Агломерация, где течёт портвейн

Portu_4

Продолжаем серию статей «Агломерации Европы». На этот раз доктор исторических наук, профессор факультета международных отношений СПбГУ Руслан КОСТЮК рассказывает о северной столице Португалии — «Большом Порту».

Зона «Большого Порту» представляет собой вполне естественную, реальную агломерацию XXI века.

После лиссабонской агломерации второй по значимости агломерационной зоной в Португальской Республике выступает «Большой Порту». Порту — это второй по величине город Португалии, неофициальная «северная столица» этого южноевропейского государства. Собственно, сам город сам по себе не впечатляет ни численностью населения, ни своими размерами: в городском муниципалитете Порту проживают сейчас менее 220 тысяч человек, рассредоточенных на территории, занимающей всего 41 квадратный километр.

Но если мы берём агломерационную зону «северной столицы» Португалии, то она охватывает уже около 2400 квадратных километров и живут там примерно 1725 тысяч жителей. При этом номинально все муниципалитеты, в которых проживают эти люди, друг от друга независимы и не соподчинены.

Однако и исторически, и, если угодно, политически, зона «Большого Порту» представляет собой вполне естественную, реальную агломерацию XXI века. Политическая однородность тут тоже важна: если сейчас Португалия представляет собой пример страны, господствующие позиции в которой занимают левые силы во главе с социалистами, то именно в Северной Португалии наиболее устойчивы консервативные настроения, воплощаемые в этой республике социал-демократами и Народной партией. Именно они совместно руководят мэрией Порту (а мэром второго города Португалии уже не в первый раз стал вышедший из бизнес-кругов политик Руи Морейра), равно как и большей частью городских и аграрных муниципалитетов португальского Севера.

Порту в прошлом был известен в Португалии как важный торговый и экономический центр. Внутри «Большого Порту» до сих пор функционируют различные виды тяжёлой промышленности, хотя в последнюю четверть века Порту, без сомнения, больше приобрёл известность как инновационный центр, одновременно привлекающий филиалы португальских и зарубежных финансовых, банковских учреждений, а также страховых компаний.

Португалия считается самой бедной в Западной Европе страной, что в целом верно, но ведь и в данном случае, что называется, «агломерационный ресурс» играет на руку обычным людям; и по показателям валового внутреннего продукта на душу населения, и по средненачисляемым доходам, в «Большом Порту» дела обстоят много лучше, чем в среднем по стране.

Во многом такая ситуация стала реальностью благодаря успешно развивающемуся в последние годы образу Порту как современного европейского туристического центра: в 2014 и 2017 годах этот город был отмечен в европейских рейтингах как лучшее европейское туристическое направление. И на данном направлении, могу свидетельствовать это персонально, Порту, правда, есть, что предъявить иностранным посетителям. К слову, до наступления коронавируса ежегодный туристический поток в Порту равнялся цифре в 2,8 миллиона человек.

Начнём тут с того, что исторический центр «северной столицы» Португалии, наравне с мостом Луиша I и монастырём Серры ду Пилы, внесены в Список Всемирного культурного достояния ЮНЕСКО. Даже после Лиссабона старинный исторический центр Порту запомнится иностранным посетителям надолго: Порту — один из старейших городов Юго-Западной Европы, он обладает красивой средневековой архитектурой, неповторимыми улочками и храмами. Конечно, в других южноевропейских странах можно встретить немало красивых и достойных городов, но исторический центр Порту, в самом деле, обладает своим особым колоритом и аутентичностью…

Безусловно, более всего здесь в выигрыше выступает сам город Порту, десятая часть экономики которого аккумулируется туристической индустрией. Но агломерация Порту имеет прямой выход на Атлантическое побережье, где развивается уже своя индустрия туризма: пляжи, яхты, молодёжные клубы, рестораны.

Если мы говорим о «Большом Порту», то есть и другие аспекты, привлекательные для приезжающих: портовое измерение жизнедеятельности, своя очень интересная и любопытная кухня, с множеством вариантов любимых португальцами блюд из трески, специфическими мучными десертами и, разумеется, бесчисленным количеством марок известного во всём земном шаре портвейна. Ну а для любителей спорта тут тоже имеется своя легенда — это футбольный клуб «Порто», выигрывавший в своё время кубок европейских чемпионов.

Хочется также отметить, что, побывав несколько лет назад в «северной столице» Португалии, я воочию увидел, как эффективно и оперативно действует в «Большом Порту» общественный транспорт (в скобках тут следует сказать, что и с работой такси в Порту всё в полном порядке). Видимо, без этого элемента трудно было дважды за весьма короткий срок получить «титул» лучшего туристического направления в Европе…

Это относится не только к чисто городским видам транспорта. В агломерации Порту имеется международный аэропорт, куда прилетают самолёты из разных стран. Ещё в 2015 году агломерация получила новейший, достаточно крупный круизный терминал. Имеется в Порту и современный, просторный и удобный железнодорожный вокзал.

С агломерационной точки зрения важно, что из центра города в различные части «Большого Порту» можно добраться сразу на нескольких видах общественного транспорта. Например, прекрасно функционирует, доезжая до периферийных районов агломерации метрополитен (он имеет шесть линий и плюс в его систему входят вагоны фуникулёра). Также в пригороды Порту из центра идут автобусы и трамваи (они начали ходить в Порту ещё в самом конце XIX века). При этом единые общие билеты в «Большом Порту» продаются хоть на неделю, хоть на полмесяца или месяц, но даже и на сутки.  

В общем, всемирная столица портвейна представляет собой сегодня достаточно активно и динамично развивающуюся агломерацию. Зону, где уровень и качество жизни её обитателей постоянно растут.

Предыдущие статьи цикла:

«Европейская метрополия Лилля»: комфорт для всех

Рейнско-Неккарский регион: агломерация без мегаполисов

Ведущая агломерация Сицилии

Большой Лодзь: новая жизнь «польского Манчестера»

Большой Бирмингем: от колыбели индустрии к агломерации услуг

Большая Валенсия — содружество муниципалитетов

Центральная Германия: агломерационный регион работает на «неотставание»

Большой Загреб: и для города, и для округа

Большая лионская премьера

Балтийская агломерация как кооперация самоуправлений

Бремен – Ольденбург – космическая агломерация «вольного города»

Энергия развития древней Софии

«Большой Осло» – «статистический регион» с реальными козырями

Большой Ливерпуль в руках креативных лейбористов

Большой Мюнхен – не только футбольная столица Германии

Минская агломерация – курс на города-спутники

Самая большая агломерация Средиземноморья

Три тысячи квадратных километров «Большого Марселя»

Самая близкая к Петербургу агломерация

Агломерация для «цюрихских гномов»…. и не только

«Большой Будапешт» – лучшее европейское направление

Рим-столица – итальянская агломерация номер один

Дублин – тех-столица Европы

Вильнюс: новая жизнь старого города

Самая многочисленная и мощная агломерация «страны номер один» ЕС

Белград – креативная агломерация

Лиссабонский субрегион – локомотив Португалии

Роттердам + Гаага = портово-судебная агломерация

«Большой Гётерборг»: от центра до периферии

«Большая Вена»: когда комфорт соединяются с солидарностью

Варшава – агломерация номер один восточной зоны Евросоюза

Турин – агломерация Фиата и футбола

Главная экономическая агломерация Европы

Копенгагенская агломерация: дорогая и красная

Становление «Большого Бухареста»

Как Прага связана со Среднечешским краем

Мадридское сообщество: комфорт и благополучие

Берлин-Бранденбург – креативный регион

Брюссель: «регион-столица» Европы

«Большой Стокгольм»: экология, транспорт, цены

Большой Париж: агломерация как средство социальной кооперации

Вам будет интересно