Большой Загреб: и для города, и для округа

Zagreb-16-07-14 (236)

Продолжаем серию статей «Агломерации Европы». На этот раз доктор исторических наук, профессор факультета международных отношений СПбГУ Руслан КОСТЮК рассказывает о столице Хорватии — «Большом Загребе».

В эпоху югославского королевства и социалистической Югославии главный хорватский город Загреб справедливо считался важным экономическим центром страны, вторым по значимости городом единого государства.

Внутри «малого Загреба» функционируют трамваи и автобусы, а на «периферийном» направлении прежде всего перевозки осуществляют электропоезда

У Загреба — длинная история. Первые поселения на его месте появились ещё в античные времена, а первые упоминания о городе были сделаны в конце XI столетия. Как единый город Загреб образовался в середине XIX века благодаря объединению соседних городков Градеца и Капитоля. Загреб сумел сохранить свои исконные, исторические черты… И в то же время сегодня это — современный европейский город, столица страны, Хорватии, входящей в Европейский Союз.

Собственно в Загребе проживают сейчас немногим более 800 тысяч жителей, но когда мы говорим о загребской агломерации или о Большом Загребе, называют уже иную цифру — свыше 1,1 миллиона человек. То есть остальные триста тысяч относятся к Загребскому округу. Однако юридические отношения тут, что называется, не самые простые…

С 1997 года столица имеет окружной статус, но это относится именно к «малому Загребу». Город имеет свою представительную власть — 61-местное собрание. Жители Загреба избирают своего мэра. Кроме того, Загреб делится на 17 городских округов (районов), а те в свою очередь — на 217 местных комитетов — муниципальных образований. В состав «малого Загреба» входят ещё семь десятков сельских поселений. Достаточно интересно, что город возглавляет Милан Бландич, представляющий левопопулистскую партию «365 — Партия труда и справедливости».

Загреб имеет свою представительную власть — 61-местное собрание. Жители Загреба избирают своего мэра. Кроме того, Загреб делится на 17 городских округов (районов), а те в свою очередь — на 217 местных комитетов — муниципальных образований.

Интересно тут то, что на национальном уровне эта партия крайне мало влиятельна, она даже не представлена в парламенте страны, тогда как в Загребском собрании у неё — первая по численности группа.

Что же касается Загребского округа, то он к столице Хорватии отношения не имеет, хотя де-юре именно Загреб выступает как его административный центр. Там на территории в три тысячи квадратных километров расположены девять городов, 25 муниципалитетов. В Загребском округе власть принадлежит консервативным силам — Хорватскому демократическому содружеству и Хорватской крестьянской партии.

Таким образом, не имея формальных и юридических рамок, столичная агломерация представляет собой формулу «Загреб плюс Загребский округ». Соответственно, согласованные действия столичной и «окружной» администраций, если они относятся к жизнедеятельности Большого Загреба, «работают» на интересы и нужды всей агломерации. В частности, «город и округ» совместно обсуждают вопросы природоохранной политики и создания новых рекреационных мест, развития общей агломерационной инфраструктуры, увеличения числа социальных объектов на территории Большого Загреба, развития единой транспортной системы…

Региональный валовый внутренний продукт в районе Большого Загреба заметно превосходит аналогичные показатели иных хорватских регионов.

Сейчас можно сказать, что этот, может быть, и противоречивый опыт в целом имеет позитивные результаты. Сотрудничество «малого Загреба» и окрестностей объективно идёт на пользу обоим участникам агломерационного процесса. Загреб — важный торговый и бизнес-центр, расположенный на перекрёстках Центра Европы, Средиземноморья и Юго-Восточной Европы.  

Польза ощущается не просто в сухих математических цифрах, хотя известно, что на загребскую агломерацию приходится сейчас 35% хорватского экспорта и более половины поступающей в Хорватию импортной продукции. Но также заметим, что региональный валовый внутренний продукт в районе Большого Загреба заметно превосходит аналогичные показатели иных хорватских регионов. В столичной зоне сосредоточена треть всех оперирующих в стране фирм и компаний, включая практически все финансовые институты. Также до 40% всей рабочей силы хорватского государства тоже представлены в Загребе и сопредельных с ним районах.

Загреб относят к числу глобальных городов «второго плана», что в принципе предусматривает у таких центров наличие серьёзного потенциала цифровой экономики и сектора услуг. Это в самом деле так. хотя нужно иметь в виду (и этот фактор как раз актуален для столичной «периферии»), что Большой Загреб остаётся по-прежнему важным центром химической, фармацевтической и текстильной промышленности, развит в столичной зоне и продовольственный сектор.

Для всех видов транспорта в загребской агломерации существуют единые билеты с учётом разных территориальных зон.

Столица Хорватии также вполне может считаться и зрелым научным и образовательным центром. Загребский университет, в частности, вполне может считаться одним из ведущих центров высшего образования во всём балканском регионе. Немало в зоне Большого Загреба и иных, более «специализированных» высших учебных заведений.

Ещё во времена единой Югославии Загреб достаточно активно развивали именно как центр внешнего туризма. И поныне в город специально приезжают туристы из Австрии, Германии и Италии, хотя в последние семь лет статистика говорит о заметном росте число интуристов из Восточной Азии, в частности, из Китая. Чем привлекает Загреб иностранных туристов? Это очень спокойный и безопасный город, с достаточно скромными, по мерками Европейского Союза, ценами на гостиницы, продукты и услуги. Общая культурная инфраструктура столичной агломерации регулярно переоснащается, центр города насыщен красивой архитектурой, довольно интересны загребские музеи, включая Археологический музей, Новую галерею или Музей хорватской природной истории. В Большом Загребе функционируют около 20 театров, в том числе очень популярный среди местной публики Хорватский национальный театр. В городе часто проводятся музыкальные фестивали…

Наличие единой государственной транспортной компании обуславливает развитие общей политики в сфере транспорта. Внутри «малого Загреба» функционируют трамваи и автобусы, а на «периферийном» направлении прежде всего перевозки осуществляют электропоезда. При этом для всех видов транспорта в столичной агломерации существуют единые билеты с учётом разных территориальных зон… Старый Загреб продолжает развиваться и совершенствоваться, от чего выигрывает и сам город, и его окрестности.

Фото Дмитрия Жвания

Предыдущие статьи цикла:

Большая лионская премьера

Балтийская агломерация как кооперация самоуправлений

Бремен – Ольденбург – космическая агломерация «вольного города»

Энергия развития древней Софии

«Большой Осло» – «статистический регион» с реальными козырями

Большой Ливерпуль в руках креативных лейбористов

Большой Мюнхен – не только футбольная столица Германии

Минская агломерация – курс на города-спутники

Самая большая агломерация Средиземноморья

Три тысячи квадратных километров «Большого Марселя»

Самая близкая к Петербургу агломерация

Агломерация для «цюрихских гномов»…. и не только

«Большой Будапешт» – лучшее европейское направление

Рим-столица – итальянская агломерация номер один

Дублин – тех-столица Европы

Вильнюс: новая жизнь старого города

Самая многочисленная и мощная агломерация «страны номер один» ЕС

Белград – креативная агломерация

Лиссабонский субрегион – локомотив Португалии

Роттердам + Гаага = портово-судебная агломерация

«Большой Гётерборг»: от центра до периферии

«Большая Вена»: когда комфорт соединяются с солидарностью

Варшава – агломерация номер один восточной зоны Евросоюза

Турин – агломерация Фиата и футбола

Главная экономическая агломерация Европы

Копенгагенская агломерация: дорогая и красная

Становление «Большого Бухареста»

Как Прага связана со Среднечешским краем

Мадридское сообщество: комфорт и благополучие

Берлин-Бранденбург – креативный регион

Брюссель: «регион-столица» Европы

«Большой Стокгольм»: экология, транспорт, цены

Большой Париж: агломерация как средство социальной кооперации

Вам будет интересно