Продолжаем серию статей «Агломерации Европы». На этот раз доктор исторических наук, профессор факультета международных отношений СПбГУ Руслан КОСТЮК рассказывает о гордости Страны Басков — Большом Бильбао
Пятой по общей численности населения и самой многочисленной агломерацией в северной части испанского государства выступает «Большое Бильбао». Соответственно, эта агломерация формируется вокруг главного города провинции Бискайи и сообщества Страны Басков, неофициальной «столицы» Северной Испании — Бильбао. На территории самого муниципалитета Бильбао проживают сейчас около 350 тысяч человек, тогда как в агломерационной зоне — немногим более миллиона жителей.
Если большая часть современных западноевропейских агломераций создавалась, скажем так, по «историческому факту», то случай с «Большим Бильбао» интересен для нас тем, что эта агломерация формировалась как раз в последние годы. Ещё в 1992 году Бильбао и город Баракальдо, где проживают около ста тысяч человек, подписали соглашение, на основе которого собственно и происходит оформление (к 1995 году) «Большого Бильбао» как уже юридически оформленной агломерационной зоны. Это юридическое признание, отметим, существует как на уровне сообщества Страны Басков, так и во всеиспанском масштабе. На сегодня эта зона объединяет уже 25 муниципалитетов. Конечно, именно Бильбао выступает, и по названию, и по сути, в качестве «города-шефа» этой агломерации. В целом же здесь речь идёт примерно о 80% населения бискайской провинции и более 40% жителей Страны Басков.
Следует отметить, что «Большое Бильбао» весьма дифференцированно с точки зрения внутриагломерационных зон, его составляющих. Например, можно говорить о промышленных и портовых зонах (Баракальдо, Сестао), зонах для массового проживания (Эрандио, Леойа). Есть на территории «Большого Бильбао» угольные разрезы и металлургические комбинаты, имеется и зона берегового отдыха. «Ядро» агломерации наравне с самим Бильбао составляют также шесть городов-спутников этого города.
Исторически Бильбао относится к городам, на которых держится испанская промышленность. Сегодня, конечно, традиционное индустриальное производство в основном вынесено за пределы городской территории; но при этом остаётся внутри зоны «Большого Бильбао»! И, к слову, по уровню и качеству жизни «Большое Бильбао» относится к одной из самых «зажиточных» в стране агломераций. Валовой агломерационный продукт составляет более 35 миллиардов евро. Экономический и коммерческий потенциал агломерации повышает и наличие на её территории порта Бильбао, существующего уже более века. Заметим также, что Бильбао считается одним из финансовых центров королевства.
Посетив в 2018 году Бильбао, я попал под обаяние необычного колорита этого города, одного из центров баскской культуры и образа жизни. В зоне Бильбао достаточно высок уровень поддержки баскского сепаратизма, хотя управление находится в руках более умеренных и левоцентристских сил — Баскской националистической партии (БНП) и социалистов. Собственно, лично в моих глазах Бильбао и его окрестности представляют этакую смесь испанского и баскского начал. За этот необыкновенный колорит в 2017 году Бильбао получил статус «лучшего европейского города» от международной организации Академии урбанизма.
Эта необычность Бильбао проявляется в самых разных элементах. В частности, в архитектуре Бильбао, Необычные разноцветные домики на фоне морского города, а исторический центр Бильбао «наводнён» зданиями в стиле готики, Арт деко, Арт нуво и неоготики. Это же относится, допустим, и к религиозным объектам Бильбао: хорошо известно, что исторически население Страны Басков достаточно религиозно и католическая церковь играет в общественной жизни «Большого Бильбао» немаловажную роль.
Можно сказать, что образование общей агломерации сыграло на пользу как самому Бильбао, так и прилегающим территориям. Мэр Бильбао от БНП Хуан Мария Абруто отмечает, что «существует множество общих урбанистических проектов, способных сделать «Большое Бильбао» ещё более оригинальным и притягательным для туристов». Туризм, к слову, до нашествия пандемии COVID играл для агломерации значительную роль. В основном город посещают «внутренние», то есть испанские туристы, но немало их приезжает и из Франции — всё-таки граница с ней относительно не далеко. В 2019 году туризм принёс агломерации около 300 миллионов евро.
Конечно, для многих любителей искусств Бильбао — это прежде всего место нахождения модернистского музея Гуггенхайма, открытого в 1997 году. Но этот музей современного искусства всё-таки, на мой взгляд, не очень чётко передаёт дух самого города. Другое дело, например, находящийся в самом историческом центре города Баскский музей, в котором представлены экспонаты, касающиеся истории, этнографии, лингвистической специфики этого необычного народа, оказавшегося волею истории в романском окружении.
«Особость» Бильбао и Страны Басков вовсю можно ощутить и на футбольном стадионе клуба «Атлетик». Пожалуй, это единственная футбольная команда «Старого Света», которая формируется на основе этнической идентичности из числа спортсменов баскского происхождения. Впрочем, несмотря на такой любопытный момент, лично я не заметил в Бильбао каких-то националистических и расистских проявлений, не считая, конечно, то тут, то там встречающихся надписей на зданиях о том, что «Страна Басков — это не Испания!»
Важным положительным моментом для развития главной агломерации Северной Испании представляется высокая транспортная оснащённость «Большого Бильбао». Понятно, что в такой агломерации имеются международный аэропорт, современные железнодорожный и автобусный вокзал. Но также общественный транспорт представлен метрополитеном, автобусным парком и высокоскоростными трамваями. Об удобстве говорит и то, что время доезда от дома до работы в агломерации составляет в среднем всего 35 минут.
Предыдущие статьи цикла:
Бордо: винная агломерация номер один
Ганновер: из королевской столицы в центр агломерации
Познанский повет «Великой Польши»
Любимый город Чехова нашёл свою нишу в XXI веке
Регион Глазго — шотландская агломерация номер один
Агломерация по гамбургскому счёту
Культурное и транспортное разнообразие большого Тбилиси
Агломерация, где течёт портвейн
«Европейская метрополия Лилля»: комфорт для всех
Рейнско-Неккарский регион: агломерация без мегаполисов
Большой Лодзь: новая жизнь «польского Манчестера»
Большой Бирмингем: от колыбели индустрии к агломерации услуг
Большая Валенсия — содружество муниципалитетов
Центральная Германия: агломерационный регион работает на «неотставание»
Большой Загреб: и для города, и для округа
Балтийская агломерация как кооперация самоуправлений
Бремен – Ольденбург – космическая агломерация «вольного города»
Энергия развития древней Софии
«Большой Осло» – «статистический регион» с реальными козырями
Большой Ливерпуль в руках креативных лейбористов
Большой Мюнхен – не только футбольная столица Германии
Минская агломерация – курс на города-спутники
Самая большая агломерация Средиземноморья
Три тысячи квадратных километров «Большого Марселя»
Самая близкая к Петербургу агломерация
Агломерация для «цюрихских гномов»…. и не только
«Большой Будапешт» – лучшее европейское направление
Рим-столица – итальянская агломерация номер один
Вильнюс: новая жизнь старого города
Самая многочисленная и мощная агломерация «страны номер один» ЕС
Белград – креативная агломерация
Лиссабонский субрегион – локомотив Португалии
Роттердам + Гаага = портово-судебная агломерация
«Большой Гётерборг»: от центра до периферии
«Большая Вена»: когда комфорт соединяются с солидарностью
Варшава – агломерация номер один восточной зоны Евросоюза
Турин – агломерация Фиата и футбола
Главная экономическая агломерация Европы
Копенгагенская агломерация: дорогая и красная
Становление «Большого Бухареста»
Как Прага связана со Среднечешским краем
Мадридское сообщество: комфорт и благополучие
Берлин-Бранденбург – креативный регион
Брюссель: «регион-столица» Европы
«Большой Стокгольм»: экология, транспорт, цены
Большой Париж: агломерация как средство социальной кооперации