Несмотря на то, что Лейбористская партия Британии потерпела на парламентских выборах, которые прошли в Соединённом королевстве почти год назад, в декабре 2019 года, и по их результатам многие традиционные рабочие бастионы в Северной Англии перешли к консерваторам, лейбористы продолжают сохранять большую часть своей электоральной базы, оставаясь народной партией. При этом, как отмечает профессор Лондонского университетского колледжа Филипп Марльер, «муниципальный лейборизм, имеющий нередко вековую традицию, остаётся важнейшим политическим инструментом лейбористской политики».
К числу исторических оплотов британского муниципального лейборизма относится город Ливерпуль. В нём проживают около 500 тысячами жителей, и он входит в число десяти самых крупных городов королевства. Если же мы говорим о ливерпульской агломерации, то в ней проживают уже свыше 1,5 миллиона жителей и это — одна из ведущих агломераций современной Британии. Любопытно, что основанный в начале XIII столетия Ливерпуль статус самостоятельного города получил весьма поздно, только в 1880 году. Однако для английской истории Ливерпуль значит очень много…
Те, кто интересуется историей, знают, что первая железная дорога в далёком 1830 году связала Манчестер и Ливерпуль. Ливерпуль внёс немалый вклад в промышленную революцию в Англии. Его порт в эпоху Британской империи считался одним из самых важных на острове. К слову, и в ХХ столетии Ливерпуль развивался долгое время как промышленный и транспортный центр; в 1930 году тут был открыт первый в Англии провинциальный аэропорт.
В 90-местном Ливерпульском городском совете 72 советника представляют Лейбористскую партию, ещё четыре человека из Зелёной партии.
Для любителей спорта Ливерпуль – это прежде всего одноимённый футбольный клуб, имеющий многомиллионную армию болельщиков во всём мире. Сегодня лидер английской Премьер-лиги, клуб «Ливерпуль» является шестикратным обладателем Кубка европейских чемпионов, при этом последний рад Лига чемпионов покорилась команде в 2019 году, в связи с чем до недавнего времени, до победы в Лиги чемпионов немецкой «Баварии», Ливерпуль имел неофициальный статус европейской футбольной столицы. Но этот город также может претендовать на статус и музыкальной столицы. А в знаменитой книге рекордов Гиннеса Ливерпуль фигурирует как «мировая столица поп-музыки». Для этого есть множество оснований. Одно из которых состоит в том, что легендарная английская группа «Битлз» родилась именно в Ливерпуле.
Что же касается политического фактора, то Ливерпуль, в самом деле, является историческим бастионом рабочего и лейбористского движения. В частности, в 90-местном Ливерпульском городском совете 72 советника представляют Лейбористскую партию, ещё четыре человека из Зелёной партии. С 2012 года городскую администрацию возглавляет лейборист Джо Андерсон, в прошлом социальный работник, переизбранный на пост мэра в 2016 году с результатом 52,6%.
Представляется, что именно лейбористское управление помогло этому городу очень достойно справиться с теми проблемами, которые Ливерпуль в ходе деиндустриализации. С конца ХХ столетия начался длительный процесс перестройки исторического центра и исторических, но потерявших былое «социетальное» значение объектов, в частности, известных многим ливерпульских портовых доков. На реконструкцию Коммерческого округа было выделено в совокупности 5,5 миллиарда фунтов стерлингов. Ливерпуль, конечно, остаётся городом рабочих традиций. Например, до сих пор автомашины «Ягуар Ленд Ровер» выпускаются в том числе в Ливерпуле. При этом в этом городе в 2014 году прошёл Международный фестиваль бизнеса.
Сформировался Ливерпульский городской регион (ЛГР). Центральное правительство в рамках процесса деволюции передало на «интермуниципальный» уровень такие темы, как занятость, переквалификация кадров, транспорт, жилищное строительство и планирование.
В 2000-е годы Ливерпуль превратился в один из центров инноваций, «цифровая экономика» весьма развита в городе и его окрестностях. Впрочем, из истории известно, что Ливерпуль – родина первого механического института, первой школы для девочек, да и ювенальная юстиция пошла именно из Ливерпуля.
В рамках запущенной «новыми лейбористами» в начале века, точнее — с 2004 года, политики децентрализации начался процесс формирования нового институционального субъекта – Ливерпульского городского региона, который появился на свет окончательно к 2010 году, когда вступило в силу соглашение муниципального совета самого Ливерпуля и ещё пяти соседствующих с ним муниципальных образований. В соответствии с этим соглашением и сформировался Ливерпульский городской регион (ЛГР). Центральное правительство в рамках процесса деволюции передало на «интермуниципальный» уровень такие темы, как занятость, переквалификация кадров, транспорт, жилищное строительство и планирование.
Что любопытно, ЛГР получил своего рода «комбинированное» управление. Никто не покусился на прерогативы действующих шести муниципальных советов. Но с 2014 года начала функционировать эта общая для региона система управления. С одной стороны, она предполагает организацию постоянного политического консультирования между шестью муниципальными советами по вопросам экономического развития и транспортной политики. С другой, имеется совет лидеров, включающий шесть глав муниципальных советов, в том числе мэра Ливерпуля, и председателя этого, как говорится в официальной документации, «местного партнёрского предприятия». Такое вот «комбинированное управление»… По большей части, членами данного совета лидеров являются представители Лейбористской партии.
ЛГР получил своего рода «комбинированное» управление. Никто не покусился на прерогативы действующих шести муниципальных советов. Но с 2014 года начала функционировать эта общая для региона система управления.
Большим преимуществом современного «Большого Ливерпуля» является культурное измерение. Как отмечается в одном из заявлений местной мэрии, «культуры – то, что сплачивает жителей города, что заставляет их сопереживать и радоваться, а о Ливерпуле – говорить во всём мире». Возможно, звучит излишне пафосно, но надо признать, что ливерпульская лейбористская мэрия, равно как и органы ЛГР, в самом деле активно работает на данном «фронте», причём в разных направлениях. В последние годы немало средств было вложено в работы по обновлению или созданию исторического архитектурного ансамбля «Три грации», Конвент-центра, «Ливерпульской марины», ведущих музеев города. Затронула «рекреация» и старинный Римский форум. Региональная власть не экономит средства на реализацию общей амбициозной программы «Зелёный Ливерпуль», что подразумевает и работы по благоустройству одного из самых значительных городских парков королевства – Викторианского парка.
Отметим также, что Ливерпуль может похвастаться наличием и других видных культурных объектов. Таких, как Ливерпульский филармонический оркестр, Национальный музей Ливерпуля, Ливерпульская галерея Тэт. В городе при поддержке местной власти регулярно проводятся разнообразные музыкальные фестивали, на которые съезжаются любители музыки далеко не только из числа британских подданных.
В данной связи отметим в конце, что Ливерпуль является шестым по посещаемости туристов городом Британии, куда до пандемии можно было без проблем добраться на самолёте, поезде, междугороднем автобусе и даже на круизном судне. В самом же Ливерпуле очень неплохо развиты общественные виды транспорта, включая состоящий из трёх линий метрополитен и автобусный парк. По скорости развития велосипедных дорожек Ливерпуль опережает многие английские более крупные по численности населения города. ЛГР связывает свои территории прежде всего посредством поездов, речь идёт о современной железнодорожной инфраструктуре, включающей около 800 поездов, 67 станции с пассажирским товаропотоком в сто тысяч ежедневно.
И сегодня Ливерпуль, как и большая часть прилегающих к нему территорий, продолжает оставаться одним из бастионов британского лейборизма, что доказывает: даже в условиях деиндустриализации и явного кризиса левого движения в Западной Европе старые социалистические оплоты могут сохраниться как таковые… если их муниципальная власть обладает достаточной долей креативности!
Руслан Костюк
Предыдущие статьи цикла:
Большой Мюнхен — не только футбольная столица Германии
Минская агломерация – курс на города-спутники
Самая большая агломерация Средиземноморья
Три тысячи квадратных километров «Большого Марселя»
Самая близкая к Петербургу агломерация
Агломерация для «цюрихских гномов»…. и не только
«Большой Будапешт» – лучшее европейское направление
Рим-столица – итальянская агломерация номер один
Вильнюс: новая жизнь старого города
Самая многочисленная и мощная агломерация «страны номер один» ЕС
Белград – креативная агломерация
Лиссабонский субрегион – локомотив Португалии
Роттердам + Гаага = портово-судебная агломерация
«Большой Гётерборг»: от центра до периферии
«Большая Вена»: когда комфорт соединяются с солидарностью
Варшава – агломерация номер один восточной зоны Евросоюза
Турин – агломерация Фиата и футбола
Главная экономическая агломерация Европы
Копенгагенская агломерация: дорогая и красная
Становление «Большого Бухареста»
Как Прага связана со Среднечешским краем
Мадридское сообщество: комфорт и благополучие
Берлин-Бранденбург – креативный регион
Брюссель: «регион-столица» Европы
«Большой Стокгольм»: экология, транспорт, цены
Большой Париж: агломерация как средство социальной кооперации