Центральная Германия: Агломерационный регион работает на «неотставание»

Leipzig_4

Продолжаем серию статей «Агломерации Европы». На этот раз доктор исторических наук, профессор факультета международных отношений СПбГУ Руслан КОСТЮК рассказывает о Саксонском треугольнике.

Саксонский треугольник объединяет сейчас такие известные средненемецкие города, как Лейпциг, Галле и Хемниц / использованы Яндекс-карты

Германия относится сегодня к тем странам Европы, которые в наибольшей степени уделяют внимание, в том числе «институциональное», делу развития агломерационных зон. В ФРГ действует на постоянной основе Германская министерская конференция по региональному развитию, которой доверено право юридически учреждать столичные (агломерационные регионы), определяя при этом их площадь.

Ещё в 1997 году именно благодаря решению такой конференции был создан т. н. Саксонский треугольник, объединивший такие известные средненемецкие города, как Дрезден, Лейпциг, Галле и Хемниц. Таким образом, в ФРГ появился седьмой по счёту столичный регион. Правда, в 2012 году Дрезден и Магдебург покинули эту ассоциацию (что показывает: в Германии муниципалитеты могут как свободно входит в агломерационные проекты, так и выходить из них), после чего юридически оформляется Европейский столичный регион Центральной Германии (ЕСРЦГ), ядром которого оставались Лейпциг (510 тысяч жителей), Хемниц (245 тысяч) и Галле (236 тысяч). В совокупности площадь данного столичного региона, распростёртая на территории, находящиеся в разных землях восточной и центральной части Германии (Саксонии-Анхальт, Тюрингии и Саксонии), занимает две тысячи квадратных километрах, а проживают в рамках ЕСРЦГ более 2,5 миллиона человек.

Поскольку проект что «Саксонского треугольника», что ЕСРЦГ носил изначально трансрегиональный характер, это затрудняет управленческое развитие центрально-германской агломерации. Сам по себе ЕСРЦГ представляет собой юридически зарегистрированную ассоциацию, специальную управленческую компанию, в которую входят примерно 85 юридических лиц — собственно города и сельские округа, который регион составляют, промышленные предприятия, торговые палаты, банковские учреждения, частные компании, университеты и исследовательские институты. Функционирование ассоциации происходит в рамках парадигмы частно-государственного партнёрства. Имеется состоящий из восьми членов Совет директоров, первым председателем которого является лорд-мэр «головного» города агломерации — Лейпцига — Бурхард Юнг.

Надо понимать, что при создании ЕСРЦГ не обладал теми конкурентными козырями, которые отличают иные немецкие столичные регионы и агломерации в северной, западной и южной части страны. Эта зона ФРГ, очевидно, не лидирует в плане технологических новаций, Центральная Германия — далеко не самый привлекательный район для внешнего и внутреннего туризма, уровень и качество жизни там, разумеется, по общегерманским сравнительным меркам явно не на первых местах, тогда как, наоборот, социальных проблем и безработных побольше, чем в других частях государства.

Поэтому Б. Юнг абсолютно прав, когда говорит, что «с самого становления нашего столичного региона главная наша ставка делалась на то, чтобы преодолеть отставание от других, более мощных и успешных агломерационных зон Германии». Практика ЕСЦРГ показывает, что бургомистры, представители земельных правительств, профессиональные менеджеры, руководители компаний общественного транспорта, регулярно собираясь, обсуждают совместное развитие агломерации, общин инфраструктурные проекты, перспективы функционирования общественного транспорта.

Стратегическая цель центрально-германского «столичного региона» состоит в том, чтобы «сделаться к 2030 году одним из самых привлекательных инновационных, экономических, культурных и научных центров Германии, с динамичным ростом и высоким качеством жизни». Скажем откровенно: задача очень амбициозная и непростая, учитывая, в частности, что традиционные западно- и южногерманские агломерационные зоны ведь тоже не стоят на месте, а достаточно интенсивно развиваются и совершенствуют свой уровень развития.

Модель частно-государственного партнёрства, однако, имеет и свои определённые преимущества, позволяя заинтересованным «центрально-германским» субъектам — при административной и финансовой поддержке земельных и муниципальных институтов, конечно — реализовывать совместные проекты, направленные на укрепление трансграничного сотрудничества и повышение положительного имиджа столичного региона.

То, что важными партнёром ЕСЦРГ считается Сеть метрополий Европы METREX, логично и закономерно: европейские институты и фонды вот уже практически два десятилетия оказывают заметную поддержку данному столичному региону, что, в общем-то, способствует «сокращению дистанции» с более богатыми и «знатными» немецкими агломерациями. Средства европейских фондов идут, в частности, на развитие социальных, культурных, природоохранительных проектов в Центральной Германии.

Отметим также, что поступательному развитию ЕСЦРГ помогает, безусловно, «политический фактор». Дело в том, что муниципалитеты, составляющие костяк агломерации, находятся под управлением левых сил. Б. Юнг, в частности, принадлежит Социал-демократической партии Германии; также и во главе Галле и Хемница стоят левоцентристские мэры. Всё это, конечно же, делает возможным нахождение общего языка внутри ЕСЦРГ.

Также выделим и такой момент, как наличие достаточно сильного транспортного потенциала в агломерации. Лейпциг и Галле расположены на путях высокоскоростной железнодорожной магистрали, которая связывает эти города с Дрезденом, Франкфуртом-на-Майне, Прагой. Всю агломерацию опутывают железнодорожные сети; одновременно, между городами и сельскими округами в ЕСЦРГ ходят регулярные рейсовые автобусы. Таким образом, обеспечивается регулярная мобильность внутри агломерации, что, разумеется, способствует, её более динамичному и эффективному развитию как действительно европейского региона.

Предыдущие статьи цикла:

Большой Загреб: и для города, и для округа

Большая лионская премьера

Балтийская агломерация как кооперация самоуправлений

Бремен – Ольденбург – космическая агломерация «вольного города»

Энергия развития древней Софии

«Большой Осло» – «статистический регион» с реальными козырями

Большой Ливерпуль в руках креативных лейбористов

Большой Мюнхен – не только футбольная столица Германии

Минская агломерация – курс на города-спутники

Самая большая агломерация Средиземноморья

Три тысячи квадратных километров «Большого Марселя»

Самая близкая к Петербургу агломерация

Агломерация для «цюрихских гномов»…. и не только

«Большой Будапешт» – лучшее европейское направление

Рим-столица – итальянская агломерация номер один

Дублин – тех-столица Европы

Вильнюс: новая жизнь старого города

Самая многочисленная и мощная агломерация «страны номер один» ЕС

Белград – креативная агломерация

Лиссабонский субрегион – локомотив Португалии

Роттердам + Гаага = портово-судебная агломерация

«Большой Гётерборг»: от центра до периферии

«Большая Вена»: когда комфорт соединяются с солидарностью

Варшава – агломерация номер один восточной зоны Евросоюза

Турин – агломерация Фиата и футбола

Главная экономическая агломерация Европы

Копенгагенская агломерация: дорогая и красная

Становление «Большого Бухареста»

Как Прага связана со Среднечешским краем

Мадридское сообщество: комфорт и благополучие

Берлин-Бранденбург – креативный регион

Брюссель: «регион-столица» Европы

«Большой Стокгольм»: экология, транспорт, цены

Большой Париж: агломерация как средство социальной кооперации

Вам будет интересно