Перейти к содержимому
Главная страница Три тысячи квадратных километров «Большого Марселя»

Три тысячи квадратных километров «Большого Марселя»

Продолжаем серию статей «Агломерации Европы». На этот раз доктор исторических наук, профессор факультета международных отношений СПбГУ Руслан КОСТЮК рассказывает о звезде романтичного французского Средиземноморья – «Большом Марселе».

Марсель – второй по «весу» город Франции. Сам по себе, взятый в отдельно, он располагается на 241 квадратном километре / На фото – Старый порт Марселя

Во Франции крупные агломерации традиционно «кучкуются» вокруг самых многочисленных городов. В этом смысле логично, что в южной части республики самой заметной агломерацией считается марсельская. 

Марсель – второй по «весу» город Франции. Сам по себе, взятый в отдельно, он располагается на 241 квадратном километре. На этой территории проживают около 900 тысяч жителей. А марсельская агломерация раскинулась на три тысячи квадратных километров и вмещает в себя более 1,9 миллиона жителей. По данным «территориально-демографическим» показателям «Большой Марсель» – после столицы страны и Большого Лиона – представляет собой третью по значению агломерацию современной Францию.

С юридической или административной точек зрения, агломерации во Франции выступают в этакой «надстроечной» роли. Ведь уже давно определены, как говорится, права и обязанности коммунальных, муниципальных или департаментских органов, регионы французской республики существуют десятки лет. В этой институциональной системе агломерациям отводится роль «смешанных» субстанций, лишь несколько усложняющих традиционное деление.

Марсельская агломерация раскинулась на три тысячи квадратных километров и вмещает в себя более 1,9 миллиона жителей

К примеру, если взять саму «южную столицу» Франции, Марсель, то выходит, что он делится на 16 округов (районов) и свыше ста кварталов. Но при этом же округа делятся на 8 секторов (такая специфически марсельская административная единица), у каждого из которых – свой муниципальный совет и избираемый мэр. Всего в Марселе, таким образом, более триста муниципальных советников, включая «секторальных».

А ведь агломерация не ограничивается «малым Марселем», в неё фактически входят десятки разных по размеру муниципальных образований южной части департамента Буш-дю-Рон, административным центром которого также является Марсель. Например, исторический и университетский город Экс-ан-Прованс также участвует в марсельской агломерации. Разумеется, у всех этих коммун – свои собственные органы управления и даже местные бюджеты.

Не просто обстоит дело и с политической конфигурацией в данной зоне. Сейчас там идёт жёсткая борьба между левыми силами (с в этом году впервые за многие десятилетия марсельская мэрия досталась союзу объединённых левых сил во главе с новоизбранным мэром экологисткой Мишель Рубиролой), традиционными консерваторами («Республиканцы») и крайне правым Национальным объединением. Соотношение сил между ними исключительно подвижное, что вряд ли говорит о некоей политической стабильности в главной агломерации Южной Франции.

Марсельский порт по-прежнему – главная портовая гавань республики и всего средиземноморского региона, третий по значимости порт в Европе

Впрочем, марсельская агломерация справедливо относится к числу наиболее динамично развивающихся в стране. «Большой Марсель» – крупный торговый, портовый, промышленный, исследовательский и университетский центр. Только в XXI веке там были созданы более 7000 новых компаний и предприятий. Эксперты утверждают, что в данном случае речь идёт о втором по значимости исследовательском центре Франции, причём в данном отношении роль именно «агломерационного фактора» представляется крайне велика. В частности, Университет Экс-Марсель – признанный центр образования и науки в Южной Франции, но ведь его кампусы расположены в различных населённых пунктах департамента Буш-дю-Рон. А в рамках исследовательских центров этого престижного вуза трудятся не менее трёх тысяч учёных!

Валовый внутренний продукт только «малого Марселя» исчисляется суммой, превышающей 60 миллиардов евро. С учётом того, что ВВП по паритету покупательной способности в «Большом Марселе» на человека превышает более 30 тысяч евро в год, можно констатировать, что уровень жизни в «южной столице» Франции и её предместьях заметно выше, чем среднефранцузские статистические показатели.

Современный Большой Марсель удачно соединяет старое и новое. «Старое» – это прежде всего традиции портового города; и не только традиции, впрочем. Конечно, ныне зависимость городского хозяйства от порта не такая грандиозная, как ранее, однако фактом остаётся то, что марсельский порт по-прежнему – главная потовая гавань республики и всего средиземноморского региона, третий по значимости порт в Европе, в системе которого трудятся под 50 тысяч человек.

Значительная часть постоянно проживающих в марсельской агломерации людей имеют нефранцузские корни. Когда-то это более относилось к итальянцам и армянам, теперь ведущую роль играют арабы

Но, кроме того, марсельская агломерация – это ещё и современный «большой город», в хозяйстве которого преобладают малые и средние предприятия с менее чем 500 занятыми. Большой Марсель даёт пример эффективного функционирования новых технологических экономических субъектов, таких, как вертолётное производство «Аэробуса» или три крупных технопарка, специализирующихся соответственно на технологических инновациях, биотехнологиях и мультимедийной сфере.  

Большой Марсель очень привлекателен и как важный туристический центр. Ежегодно его посещают до 2,4 миллиона туристов, при этом миллион человек это делают с помощью средиземноморских круизов. Тут Марселю и его сопредельным районам есть, что предъявить: 24 музея (включая очень интересные исторические и познавательные, как музей цивилизации Европы и Средиземноморья, пять арт-галерей), 43 театра самой разной направленности, самобытная архитектура, средиземноморская кухня…

Некоторые культурологи называют современный Марсель «столицей французского мультикультурализма», что указывает на исторически многонациональный характер этого города. Действительно, значительная часть постоянно проживающих в этой агломерации людей имеют нефранцузские корни. Когда-то это более относилось к итальянцам и армянам, теперь ведущую роль играют арабы. Собственно, мэр М. Рубирола – внучка неаполитанца и каталонки, что подтверждает марсельскую специфику. Естественно, нравы, житейская культура, в какой-то мере даже диалект языка в Марселе – особые, свои.

Отметим под конец, что для нормального функционирования Большого Марселя немалую роль играет функционирование как единого центра Управления марсельским транспортом, находящегося в государственном секторе. Оно аккумулирует управление метрополитеном, быстрыми и традиционными автобусами (всего в городе более ста автобусных линий), скоростными трамваями и общественными велосипедами. Вместе с тем, местные электрички связывают Марсель с прилегающими к сердцу агломерации муниципалитетами.

Фото Дмитрия Жвания

Предыдущие статьи цикла:

Самая близкая к Петербургу агломерация

Агломерация для «цюрихских гномов»…. и не только

«Большой Будапешт» – лучшее европейское направление

Рим-столица – итальянская агломерация номер один

Дублин – тех-столица Европы

Вильнюс: новая жизнь старого города

Самая многочисленная и мощная агломерация «страны номер один» ЕС

Белград – креативная агломерация

Лиссабонский субрегион – локомотив Португалии

Роттердам + Гаага = портово-судебная агломерация

«Большой Гётерборг»: от центра до периферии

«Большая Вена»: когда комфорт соединяются с солидарностью

Варшава – агломерация номер один восточной зоны Евросоюза

Турин – агломерация Фиата и футбола

Главная экономическая агломерация Европы

Копенгагенская агломерация: дорогая и красная

Становление «Большого Бухареста»

Как Прага связана со Среднечешским краем

Мадридское сообщество: комфорт и благополучие

Берлин-Бранденбург – креативный регион

Брюссель: «регион-столица» Европы

«Большой Стокгольм»: экология, транспорт, цены

Большой Париж: агломерация как средство социальной кооперации

Поделиться ссылкой:

Новости СМИ2