Северная столица… Испании?

Bilbao_3

Продолжаем серию статей «Агломерации Европы». На этот раз доктор исторических наук, профессор факультета международных отношений СПбГУ Руслан КОСТЮК рассказывает о гордости Страны Басков — Большом Бильбао

Пятой по общей численности населения и самой многочисленной агломерацией в северной части испанского государства выступает «Большое Бильбао». Соответственно, эта агломерация формируется вокруг главного города провинции Бискайи и сообщества Страны Басков, неофициальной «столицы» Северной Испании — Бильбао. На территории самого муниципалитета Бильбао проживают сейчас около 350 тысяч человек, тогда как в агломерационной зоне — немногим более миллиона жителей.

В самом Бильбао проживают сейчас около 350 тысяч человек, а в агломерационной зоне — немногим более миллиона жителей

Если большая часть современных западноевропейских агломераций создавалась, скажем так, по «историческому факту», то случай с «Большим Бильбао» интересен для нас тем, что эта агломерация формировалась как раз в последние годы.  Ещё в 1992 году Бильбао и город Баракальдо, где проживают около ста тысяч человек, подписали соглашение, на основе которого собственно и происходит оформление (к 1995 году) «Большого Бильбао» как уже юридически оформленной агломерационной зоны. Это юридическое признание, отметим, существует как на уровне сообщества Страны Басков, так и во всеиспанском масштабе. На сегодня эта зона объединяет уже 25 муниципалитетов. Конечно, именно Бильбао выступает, и по названию, и по сути, в качестве «города-шефа» этой агломерации. В целом же здесь речь идёт примерно о 80% населения бискайской провинции и более 40% жителей Страны Басков.  

Следует отметить, что «Большое Бильбао» весьма дифференцированно с точки зрения внутриагломерационных зон, его составляющих. Например, можно говорить о промышленных и портовых зонах (Баракальдо, Сестао), зонах для массового проживания (Эрандио, Леойа). Есть на территории «Большого Бильбао» угольные разрезы и металлургические комбинаты, имеется и зона берегового отдыха. «Ядро» агломерации наравне с самим Бильбао составляют также шесть городов-спутников этого города.

Исторически Бильбао относится к городам, на которых держится испанская промышленность. Сегодня, конечно, традиционное индустриальное производство в основном вынесено за пределы городской территории; но при этом остаётся внутри зоны «Большого Бильбао»! И, к слову, по уровню и качеству жизни «Большое Бильбао» относится к одной из самых «зажиточных» в стране агломераций. Валовой агломерационный продукт составляет более 35 миллиардов евро. Экономический и коммерческий потенциал агломерации повышает и наличие на её территории порта Бильбао, существующего уже более века. Заметим также, что Бильбао считается одним из финансовых центров королевства.

Для многих любителей искусств Бильбао — это прежде всего место нахождения модернистского музея Гуггенхайма, открытого в 1997 году. Но этот музей современного искусства всё-таки не передаёт дух самого города

Посетив в 2018 году Бильбао, я попал под обаяние необычного колорита этого города, одного из центров баскской культуры и образа жизни. В зоне Бильбао достаточно высок уровень поддержки баскского сепаратизма, хотя управление находится в руках более умеренных и левоцентристских сил — Баскской националистической партии (БНП) и социалистов. Собственно, лично в моих глазах Бильбао и его окрестности представляют этакую смесь испанского и баскского начал. За этот необыкновенный колорит в 2017 году Бильбао получил статус «лучшего европейского города» от международной организации Академии урбанизма.

Эта необычность Бильбао проявляется  в самых разных элементах. В частности, в архитектуре Бильбао, Необычные разноцветные домики на фоне морского города, а исторический центр Бильбао «наводнён» зданиями в стиле готики, Арт деко, Арт нуво и неоготики. Это же относится, допустим, и к религиозным объектам Бильбао: хорошо известно, что исторически население Страны Басков достаточно религиозно и католическая церковь играет в общественной жизни «Большого Бильбао» немаловажную роль.

Можно сказать, что образование общей агломерации сыграло на пользу как самому Бильбао, так и прилегающим территориям. Мэр Бильбао от БНП Хуан Мария Абруто отмечает, что «существует множество общих урбанистических проектов, способных сделать “Большое Бильбао” ещё более оригинальным и притягательным для туристов». Туризм, к слову, до нашествия пандемии COVID играл для агломерации значительную роль. В основном город посещают «внутренние», то есть испанские туристы, но немало их приезжает и из Франции — всё-таки граница с ней относительно не далеко. В 2019 году туризм принёс агломерации около 300 миллионов евро.

Исторический центр Бильбао «наводнён» зданиями в стиле готики, Арт деко, Арт нуво и неоготики

Конечно, для многих любителей искусств Бильбао — это прежде всего место нахождения модернистского музея Гуггенхайма, открытого в 1997 году. Но этот музей современного искусства всё-таки, на мой взгляд, не очень чётко передаёт дух самого города. Другое дело, например, находящийся в самом историческом центре города Баскский музей, в котором представлены экспонаты, касающиеся истории, этнографии, лингвистической специфики этого необычного народа, оказавшегося волею истории в романском окружении.

«Особость» Бильбао и Страны Басков вовсю можно ощутить и на футбольном стадионе клуба «Атлетик». Пожалуй, это единственная футбольная команда «Старого Света», которая формируется на основе этнической идентичности из числа спортсменов баскского происхождения. Впрочем, несмотря на такой любопытный момент, лично я не заметил в Бильбао каких-то националистических и расистских проявлений, не считая, конечно, то тут, то там встречающихся надписей на зданиях о том, что «Страна Басков — это не Испания!»

Важным положительным моментом для развития главной агломерации Северной Испании представляется высокая транспортная оснащённость «Большого Бильбао». Понятно, что в такой агломерации имеются международный аэропорт, современные железнодорожный и автобусный вокзал. Но также общественный транспорт представлен метрополитеном, автобусным парком и высокоскоростными трамваями. Об удобстве говорит и то, что время доезда от дома до работы в агломерации составляет в среднем всего 35 минут.  

Предыдущие статьи цикла:

Бордо: винная агломерация номер один

Ганновер: из королевской столицы в центр агломерации

Познанский повет «Великой Польши»

Любимый город Чехова нашёл свою нишу в XXI веке

Регион Глазго — шотландская агломерация номер один

Агломерация по гамбургскому счёту

Культурное и транспортное разнообразие большого Тбилиси

Агломерация, где течёт портвейн

«Европейская метрополия Лилля»: комфорт для всех

Рейнско-Неккарский регион: агломерация без мегаполисов

Ведущая агломерация Сицилии

Большой Лодзь: новая жизнь «польского Манчестера»

Большой Бирмингем: от колыбели индустрии к агломерации услуг

Большая Валенсия — содружество муниципалитетов

Центральная Германия: агломерационный регион работает на «неотставание»

Большой Загреб: и для города, и для округа

Большая лионская премьера

Балтийская агломерация как кооперация самоуправлений

Бремен – Ольденбург – космическая агломерация «вольного города»

Энергия развития древней Софии

«Большой Осло» – «статистический регион» с реальными козырями

Большой Ливерпуль в руках креативных лейбористов

Большой Мюнхен – не только футбольная столица Германии

Минская агломерация – курс на города-спутники

Самая большая агломерация Средиземноморья

Три тысячи квадратных километров «Большого Марселя»

Самая близкая к Петербургу агломерация

Агломерация для «цюрихских гномов»…. и не только

«Большой Будапешт» – лучшее европейское направление

Рим-столица – итальянская агломерация номер один

Дублин – тех-столица Европы

Вильнюс: новая жизнь старого города

Самая многочисленная и мощная агломерация «страны номер один» ЕС

Белград – креативная агломерация

Лиссабонский субрегион – локомотив Португалии

Роттердам + Гаага = портово-судебная агломерация

«Большой Гётерборг»: от центра до периферии

«Большая Вена»: когда комфорт соединяются с солидарностью

Варшава – агломерация номер один восточной зоны Евросоюза

Турин – агломерация Фиата и футбола

Главная экономическая агломерация Европы

Копенгагенская агломерация: дорогая и красная

Становление «Большого Бухареста»

Как Прага связана со Среднечешским краем

Мадридское сообщество: комфорт и благополучие

Берлин-Бранденбург – креативный регион

Брюссель: «регион-столица» Европы

«Большой Стокгольм»: экология, транспорт, цены

Большой Париж: агломерация как средство социальной кооперации

  

Поделиться ссылкой: