Рим-столица – итальянская агломерация номер один

Roma_aglomer_1

Продолжаем серию статей «Агломерации Европы». На этот раз доктор исторических наук, профессор факультета международных отношений СПбГУ Руслан КОСТЮК рассказывает о столице Италии – «Большом Риме».

В большинстве рассматриваемых нами случаях в Европе современные агломерации с юридической точки зрения носят несколько хаотический или полуоформленный характер, ибо нередко входящие в них крупные города и прилегающие территории имеют юридически и административно разный статус. Но вот ведущая страна Южной Европы, Итальянская Республика, несколько лет назад сумела с этими проблемными моментами справиться.

С 2016 года агломерацию «Рим-столица» возглавляет правовед Вирджиния Раджи, представляющая популистское «Движение пяти звёзд»

В 2015 году в Италии прошла реформа местной системы самоуправления, в результате которой, в частности, появился закон, определивший статус агломерационных городов. Он предусматривает для таковых наличие агломерационного мэра (по факту он является и мэром города-центра агломерационной зоны), агломерационного совета и агломерационной конференции.

Мэр и совет избираются одновременно. Мэр, таким образом, является главой исполнительной власти агломерации, а совет воплощает её представительную власть. Он принимает агломерационные административные документы и поправки к ним, одобряет стратегические программы развития, регулирует различные правила. И мэр, и совет избираются сроком на пять лет. Агломерации, в которых проживают свыше трёх миллионов человек, имеют право на численность агломерационного совета в 24 человека.

Специфически итальянским институтом в данной конструкции предстаёт конференция, выступающая как своего рода верхняя палата агломерационного самоуправления. Именно конференция служит последним звеном, принимающим или отвергающим агломерационные законы. Конференция имеет право даже отвергать бюджет, уже проголосованный советом. Если совет избирается пропорциональным голосованием, и в нём состоят представители политических блоков и партий, то конференция, в свою очередь, состоит из мэров всех коммун, входящих в состав «агломерационных городов».

После принятия закона 2015 года главной как по численности жителей, так и по занимаемой площади агломерацией Апеннинского полуострова стал Агломерационный город Рим-столица. В это агломерационное образование, которое в обиходе называют также «Большим Римом», входит собственно итальянская столица плюс ещё 121 окружающие её пригородные коммуны. Вся эта конструкция располагается на 5352 квадратных километрах. С 2016 года столичную агломерацию возглавляет правовед Вирджиния Раджи, представляющая популистское «Движение пяти звёзд». Интересно, что в 24-местном агломерационном совете сложилось своего рода политическое равенство: 8 мандатов принадлежит движению мэра, 8 – левоцентристам, 7 мандатов у представителей правых сил.

Метро в Риме имеет три полноценных линии (ещё одна в процессе строительства). Благодаря метрополитену, а также поездам-электричкам и пригородному автобусному сообщению решена проблема связи столицы Италии с прилегающими к Риму коммунами

Агломерационная власть имеет немало практических прерогатив. К ним относятся, к примеру, местная администрация и полиция, функционирование сферы услуг, деятельность средних учебных заведений, развитие социальных программ, политика в области защиты окружающей среды. Также, согласно закону 2015 года, на агломерационные органы возложена ответственность за развитие транспортной отрасли.

В «Большой Рим» входит собственно итальянская столица плюс ещё 121 окружающие её пригородные коммуны. Вся эта конструкция располагается на 5352 квадратных километрах.

А для «Большого Рима» это весьма актуальная тема. Агломерация располагает тремя аэропортами, в том числе и международным аэропортом имени Леонардо да Винчи, российским туристам известном как «Фьюмичино». Естественно, имеются в «агломерационном городе» и различные железнодорожные вокзалы, в частности, «Термини», через который, согласно статистике, проходят до 400 000 человек ежедневно, что по меркам Евросоюза считается одним из самых высоких показателей. Кроме того, в 39 километрах к северу от Рима, в местечке Чивитавеккья, на побережье Тирренского моря, располагается столичный порт.

Однако для нашего материала более интересен способ передвижения внутри «Большого Рима». Здесь не всё так просто. Дело в том, что автобусные маршруты внутри самого римского муниципалитета лично у меня вызывают какое-то «хаотичное» впечатление. Автобусы ездят не очень часто и зачастую переполнены. Метро в Риме имеет три полноценных линии (ещё одна в процессе строительства). Благодаря метрополитену, а также поездам-электричкам и пригородному автобусному сообщению решена проблема связи столицы Италии с прилегающими к Риму коммунами.

Рим, как известно, считается одним из посещаемых городов «Старого Света». В этой ситуации, даже не имея в агломерации серьёзных объектов тяжёлой промышленности, «Большой Рим» обладает весьма внушительным бюджетом – прежде всего благодаря доходам от туризма, гостиничной сферы, а также поступлениям из сферы услуг. В Риме-столице обеспечивается стабильный и устойчивый экономический рост (в последние годы в среднем три процента ежегодно), что, конечно же, имеет свои позитивные последствия и для окрестных муниципалитетов.

В конце концов, уровень доходов в «Большом Риме» составляет 134% от среднеевропейских показателей. Столица Италии притягивает высокие технологии, компании, представляющие информационную индустрию, банки. Центральные штаб-квартиры таких компаний, как Enel, Eni, Telecom Italia базируются также в столичной агломерации.

Кроме того, «Большой Рим» имеет репутацию как центр национальной и европейской киноиндустрии, а в последнее время в Риме заметно усилилось влияние компаний цифровой экономики и исследовательских центров аэрокосмической промышленности.

Ещё Рим – это город образования. В столице Италии действует множество высших учебных заведений, а общее число студентов оценивается примерно в 150 тысяч человек.

Конечно же, современный Рим остаётся и явной «столицей моды», наглядным подтверждением чего предстаёт всемирно известная в «модных» кругах виа (улица) Кондотти, где расположены бутики «Валентино», «Булгари», «Бриони» и иных международных брендов. В последние годы Рим посещают в среднем ежегодно от 7,7 до 10 миллионов туристов. И итальянская столица в состоянии предложить приезжающим не только всемирно известные достопримечательности, такие, как Колизей или Ватиканские музеи, но и другие, самые различные возможности – чтобы приятно провести время в древнейшем и красивейшем городе нашего континента.

Предыдущие статьи цикла:

Дублин – тех-столица Европы

Вильнюс: новая жизнь старого города

Самая многочисленная и мощная агломерация «страны номер один» ЕС

Белград – креативная агломерация

Лиссабонский субрегион – локомотив Португалии

Роттердам + Гаага = портово-судебная агломерация

«Большой Гётерборг»: от центра до периферии

«Большая Вена»: когда комфорт соединяются с солидарностью

Варшава – агломерация номер один восточной зоны Евросоюза

Турин – агломерация Фиата и футбола

Главная экономическая агломерация Европы

Копенгагенская агломерация: дорогая и красная

Становление «Большого Бухареста»

Как Прага связана со Среднечешским краем

Мадридское сообщество: комфорт и благополучие

Берлин-Бранденбург – креативный регион

Брюссель: «регион-столица» Европы

«Большой Стокгольм»: экология, транспорт, цены

Большой Париж: агломерация как средство социальной кооперации

Поделиться ссылкой: