«Большой Лодзь»: новая жизнь «польского Манчестера»

Lodz_4

Продолжаем серию статей «Агломерации Европы». На этот раз доктор исторических наук, профессор факультета международных отношений СПбГУ Руслан КОСТЮК рассказывает о возрождении польского города Лодзь.

Люди моего поколения, если они хорошо изучали историю в средней школе, безусловно, согласятся с тем, что первое упоминание о расположенном в Центральной Польше городе Лодзь ассоциируется с уроками о Первой русской революции. Хорошо помню, как на ярких школьных картах «огоньки» рабочих волнений окружали этот польский город…

Лодзь. Здание мануфактуры

И было это вовсе не случайно. Промышленная революция сделала Лодзь ещё в XVIII-XIX столетиях одним из текстильных центров «Старого Света». В Лодзи и его предместьях зарождалось организованное рабочее и профсоюзное движение Польши, здесь в ХХ веке были весьма активны левые силы.

Сегодня Лодзь — это третий по численности город польского государства, в котором в масштабе муниципалитета проживают около 700 тысяч человек. Если же добавить к Лодзю небольшие прилегающие города (в прошлом, к слову, тоже индустриальные) и сельские зоны, то с этими муниципалитетами и общинами «Большой Лодзь» набирает уже 1,1 миллиона жителей.

Впрочем, говорить о чётких институциональных рамках этой конструкции весьма сложно: номинально все муниципальные образования независимы друг от друга и имеют собственный бюджет.

Кроме того, в политическом отношении существует «заковыка», заключающаяся в том, что сам Лодзь находится под управлением правоцентристской партии «Гражданская платформа», тогда как значительная часть аграрных муниципальных образований вокруг города находится под контролем национал-консервативной правящей на национальном уровне партии «Право и справедливость».

Как известно, история учит, что ничто не вечно под луной. Вот и сейчас происходит, можно сказать, процесс обновления Лодзя и прилегающих к нему районов. Дело в том, что декоммунизация Польши означала конкретно для Лодзя явную потерю его прошлого экономического значения. После 1989 года наметился явный упадок этого польского промышленного центра, который некогда именовался то «польским Манчестером», то «столицей женского белья».

На несколько десятилетий район «Большого Лодзя» стал восприниматься в Польше как «проблемный» и пребывающий в социальном кризисе. Сократилась численность населения, упали реальные заработки жителей, из Лодзя стали уезжать люди, город потерял немало рабочих рук. Сейчас в Лодзе практически не найти крупных, существовавших ещё в «коммунистические» времена текстильных фабрик, а местная лёгкая промышленность приобрела своеобразный «артизанальный» характер, будучи перенесенной на небольшие частные предприятия.

Но, как это происходило и с эволюцией прежних индустриальных лидеров в Западной Европе (примеры Бирмингема и Ливерпуля подтверждают это), «Большой Лодзь» показывает, что в новых социально-экономических условиях городу удалось найти свою определённую нишу. По крайней мере, рейтинг Исследовательской сети глобализации и мировых городов рассматривает сегодня уровень глобального влияния Лодзя как «значительный».

Такой заслуженной оценки старый город добился благодаря мощному рывку в секторах информационных и бизнес-услуг. В районе «Большого Лодзя» действует немало компаний, в том числе зарубежных, специализирующихся на информационных технологиях, в том числе известная индийская фирма “Inofosus”. В целом же свыше тысячи иностранных фирм (включая британские, ирландские, немецкие) в той или иной степени инвестируют в хозяйство Лодзя и прилегающих к нему районов. Причём активизировался этот процесс как раз в самые последние годы, что помогло Лодзю преодолеть многолетнюю «социальную спячку», улучшить ситуацию с трудоустройством молодёжи, поднять зарплаты и в реальном секторе.

Современный «Большой Лодзь» вправе похвастаться и своими козырями в сфере культуры. Ещё во времена ПНР город называли «киностолицей Польши». Здесь на местной киностудии творили свои всемирные шедевры Анджей Вайда и Роман Полянски. И сегодня Лодзь обладает аналогичным неофициальным титулом. Недаром же в городе функционирует Музей фильмов; имеется в Лодзи и Национальная школа фильмов.

Лодзь был и остаётся одним из центров высшего образования польского государства. В городе имеются специальные высшие технические и медицинские вузы, но всё же наибольший авторитет у Университета Лодзя. У любителей истории и культуры успехом пользуются музейные центры города, в частности, Центральный музея текстиля, Археологический и этнографический музей, музей городской истории.

В последние годы городские власти при сотрудничестве с соседними муниципальными образованиями агломерации Лодзя сообща разработали несколько интересных маршрутов для туристов, связанных с посещением памятных мест, посвящённых истории национальной текстильной и кинематографической индустрии; это, конечно, способствует росту числа иностранных туристов в «Большой Лодзь».

Поскольку Лодзь в истории польской нации оказался одним из «пионеров» промышленной революции, не удивительно, что здесь ещё в XIX веке вокруг города было возведено немало железнодорожных сетей. Лодзь был связан с большим количеством заводов и фабрик в Центральной Польше. Сегодня региональная транспортная система оперирует как железными дорогами (Лодзь связан практически со всеми прилегающими общинами «железкой»), так и автобусными маршрутами. В 2016 году был открыт новый железнодорожный вокзал, который может рассматриваться как самый современный вокзальный комплекс в Польше.

Не без проблем, небыстро, но всё же «третий город» Польши сумел выбраться из состояния социально-экономического кризиса. Не последнюю роль в этом сыграл и фактор наличия агломерации — «Большого Лодзя».

Предыдущие статьи цикла:

Большой Бирмингем: от колыбели индустрии к агломерации услуг

Большая Валенсия — содружество муниципалитетов

Центральная Германия: агломерационный регион работает на «неотставание»

Большой Загреб: и для города, и для округа

Большая лионская премьера

Балтийская агломерация как кооперация самоуправлений

Бремен – Ольденбург – космическая агломерация «вольного города»

Энергия развития древней Софии

«Большой Осло» – «статистический регион» с реальными козырями

Большой Ливерпуль в руках креативных лейбористов

Большой Мюнхен – не только футбольная столица Германии

Минская агломерация – курс на города-спутники

Самая большая агломерация Средиземноморья

Три тысячи квадратных километров «Большого Марселя»

Самая близкая к Петербургу агломерация

Агломерация для «цюрихских гномов»…. и не только

«Большой Будапешт» – лучшее европейское направление

Рим-столица – итальянская агломерация номер один

Дублин – тех-столица Европы

Вильнюс: новая жизнь старого города

Самая многочисленная и мощная агломерация «страны номер один» ЕС

Белград – креативная агломерация

Лиссабонский субрегион – локомотив Португалии

Роттердам + Гаага = портово-судебная агломерация

«Большой Гётерборг»: от центра до периферии

«Большая Вена»: когда комфорт соединяются с солидарностью

Варшава – агломерация номер один восточной зоны Евросоюза

Турин – агломерация Фиата и футбола

Главная экономическая агломерация Европы

Копенгагенская агломерация: дорогая и красная

Становление «Большого Бухареста»

Как Прага связана со Среднечешским краем

Мадридское сообщество: комфорт и благополучие

Берлин-Бранденбург – креативный регион

Брюссель: «регион-столица» Европы

«Большой Стокгольм»: экология, транспорт, цены

Большой Париж: агломерация как средство социальной кооперации

Вам будет интересно