Самая близкая к Петербургу агломерация

Helsinki_2

Продолжаем серию статей «Агломерации Европы». На этот раз доктор исторических наук, профессор факультета международных отношений СПбГУ Руслан КОСТЮК рассказывает о благополучных соседях — «Большом Хельсинки».

«Большие Хельсинки» вмещают в себя собственно столичный муниципалитет и прилегающие непосредственно к Хельсинки города

«Большие Хельсинки», расположенные на самом юге Финляндии, на побережье Финского залива Балтики – самая близкая к Санкт-Петербургу зарубежная агломерация. С этой точки зрения их нынешнее развитие – актуальная тема для всех тех, кто занимается у нас «агломерационными» проблемами. Тем более, что петербуржцы и жители Ленинградской области регулярно (сейчас мы выносим за скобки нынешний «коронавирусный» этап, конечно) посещают южную часть Финляндии.

«Большие Хельсинки» — понятие скорее не административное, а более географическое. Они вмещают в себя собственно столичный муниципалитет и прилегающие непосредственно к Хельсинки города Столичного региона (Вайтла, Эспоо, Кауникайнен), а также сельские территории близкого к столице Финляндии региона Уусимаа, административным центром которого, кстати, и выступают сами Хельсинки. В общей сложности, в хельсинкской агломерации «состоят» более двух десятков различных муниципалитетов.

В итоге в этой столичной агломерации в общей сложности на территории 7,4 тысячи квадратных километрах проживают около полутора миллионов жителей. По европейским меркам — не так и много, но это самая плотно населённая часть Финляндии. Как бы то ни было, на территории 0,2% Финляндии живёт практически пятая часть граждан республики!

Уже давно в самых разнообразных международных рейтингах Хельсинки фигурируют как один из самых удобных и комфортных для жизни городов не только Европы, но и всей планеты.

Имея неофициальный статус «столичной агломерации», «Большие Хельсинки» ему по самым разным пунктам соответствуют. Уже давно в самых разнообразных международных рейтингах Хельсинки фигурируют как один из самых удобных и комфортных для жизни городов не только Европы, но и всей планеты. В ряде таких рейтингов Хельсинки входят в десятку самых привлекательных для жизни городов планеты. И это соответствует действительности, ведь и Хельсинки, и предместья финской столицы – очень спокойное и безмятежное место для жизнедеятельности.

Отметим, что успешное развитие столичной агломерации – это, в том числе, и следствие очень конструктивных взаимоотношений различных политических сил Финляндии. Скажем, в столице у руля исполнительной власти находится коалиция во главе с консерваторами, в ряде муниципалитетов Южной Финляндии, относящихся к агломерации, заправляют социал-демократы, в других – центристы. Но для Финляндии практика сотрудничества левых и буржуазных партий – дело естественное (в отличие, к слову, от большинства скандинавских стран), что делает функционирование хельсинкской агломерации в политическом отношении достаточно спокойным и размеренным.

«Большие Хельсинки» — это и локомотив финской национальной экономики самых новейших и прогрессивных технологий. На столичную агломерацию приходится около 750 тысяч рабочих мест, более, чем в какой-либо иной финской агломерации. Собственно, в столице и прилегающих к ней зонах создаётся до трети валового внутреннего продукта Финляндии. Как и в подавляющем большинстве столичных агломераций в мире, уровень доходов жителей хельсинкской агломерации выше (в 1,3 раза), чем в среднем по стране. А в масштабе Европейского Союза в «Больших Хельсинки» зарабатывают 200% от среднеевропейских доходов»! При этом финская столица демонстрирует стабильный экономический рост, его динамика в последние годы в среднегодовом измерении составляла 4%.

На столичную агломерацию «Большие Хельсинки» приходится около 750 тысяч рабочих мест, более, чем в какой-либо иной финской агломерации. Собственно, в столице и прилегающих к ней зонах создаётся до трети валового внутреннего продукта Финляндии.

Определённым плюсом столичной агломерации можно назвать тот факт, что две трети крупнейших финских компаний (в том числе такие всемирно известные бренды, как Nokia, Kone, Marimekko) зарегистрированы именно на территории «Больших Хельсинки». Средний капитал 50-ти крупнейших из этих компаний составляет 1,65 миллиона евро, что говорит о серьёзном козыре агломерации в плане пополнения бюджета. Здесь важно добавить, что столица Финляндии уже давно имеет славу города высоких технологий. В пределах столичной агломерации работают немало фирм, специализирующихся на различных направлениях высоких технологий.

Безусловно, лидирует хельсинкская агломерация и на «культурном поле». В частности, если говорить об образовании, пять из 14 финских университетов расположены в столице и прилегающих к ней муниципалитетах. Например, Университет Хельсинки располагает 11 факультетами и 11 исследовательскими институтами. В принципе, в Хельсинки работают и немало иных исследовательских центров.

Пожалуй, по сравнению, скажем, со Стокгольмом или Копенгагеном, Хельсинки нельзя назвать очень красивым городом. Однако культурная жизнь столичной агломерации очень насыщена. В столице Финляндии на очень высоком технологическом уровне работают музеи (например, Национальный музей Финляндии, Финская национальная галерея, Хельсинкский музей искусства), действует множество театров и музыкальных коллективов, большую известность имеет столичный музыкальный центр. Хельсинки, к слову, давно имеет славу и «газетной столицы». Эксперты считают, что нигде в Европе так активно не читают общественно-политическую прессу, как в Финляндии…

Столица Финляндии уже давно имеет славу города высоких технологий.

Поскольку я сам на протяжении последней четверти века не раз посещал столицу Финляндии и её предместья, могу со всем основанием заметить, что в «Больших Хельсинки» сложилась очень эффективная и работоспособная транспортная система. Думаю, не в последнюю очередь потому, что управляется она из одного центра, находящегося в ведении государства. И вот эта «множественная» транспортная система в хельсинкской агломерации включает в себя метрополитен, связывающие разные части агломерации электропоезда, автобусный парк и знаменитые столичные трамваи, а также, что по-своему интересно, водные средства передвижения (в Свеаборг из центра Хельсинки можно отправиться, к слову, с помощью регулярных катеров) и даже… общественные велосипеды. Думаю, в том числе и Петербургу есть чему поучиться у соседней с нами зарубежной агломерации, на много опередившей нас по качеству и уровню жизни…

Предыдущие статьи цикла:

Агломерация для «цюрихских гномов»…. и не только

«Большой Будапешт» – лучшее европейское направление

Рим-столица – итальянская агломерация номер один

Дублин – тех-столица Европы

Вильнюс: новая жизнь старого города

Самая многочисленная и мощная агломерация «страны номер один» ЕС

Белград – креативная агломерация

Лиссабонский субрегион – локомотив Португалии

Роттердам + Гаага = портово-судебная агломерация

«Большой Гётерборг»: от центра до периферии

«Большая Вена»: когда комфорт соединяются с солидарностью

Варшава – агломерация номер один восточной зоны Евросоюза

Турин – агломерация Фиата и футбола

Главная экономическая агломерация Европы

Копенгагенская агломерация: дорогая и красная

Становление «Большого Бухареста»

Как Прага связана со Среднечешским краем

Мадридское сообщество: комфорт и благополучие

Берлин-Бранденбург – креативный регион

Брюссель: «регион-столица» Европы

«Большой Стокгольм»: экология, транспорт, цены

Большой Париж: агломерация как средство социальной кооперации

Вам будет интересно