Энергия развития древней Софии

Sofia_Bolgaria_2

Продолжаем серию статей «Агломерации Европы». На этот раз доктор исторических наук, профессор факультета международных отношений СПбГУ Руслан КОСТЮК рассказывает о балканском «глобальном городе» — «Большой Софии».

В столице Болгарии живут 1,2 миллиона человек, а в столичной агломерации, раскинутой на 5723 квадратных километрах – уже полтора миллиона жителей

Среди относительно крупных городов Юго-Восточной Европы столица Болгарии, безусловно, выделяется. Это древний город: согласно археологическим данным, первые человеческие поселения на месте нынешней Софии имели место ещё за семь тысяч лет до нашей эры, а собственно античный город под названием Сердица появился в I в. н. э, что было связано с завоеваниями Римской Республики.

В дальнейшем София входила и в состав разных болгарских царств, с конца XIV века вошла в состав Османской империи, а уже в 1878 году стала центром независимого болгарского государства. Впрочем, в те времена София представляла собой заурядный городок, где проживали не более 15 тысяч человек.

Каждый из 24 округов, на которые сегодня делится болгарская столица, имеют свои органы самоуправления, а их руководители избираются населением всеобщим голосованием.

Сегодня же в столице Болгарии живут 1,2 миллиона человек, а в столичной агломерации, раскинутой на 5723 квадратных километрах – уже полтора миллиона жителей. С юридической точки зрения, разница между «большой» и «малой» Софией в общем-то и не имеется. Процесс децентрализации в унитарной Болгарии привёл к тому, что был образован единый софийский муниципалитет, включивший как «историческую» Софию, так и прилегающие к ней районы – Витоша, Плана, Лозень, Рила… В целом, более 30 деревней были также включены в состав столичного муниципалитета.

Доходя на севере до Международного аэропорта и на юге до Бизнес-парка, софийский метрополитен связывает различные удалённые районы агломерации с центром болгарской столицы

Думается, данная объединительная линия пошла на пользу жителям прилегающих районов. Тем более, что каждый из 24 округов, на которые сегодня делится болгарская столица, имеют свои органы самоуправления, а их руководители избираются населением всеобщим голосованием.

Власть в городе принадлежит правящей в стране в целом консервативной партии «Граждане за европейское развитие Болгарии» (ГЕРБ). Видная представительница ГЕРБ, экс-министр образования, молодёжи и науки Иорданка Фандакова с 2011 года возглавляет болгарскую столицу; на данный момент она исполняет уже свой третий мэрский срок. В свою очередь, члены ГЕРБ также руководят работой большинства софийских округов, что способствует поддержанию «вертикали власти».

Процесс децентрализации в унитарной Болгарии привёл к тому, что был образован единый софийский муниципалитет, включивший как «историческую» Софию, так и прилегающие к ней районы – Витоша, Плана, Лозень, Рила…

Очевидно, что за последнее десятилетие София и прилегающие к ней районы заметно продвинулись вперёд, закрепив положение одного из «глобальных» городов в Юго-Восточной Европе. Ежегодный экономический рост в Софии в последние годы установился на уровне 2,5%, тогда как безработица, достаточно актуальная для Болгарии в целом проблема, в столичной агломерации не превышает и 3,5%. Растёт валовый региональный продукт: в Софии на душу населения он превышает 30 тысяч евро, что для Балкан считается очень успешным показателем. Согласно рейтингу журнала «Форбс», София характеризуется как один из самых перспективных и успешных городов Юго-Восточной Европы.

Исторически София считалась важным индустриальным центром, где производились машины, трамваи, электроника, текстильные изделия.  Однако после поражения «реального социализма» и она не избежала процессов деиндустриализации: ныне сектор услуг в Софии занимает до 90% внутреннего продукта. Но и сегодня в Софии и прилегающих к ней районам есть предприятия, где создают электронное оборудование, мощно работают фармацевтические производители, в частности, компания «Софрама». Всего в Софии действуют 16 промышленных и логистических парков.

Городской общественный транспорт представлен в Софии автобусным парком, троллейбусами, а также трамваями

Но в чём точно София и её агломерация прыгнули вперёд по сравнению с «коммунистической» эпохой, так это в том, что сегодня болгарская столица по справедливости считается одним из передовых, авангардных центров информационно-коммуникационных технологий в Восточной Европе. В данном секторе (вдумаемся!) в зоне софийской агломерации заняты до 50 тысяч сотрудников! Недаром многие влиятельные западные транснациональные корпорации имеют внушительные филиалы в Болгарии и особенно в Софии. Софийский технопарк же хорошо известен экспертам по информационным технологиям далеко за границами Болгарии…

Однако, как верно отмечает действующий мэр Фандакова, «наш город неизменно привлекает гостей также высокими культурными и научными традициями». София – исторически город религиозной терпимости, где сосуществуют православные, мусульманские, иудейские и католические храмы. Некоторые достопримечательности болгарской столицы, включая церковь Бояна, включены в Список Всемирного достояния ЮНЕСКО. К ключевым «объектным» достопримечательностям Софии относят также здание Национальной оперы и балета Болгарии, Национальный дворец культуры, Национальный стадион имени Василия Левского, Национальный театр Ивана Вазо, Национальный археологический музей, древнеримский амфитеатр Сердицы.

Болгарская столица по справедливости считается одним из передовых, авангардных центров информационно-коммуникационных технологий в Восточной Европе. В данном секторе (вдумаемся!) в зоне софийской агломерации заняты до 50 тысяч сотрудников!

София была и остаётся и научным центром страны. 23 из 51 болгарских государственных высших учебных заведений сосредоточены в столице, включая Софийский университет, насчитывающий 16 факультетов. Технологический университет Софии, Новый болгарский университет.  В Болгарской академии Наук работают 4,5 тысячи исследователей и сотрудников. Суперкомпьютеры, расположенные на территории Болгарии, все находятся в технопарках или научных центрах Софии.

На высоком уровне в софийской агломерации развит общественный транспорт, представленный самыми разными, хорошо известными петербуржцам, видами. Софийское метро, правда, весьма молодое, оно начало функционировать лишь в конце 1990-х годов. Однако, доходя на севере до Международного аэропорта и на юге до Бизнес-парка, метрополитен связывает различные удалённые районы агломерации с центром болгарской столицы. Но, помимо столичной подземки, имеющей на данный момент три линии, городской общественный транспорт представлен в Софии автобусным парком, троллейбусами, а также трамваями. Правда, в разных округах Софии действуют и хорошо известные всем нам маршрутки. Всё это помогает жителям даже весьма отдалённых от центра города районов бесперебойно в разное время суток приезжать в другие части столицы Болгарии. Города, который энергично развивается.

Вам будет интересно