие.

Стратегическая цель городских властей заключается в том, чтобы нынешнее соотношение пассажиропотока 2/3 – 1/3 (общественный транспорт – личные автомашины) к 2030 году превратились бы 80 – 20. Думается, что современному Будапешту это вполне по плечу…

Предыдущие статьи цикла:

Рим-столица – итальянская агломерация номер один

Дублин – тех-столица Европы

Вильнюс: новая жизнь старого города

Самая многочисленная и мощная агломерация «страны номер один» ЕС

Белград – креативная агломерация

Лиссабонский субрегион – локомотив Португалии

Роттердам + Гаага = портово-судебная агломерация

«Большой Гётерборг»: от центра до периферии

«Большая Вена»: когда комфорт соединяются с солидарностью

Варшава – агломерация номер один восточной зоны Евросоюза

Турин – агломерация Фиата и футбола

Главная экономическая агломерация Европы

Копенгагенская агломерация: дорогая и красная

Становление «Большого Бухареста»

Как Прага связана со Среднечешским краем

Мадридское сообщество: комфорт и благополучие

Берлин-Бранденбург – креативный регион

Брюссель: «регион-столица» Европы

«Большой Стокгольм»: экология, транспорт, цены

Большой Париж: агломерация как средство социальной кооперации

Поделиться ссылкой: