Продолжаем серию статей «Агломерации Европы». На этот раз доктор исторических наук, профессор факультета международных отношений СПбГУ Руслан КОСТЮК рассказывает о «Большой Риге».
Три небольших по европейским меркам страны Балтийского региона просто «физически» не в состоянии похвастаться наличием крупных по европейским меркам агломераций. Тем более, что сокращение численности постоянных жителей в этих странах в начале XXI столетия – факт общеизвестный. Однако даже на подобном фоне Рижская агломерация выделяется особенно. Ведь она – единственная в Балтии агломерация, общая численность жителей которой превышает миллион человек.
Формально решение о структурировании Рижской агломерации произошло недавно, только в 2012 году, хотя словесное понятие «Большая Рига» было в ходу уже в позднесоветский период. В то время, кстати, для её развития немало сделал бывший виц-мэр столицы Латвийской ССР Альфред Рубикс… Сегодня собственно в главном городе Латвии проживают немногим менее 650 тысяч жителей, а в столичной агломерации, общая территория которой составляет 7596 километров, живут чуть более миллиона человек. То, что данный проект оказался не бумажным, а живучим, подтверждает хотя бы тот факт, что почти каждый год границы Рижской агломерации расширяются, присоединяя всё новые территории.
Сегодня собственно в главном городе Латвии проживают немногим менее 650 тысяч жителей, а в столичной агломерации, общая территория которой составляет 7596 километров, живут чуть более миллиона человек.
Безусловно, столичная агломерационная зона – социально-экономический локомотив современной Латвии. Так, в «Большой Риге», к которой относятся также ещё Юрмала, Елгава и в целом около 60 местных самоуправлений, проживает треть населения страны, более половины индивидуальных коммерсантов Латвии, эта агломерация поглощает свыше трёх четвертей прямых иностранных инвестиций. Для самого же рижского муниципалитета торговля даёт 19% доходов, транспорт и логистика – 14%, на промышленность приходится десятая часть, как и на профессиональные и научные услуги, ещё 8% приходится на операции с недвижимостью.
В действительности, сегодня «Большая Рига» даёт более половины всего латвийского валового национального продукта. Рижская агломерация располагает при этом весьма дифференцированной экономической базой, строящейся на информационных технологиях, агропромышленном секторе, производстве напитков, фармацевтике, транспорте, металлургии.
Рижский торговый порт, как известно, крупнейший на Балтийском море. В то же время, следует иметь в виду, что Латвия была явной жертвой ультралиберальной политики деиндустриализации, которая проводилась в 1990-е и в начале 2000-х, имевшей явно «исторический», а потому и антисоветский подтекст. Сегодняшняя Рига – это достаточно энергично развивающийся банковский сектор и туризм (в 2019 году, до пандемии, столицу Латвии посетили около полутора миллиона человек).
Столичная агломерация в Латвии не имеет избираемых общих органов и учреждений. В соответствие с национальным законодательством речь идёт о постоянной «интегрированной» практике кооперации между выборными органами местного самоуправления.
Когда мы говорим о «Большой Риге», следует понимать, что в управленческом смысле столичная агломерация в Латвии не имеет избираемых общих органов и учреждений. В соответствие с национальным законодательством речь идёт о постоянной «интегрированной» практике кооперации между выборными органами местного самоуправления, ведущее место среди которых играет 60-местная Рижская дума. До недавнего времени она контролировалась социал-демократами из партии «Согласия», но после новых выборов в 2020 году главой Риги был избран Мартиньш Стакис, представляющий социал-либеральное проевропейское движение «За!», а большинство в городской думе оказалось у правоцентристской коалиции. Что, к слову, в большей степени соответствует как политическому раскладу в национальном парламенте Латвии, так и в большей части местных самоуправлений этого балтийского государства.
Действует Стратегия устойчивого развития Риги до 2030 года, в которой некоторая часть посвящена собственно агломерационной политике. К 2030 году Рига и окрестности должны представлять собой агломерацию, где престижно получать образование, где можно жить в удобной, безопасной и здоровой среде, зарабатывать достойные средства и пользоваться эффективной системой социальных услуг.
Как говорится в тексте Стратегии, «Рига в 2030 году – это узнаваемая на международном уровне метрополия Северной Европы». Актуальная городская власть делает упор на повышении заработной платы, увеличении качества местного здравоохранения, сокращении значения для Риги теневого сектора экономики, перехода к более прогрессивной и прозрачной системы налогообложения при одновременной отмены налоговых льгот.
На официальном уровне транспортная парадигма в Риге видится так: пешеход – велосипедист – общественный транспорт – частный транспорт – грузовой транспорт.
Также приоритетами столичной агломерации называются развитие инновационной экономики, ресурсосберегающее ведение хозяйства и переход к современному управлению, предполагающему активное вовлечение граждан в общественные процессы. Однако в то же самое время в Стратегии устойчивого развития латвийской столицы подчёркивается, что «главным условием развития всей агломерации Риги является тесное и конструктивное сотрудничество самоуправлений».
Безусловно, развитие рижской агломерации подразумевает привлечение жителей столичной периферии к тем культурным, образовательным и научным достижениям, которые уже давно имеют место на уровне «малой» Риги. Рига, как известно, ещё в ХХ столетии считалась значительным культурным центром, побывать в котором мечтали миллионы советских людей. По числу театров, музеев и в целом исторических достопримечательностей этот город превосходит иные города Балтии, являясь в данном регионе, пожалуй, самым красивым городом.
Но чтобы данная задача успешно выполнялась, необходимо, в частности, располагать современной и обновлённой системой транспорта. Представляется, что в случае с «Большой Ригой» в этом отношении всё нормально. На официальном уровне транспортная парадигма в Риге видится так: пешеход – велосипедист – общественный транспорт – частный транспорт – грузовой транспорт. При этом самым значительным элементом общественного транспорта на десятилетнюю перспективу называется Рижский центральный вокзал, от которого в самые разные самоуправления агломерации отправляются электропоезда. Но связывают с ними исторический центр Риги также и автобусные маршруты.
Разумеется, как и Латвия в целом, Рига отнюдь не представляет собой беспроблемный город или агломерацию. Но то, что она динамично развивается, это факт, который сложно оспорить.
Предыдущие статьи цикла:
Бремен — Ольденбург — космическая агломерация «вольного города»
Энергия развития древней Софии
«Большой Осло» – «статистический регион» с реальными козырями
Большой Ливерпуль в руках креативных лейбористов
Большой Мюнхен – не только футбольная столица Германии
Минская агломерация – курс на города-спутники
Самая большая агломерация Средиземноморья
Три тысячи квадратных километров «Большого Марселя»
Самая близкая к Петербургу агломерация
Агломерация для «цюрихских гномов»…. и не только
«Большой Будапешт» – лучшее европейское направление
Рим-столица – итальянская агломерация номер один
Вильнюс: новая жизнь старого города
Самая многочисленная и мощная агломерация «страны номер один» ЕС
Белград – креативная агломерация
Лиссабонский субрегион – локомотив Португалии
Роттердам + Гаага = портово-судебная агломерация
«Большой Гётерборг»: от центра до периферии
«Большая Вена»: когда комфорт соединяются с солидарностью
Варшава – агломерация номер один восточной зоны Евросоюза
Турин – агломерация Фиата и футбола
Главная экономическая агломерация Европы
Копенгагенская агломерация: дорогая и красная
Становление «Большого Бухареста»
Как Прага связана со Среднечешским краем
Мадридское сообщество: комфорт и благополучие
Берлин-Бранденбург – креативный регион
Брюссель: «регион-столица» Европы
«Большой Стокгольм»: экология, транспорт, цены
Большой Париж: агломерация как средство социальной кооперации