Продолжаем серию статей «Агломерации Европы». На этот раз доктор исторических наук, профессор факультета международных отношений СПбГУ Руслан КОСТЮК рассказывает о самой большой агломерации Средиземноморья – «Большой Барселоне».
В большинстве стран Европы, как правило, наиболее многочисленные агломерации вырастают из столичных мегаполисов. Впрочем, это не железное правило; в частности, для испанского государства, где самой мощной считается не мадридская агломерация. В знаменитом споре Мадрид – Барселона, имеющем далеко не только футбольное измерение, столица королевства уступила главному городу Каталонии.
В совокупности в агломерационной зоне Барселоны проживают свыше 4,5 миллиона человек (а по данным Евростата и ООН – более пяти миллионов человек), что делает «Большую Барселону» шестой по численности агломерации во всей Европе. По этому демографическому критерию барселонская агломерация опережает не только извечных соперников из Мадрида, но, скажем, и Большой Берлин, и Большой Рим.
Современная Большая Барселона делится на три крупные зоны, ядром которого выступает Агломерационная зона Барселоны (АЗБ). Данная зона делится объединяет 36 муниципальных образований, но нам более интересно, как «работает» АЗБ. А, надо сказать, работает она вполне эффективно. Во многом потому, что юридически грамотно выстроено функционирование этой деятельности.
36 муниципалитетов образует своеобразный юридический союз, в рамках которого выстроена общая политика, затрагивающих общественное пространство, инфраструктуру, урбанизм, транспортные артерии, охрану окружающей среды. Иными словами, по всем этим направлениям в рамках Большой Барселоны выстраивается единая политика.
Большая Барселона делится на три крупные зоны, ядром которого выступает Агломерационная зона Барселоны (АЗБ). Данная зона делится объединяет 36 муниципальных образований.
Согласно региональному каталонскому законодательству, в ведение которого входит функционирование АЗБ, ответственные органы и институты зоны отвечают, в частности, за территориальное и интергородское планирование, а также за инфраструктуру, имеющую «общий интерес».
Согласно Генеральному территориальному плану Каталонии, АЗБ отвечает за менеджмент инфраструктуры в сфере мобильности, развитие парков, пляжей, природных зон и обустройство территорий. В сфере ответственности АЗБ находится также и большая часть общественного транспорта в «Большой Барселоне». Именно АЗБ отвечает, например, за подготовку и реализацию Агломерационного плана городской мобильности, управление дорожным хозяйством, продвижение экологически чистых вариантов транспорта.
Вообще, проблематика окружающей среды составляет очень важную часть забот АЗБ. К данной теме относится очистка вод, ирригационные проекты, координация водной политики муниципальных структур, формулирование Городского плана действий по окружающей среде, селекция контейнеров, долгосрочное планирование природоохранительной политики на межмуниципальном уровне, а также управление возобновляемыми источниками энергии.
В компетенцию АЗБ входят и разнообразные вопросы экономического развития. Конечно, тут речь идёт о «разделённых компетенциях», к которым относятся также муниципальный, автономный (региональный) и государственный уровни. Однако, так или иначе, вопросы развития промышленности, местная торговля, сфера услуг, туризм, продвижение экономической активности, занятость и предпринимательство, пусть и частично, тоже составляют сферу компетенции барселонской агломерации.
Естественно, столь наполненная различными «досье» жизнедеятельность АЗБ нуждается и в соответствующих упомянутым вызовам институтам. Представительным органом тут выступает Столичный совет, состоящий из 90 членов. Поскольку все 36 муниципальных образований в нём представлены соответственно своему демографическому весу, влияние барселонских муниципальных советников в данном органе достаточно заметно.
К слову, «по статусу» в состав Столичного совета входят и мэры всех 36 муниципалитетов. Исполнительная же инстанция АЗБ – это Правление, состоящее из 15 человек, возглавляемое мэром Барселоны Адой Колау. С тех пор, как она стала мэром каталонской столицы, с 2015 года, административные возможности АЗБ лишь расширились. Конечно, левая социалистка А. Колау в данном вопросе вынуждена кооперировать с сепаратистски настроенным правительством (Женералитатом) региона, но, в конечном счёте, интересы Большой Барселоны берут верх над традиционными в Каталонии политическими схватками разных партий и блоков.
С учётом того, что на территории столичной агломерации проживает до двух третей постоянного населения всего каталонского сообщества, экономическая роль АЗБ для всего региона очень велика. Вообще говоря, валовый внутренний продукт (ВВП) «Большой Барселоны» составляет 177 миллиардов евро, что делает её четвёртой по экономической мощи агломерацией в Евросоюзе. На душу населения ВВП в Большой Барселоне составляет около 30 тысяч евро, что явно выше среднеиспанских показателей.
Барселона, в самом деле, город не из бюджетных. По ценам на музеи и общественный транспорт, по моим личным наблюдениям каталонская столица опережает, к примеру, Париж и Берлин. Но нужно учитывать, что – благодаря «фактору АЗБ» — происходит «социальное перераспределение» налогов в пользу более депрессивных и менее «туристических» районов барселонской агломерации. Это играет в пользу принципа социального сцепления, столь популярного в странах-членах ЕС.
То, что Барселона принадлежит к числу наиболее популярных туристических направлений Старого Света, играет на пользу и столице Каталонии, и всем её предместьям, относящимися к агломерационной зоне. В том числе, это относится и к совершенствованию транспортной инфраструктуры, находящейся в общественном ведении. В последнее десятилетие увеличилось число как электропоездов, так и автобусных маршрутов между периферийными муниципальными образованиями барселонской агломерации, ещё больше расширились число станций барселонского метрополитена.
Большая Барселона продолжает активно развиваться «вширь в вглубь». Она демонстрирует пример динамичной, энергичной и весьма успешной городской агломерации в современной Европе…
Предыдущие статьи цикла:
Три тысячи квадратных километров «Большого Марселя»
Самая близкая к Петербургу агломерация
Агломерация для «цюрихских гномов»…. и не только
«Большой Будапешт» – лучшее европейское направление
Рим-столица – итальянская агломерация номер один
Вильнюс: новая жизнь старого города
Самая многочисленная и мощная агломерация «страны номер один» ЕС
Белград – креативная агломерация
Лиссабонский субрегион – локомотив Португалии
Роттердам + Гаага = портово-судебная агломерация
«Большой Гётерборг»: от центра до периферии
«Большая Вена»: когда комфорт соединяются с солидарностью
Варшава – агломерация номер один восточной зоны Евросоюза
Турин – агломерация Фиата и футбола
Главная экономическая агломерация Европы
Копенгагенская агломерация: дорогая и красная
Становление «Большого Бухареста»
Как Прага связана со Среднечешским краем
Мадридское сообщество: комфорт и благополучие
Берлин-Бранденбург – креативный регион
Брюссель: «регион-столица» Европы
«Большой Стокгольм»: экология, транспорт, цены
Большой Париж: агломерация как средство социальной кооперации