Перейти к содержимому
Главная страница Любимый город Чехова нашёл свою нишу в XXI веке

Любимый город Чехова нашёл свою нишу в XXI веке

Продолжаем серию статей «Агломерации Европы». На этот раз доктор исторических наук, профессор факультета международных отношений СПбГУ Руслан КОСТЮК рассказывает о «Большой Генуе».

«Агломерационный» валовый внутренний продукт Генуи равняется более 35 миллиардам евро. По уровню доходов на душу населения в агломерационной зоне Генуи люди получают зарплаты примерно на 40 процентов больше, чем в среднем по Итальянской республике

Среди тех «агломерационных городов», которые получили в Италии официальный статус с 2015 года, особое место занимает Генуя. Город, исторический центр Лигурии, расположенный в северо-западной части Италии, на побережье Генуэзского залива Лигурийского моря, «возглавляет» не самую крупную и многонаселённую агломерацию на Апеннинах. Сама Генуя, как город, насчитывает ныне 600 тысяч жителей, это шестой по значимости город страны. В целом в «Большой Генуе» проживают порядка полутора миллионов человек, тогда как в «агломерационном городе» (он объединяет более 60 коммун и муниципалитетов, примыкающих к Генуе с разных сухопутных сторон) — более 850 тысяч.

Конечно, было время, когда в средиземноморском регионе Генуя играла куда более важную военно-политическую и экономическую роль, чем нынче. В XII-XVIII веках Генуя была самостоятельным морским государством, с собственным флотом и своей армией. Любопытно, что созданный ещё в начале XII столетия банк Святого Георгия считается самым старым государственным депозитным банком в мире.

Ныне Генуя — один из самых густонаселённых городов «Старого Света», ведь площадь генуэзского муниципалитета составляет всего 240 квадратных километров. Конечно, современная Генуя немало унаследовала из своего лучезарного прошлого. Будучи частью знаменитого промышленного треугольника Милан-Турин-Генуя, этот город остаётся одним из ключевых экономических центров итальянского государства, что, естественно, оказывает влияние и на всю агломерационную зону.

В рамках агломерационного города Генуи базируются штаб-квартиры многих серьёзных итальянских компаний, включая “Fincantieri”, Selex ES, “Ansaldoenergia” и ряд других. «Агломерационный» валовый внутренний продукт равняется более 35 миллиардам евро, так что речь идёт далеко не о бедной агломерации. В конце концов, по уровню доходов на душу населения в агломерационной зоне Генуи люди получают зарплаты примерно на 40 процентов больше, чем в среднем по Итальянской республике.

Ещё в эпоху Муссолини Генуя становится одним из центров сталелитейной промышленности, которая активно развивалась вплоть до 1980-х годов. В послевоенные десятилетия Генуя была одним из важных промышленных центров страны, что имело и свои политические последствия: с 1975 г. на протяжении многих десятилетий городская власть в Генуе принадлежала представителям левых партий.

Однако, как говорят, ничто не вечно под луной. В политическом отношении недавно произошёл разворот в правую сторону и с 2017 года Генуей стала управлять правоцентристская коалиция во главе с новым мэром Марио Буччи. Ну а в социетальном плане Генуя, как и другие ведущие города Италии, в основном существует за счёт сектора услуг.

 «Большая Генуя» в хозяйственном плане представляет собой агломерацию с различными экономическими козырями. В частности, в прилегающих к Генуе сельских муниципалитетах хорошо развиты цветоводство, виноделие, производство оливкового масла. Для «Большой Генуи» характерно развитие различных высокоточных и высоко технологичных отраслей. Это касается, в частности, продовольственного сектора, кораблестроения (в генуэзской акватории строят и яхты, и круизные лайнеры, и военные корабли), электрического инженеринга, электроники, нефтехимической отрасли и даже космонавтики. Соответственно, инженеры экстракласса из разных стран мира без труда находят себе применение в «Большой Генуе».

Особе место в хозяйстве генуэзской агломерации играет туризм. Собственно, ещё задолго до начала третьего тысячелетия Генуя снискала себе славу города, куда стремились люди из разных стран. Город Христофора Колумба, Николо Паганини и Джузепо Мадзини был очень популярен среди деятелей культуры и искусств, писателей. Великий русский писатель Антон Чехов считал, что «Генуя является самым красивым городом мира», тогда как немецкий композитор Рихард Вагнер говорил: «Я никогда не видел чего либо подобного Генуе».

И сегодня Генуя продолжает манить туристов как из различных уголков Апеннин, так и из других стран Европы и мира. Агломерационный город создал прекрасные транспортные условия для посещения города. Если мы говорим об агломерационном измерении генуэзского общественного транспорта, то оно представлено «лёгкими» железнодорожными поездами, метрополитеном, автобусами и троллейбусами. Подчеркну ещё раз, что речь идёт именно о транспортных средствах, находящихся в общественном секторе. Средняя протяжённость маршрута от дома до работы для жителя Генуи составляет всего 54 минуты, что, в общем-то, по меркам крупного европейского города, не много.

Ну а те зарубежные гости, которые добираются до прекрасной Генуи (многие, к слову, делали это в «докоронавирусное» время посредством морских круизов, так популярных в этой зоне Италии), знакомятся с традициями искусства, музыки, кинематографа, театров и кухни в этом замечательном городе.

В Генуе прекрасно налажено музейное дело: Галерея нового искусства, дворец Додже, Гражданский музей природной истории Генуи хорошо известны за пределами этой итальянской агломерации. Не забудем также и то, что Генуя была и остаётся важным научным и образовательным центром Итальянской республики. Главным вузом в агломерации выступает старый Университет Генуи, но, помимо него, действуют и такие высшие образовательные учреждения, как Лингвистическая академия изящных искусств или Итальянский институт технологии. В Генуе проводятся ежегодные фестивали науки.

У Генуи есть давние традиции, которыми местные жители не без основания могут гордиться. Но не менее важно и то, что «Большая Генуя», без сомнения, как агломерация, нашла достойное место и в условиях третьего тысячелетия.

Предыдущие статьи цикла:

Регион Глазго — шотландская агломерация номер один

Агломерация по гамбургскому счёту

Культурное и транспортное разнообразие большого Тбилиси

Агломерация, где течёт портвейн

«Европейская метрополия Лилля»: комфорт для всех

Рейнско-Неккарский регион: агломерация без мегаполисов

Ведущая агломерация Сицилии

Большой Лодзь: новая жизнь «польского Манчестера»

Большой Бирмингем: от колыбели индустрии к агломерации услуг

Большая Валенсия — содружество муниципалитетов

Центральная Германия: агломерационный регион работает на «неотставание»

Большой Загреб: и для города, и для округа

Большая лионская премьера

Балтийская агломерация как кооперация самоуправлений

Бремен – Ольденбург – космическая агломерация «вольного города»

Энергия развития древней Софии

«Большой Осло» – «статистический регион» с реальными козырями

Большой Ливерпуль в руках креативных лейбористов

Большой Мюнхен – не только футбольная столица Германии

Минская агломерация – курс на города-спутники

Самая большая агломерация Средиземноморья

Три тысячи квадратных километров «Большого Марселя»

Самая близкая к Петербургу агломерация

Агломерация для «цюрихских гномов»…. и не только

«Большой Будапешт» – лучшее европейское направление

Рим-столица – итальянская агломерация номер один

Дублин – тех-столица Европы

Вильнюс: новая жизнь старого города

Самая многочисленная и мощная агломерация «страны номер один» ЕС

Белград – креативная агломерация

Лиссабонский субрегион – локомотив Португалии

Роттердам + Гаага = портово-судебная агломерация

«Большой Гётерборг»: от центра до периферии

«Большая Вена»: когда комфорт соединяются с солидарностью

Варшава – агломерация номер один восточной зоны Евросоюза

Турин – агломерация Фиата и футбола

Главная экономическая агломерация Европы

Копенгагенская агломерация: дорогая и красная

Становление «Большого Бухареста»

Как Прага связана со Среднечешским краем

Мадридское сообщество: комфорт и благополучие

Берлин-Бранденбург – креативный регион

Брюссель: «регион-столица» Европы

«Большой Стокгольм»: экология, транспорт, цены

Большой Париж: агломерация как средство социальной кооперации

Поделиться ссылкой: