Агломерация для «цюрихских гномов»… и не только

Switzerland_Zurich_2

Продолжаем серию статей «Агломерации Европы». На этот раз доктор исторических наук, профессор факультета международных отношений СПбГУ Руслан КОСТЮК рассказывает о «Большом Цюрихе».

«Большой Цюрих», к которому относят кантон Цюрих и семь ближайших кантонов в Центральной Швейцарии, — это 2,1 тысячи квадратных километров и около 3,8 миллиона жителей

Когда мы говорим о Швейцарской Конфедерации, одно из первых эмоциональных представлений касается дороговизны и богатства этой альпийской многонациональной страны. Но даже в таком государстве, где средняя заработная плата превышает сумму, эквивалентную 350 тысячам рублей, есть своя, самая дорогая и «элитная» агломерация. Речь идёт о «Большом Цюрихе».

Сам город, считающийся главным экономическим и финансовым центром Швейцарии, в муниципальных границах охватывает всего 435 тысяч жителей. Однако «Большой Цюрих», к которому относят кантон Цюрих и семь ближайших кантонов в Центральной Швейцарии, гораздо больше и шире: это 2,1 тысячи квадратных километров и около 3,8 миллиона жителей. В общей сложности к «Большому Цюриху» относятся 220 швейцарских муниципалитетов.

Швейцария – это страна с очень отлаженной и децентрализованной федеративной системой, в рамках которой отношения по линии «муниципалитет – кантон – конфедерация» юридически очень чётко и давно определены. Но в конце ХХ века, когда в разных странах Европы происходило «агломерационное строительство», в Швейцарии были приняты соответствующие законы, определившие функционирование агломераций.

Как «пространства Большого Цюриха», так и ряда других швейцарских агломераций, были созданы прежде всего ради бизнес-интересов

С учётом того, что ещё с «ленинской поры» Швейцария справедливо считается наиболее «полноценной» буржуазной демократией, вполне объясним тот факт, что как «пространства Большого Цюриха», так и ряда других швейцарских агломераций, были созданы прежде всего ради бизнес-интересов, и это было открыто оговорено. «Большой Цюрих» сразу же был оснащён собственным и очень солидным фондом, а в основе функционирования его горизонтальных институтов была положена практика «частно-государственного партнёрства».

Кроме того, муниципальные и кантональные органы, в свою очередь, подключились к обслуживанию фонда и вносят свои ресурсы в развитие «Большого Цюриха». Любопытно при этом, что муниципальная власть в самом Цюрихе находится в руках социалистов (с 2009 года мэром работает социалистка Корине Маух), тогда как в соседних кантонах «заправляют» буржуазные политические партии. Но в рамках «Большого Цюриха» все ведущие партии Швейцарской Конфедерации сотрудничают очень конструктивно, ориентируя агломерацию на поддержку инноваций и достижение стабильного и устойчивого роста.

Важную логистическую поддержку «пространству Большого Цюриха» оказывает Федеральный институт технологий в Цюрихе, один из лучших исследовательских университетов на континенте. Свой вклад вносят также местные представительства таких гигантов мировой цифровой экономики, как Microsoft, IBM, Disney, Google. Вообще, Цюрих, и прилегающие к нему кантоны – экономический флагман Швейцарии, и, в первую очередь, её самых передовых отраслей. Это относится к нанотехнологиям, информационным исследованиям, искусственному интеллекту, компьютерной отрасли, кибербезопасности, финансовым технологиям, робототехнике, биотехнологиям. «Большой Цюрих» — один из мировых центров «промышленности 4.0».

Цюрих, и прилегающие к нему кантоны – экономический флагман Швейцарии, и, в первую очередь, её самых передовых отраслей.

Цюрих относится к числу т. н. глобальных городов, более того, он входит в их своеобразное «ядро». Из старых времён дошло до наших дней такое определение, как «цюрихские гномы», относящиеся к банковским кругам Цюриха, финансовой и экономической столицы Конфедерации. Но и сегодня это понятие вполне закономерно: крупный капитал и особенно финансовые круги играют решающую роль в финансово-экономической жизни всего «Большого Цюриха». Цюрих почти на равных конкурирует с Лондоном за статус главного банковского центра Европы.

«Большой Цюрих» — одна из самых богатых агломераций современной Европы. Около 50 богатейших швейцарских и транснациональных корпораций имеют в его пределах головные штаб-квартиры, платя тут налоги, что только укрепляет финансовые возможности агломерации.

Однако Швейцария не зря считается страной успешного «классового партнёрства». На федеральном уровне это находит своё отражение в широкой правительственной коалиции и конструктивных отношениях ведущих профцентров и патрональных организаций. В рамках же «пространства Большого Цюриха» речь идёт также о взаимодействии разных политических игроков. Но в ещё большей степени это видно по тому, что материальные возможности «Большого Цюриха» учитывают потребности разных частей населения.

Цюрих и небольшие муниципалитеты вокруг него соединяют электропоезда и множество комфортных автобусных маршрутов.

Безусловно, Цюрих относится к числу «городов богатых». По общей стоимости жизни в мире он уступает лишь Гонконгу и Токио, что, надо думать, закономерно. Но «Большой Цюрих» предоставляет жителям и гостям агломерации высокие стандарты жизни, безопасность, высочайший уровень образования и культуры, прекрасные логистические возможности. В частности, в агломерации расположены десятки университетов, включая Университет Цюриха и Федеральный институт технологий, имеющие очень высокую научную репутацию в мире науки.

В Цюрихе действуют высококлассные музеи (Швейцарский национальный музей, Цюрихский музей искусства, Центр Лё Корбузье). В агломерации регулярно проводятся всевозможные фестивали. Цюрихские театры, местный балет и опера прекрасно известны ценителям культуры и вне Швейцарии.

Как знаменитые швейцарские часы функционирует в пределах «Большого Цюриха» общественный транспорт. Цюрихский аэропорт и вокзал по пассажиропотоку лидируют в стране. Цюрих и небольшие муниципалитеты вокруг него соединяют электропоезда и множество комфортных автобусных маршрутов. При этом в рамках агломерации взят курс на развитие общественного транспорта на чистом топливе. К слову, 70% визитёров Цюриха предпочитают пользоваться именно общественными видами транспорта… Можно со всей определённостью сказать о том, что современный «Большой Цюрих» уверенно развивается и представляет собой модель для очень многих агломераций на европейском континенте.

Предыдущие статьи цикла:

«Большой Будапешт» — лучшее европейское направление

Рим-столица – итальянская агломерация номер один

Дублин – тех-столица Европы

Вильнюс: новая жизнь старого города

Самая многочисленная и мощная агломерация «страны номер один» ЕС

Белград – креативная агломерация

Лиссабонский субрегион – локомотив Португалии

Роттердам + Гаага = портово-судебная агломерация

«Большой Гётерборг»: от центра до периферии

«Большая Вена»: когда комфорт соединяются с солидарностью

Варшава – агломерация номер один восточной зоны Евросоюза

Турин – агломерация Фиата и футбола

Главная экономическая агломерация Европы

Копенгагенская агломерация: дорогая и красная

Становление «Большого Бухареста»

Как Прага связана со Среднечешским краем

Мадридское сообщество: комфорт и благополучие

Берлин-Бранденбург – креативный регион

Брюссель: «регион-столица» Европы

«Большой Стокгольм»: экология, транспорт, цены

Большой Париж: агломерация как средство социальной кооперации

Вам будет интересно