Перейти к содержимому
Главная страница «Большой Бирмингем»: от колыбели индустрии к агломерации услуг

«Большой Бирмингем»: от колыбели индустрии к агломерации услуг

Продолжаем серию статей «Агломерации Европы». На этот раз доктор исторических наук, профессор факультета международных отношений СПбГУ Руслан КОСТЮК рассказывает о второй по значимости британской агломерации — Большом Бирмингеме.

Бирмингем с населением в 1,1 миллиона жителей остаётся «по статусу» вторым городом Великобритании. Но, кроме того, вокруг него на площади более 230 квадратных километров сформирована одна из самых мощных в Соединённом Королевстве агломераций, в рамках которой проживают порядка 3,7 миллиона человек

Для тех, кто профессионально изучал Новую историю, упоминание о городе Бирмингеме несёт собой прежде всего вполне определённую коннотацию: в этом расположенном на английском «Среднем Западе» городе в 1791 году появилась первая в истории городская мануфактура, что дало толчок промышленной революции в Англии, да и во всём мире. Действительно, некогда второй по численности город Англии имел репутацию одного из главных мировых промышленных центров.

Прошло уже более двух веков, Бирмингем с населением в 1,1 миллиона жителей остаётся «по статусу» вторым городом Великобритании. Но, кроме того, вокруг него на площади более 230 квадратных километров сформирована одна из самых мощных в Соединённом Королевстве агломераций, в рамках которой проживают порядка 3,7 миллиона человек и которая может считаться одной из самых плотных по заселённости на квадратный километр (точнее — в среднем 11 тысяч жителей на квадратную милю) в стране и Западной Европе.

В обиходе эта агломерация называется «Большим Бирмингемом», но после определённых законодательных новшеств с 2016 года де-юре с центром во втором британском городе функционирует Комбинированная власть среднезападных графств. Она имеет свой совет, формируемый непрямым образом (восемь человек, представляющий различные территории, относящиеся к субрегиону) Любопытен политический паритет в этом совете — по четыре представителя лейбористов и консерваторов. Сам же Бирмингем традиционно считается историческим оплотом рабочего движения и лейборизма. Его нынешний лорд-мэр — представитель Лейбористской партии Мохаммед Азим.

Комбинированная власть среднезападных графств имеет не только представительный орган власти. У неё имеется свой бюджет, причём по британским меркам он считается одним из самых «зажиточных». Эта точка зрения справедлива, ведь «агломерационный» бюджет превышает сумму в 121 миллиардов фунтов стерлингов. Комбинированная власть располагает также под своим началом различными службами, относящимися, в частности, к транспорту, энергетике, здравоохранению; на уровне «Большого Бирмингема» осуществляется и собственная политика в отношении молодёжи и женщин.

Имидж индустриального гиганта долгое время сопутствовал Бирмингему и его окрестностям в историческом развитии. И сегодня в агломерации производят легендарные британские машины «Ленд Ровер», 2,5 национальной ювелирной промышленности сосредоточена в «Большом Бирмингеме». Экономический рост в агломерации вплоть до истории с «брекситом» носил стабильный характер, составляя ежегодно 3-4%. Однако, современный «Большой Бирмингем» — это прежде всего экономика услуг.

Сейчас сфера услуги даёт жителям агломерации более 80% всех рабочих мест. Бирмингем – это в первую очередь центр инноваций, образования, здравоохранения, инженеринга и выставок (две пятых всех происходящих в королевстве конференций и выставок по внешнеэкономической и торговой тематике проходят именно во втором городе Англии). Кроме того, Бирмингем считается одним из ведущих британских финансовых центров. Таким образом, не миновавший и «старую добрую Англию» процесс деиндустриализации в социетальном плане до неузнаваемости изменил «лицо» второго по значимости города Соединённого королевства; как и его агломерацию, разумеется.

Но у агломерации, как мы видим, появились существенные, реальные средства. Это позволило модернизировать — в интересах обычных людей — архитектурный облик города, да и всего конгломерата территорий, составляющих понятие среднезападных графств. Не подлежит сомнению тот факт, что за первые десятилетия нынешнего века жизнь в этом субрегионе стала гораздо более комфортной, экологичной (весьма большие средства выделяются на озеленение, создание новых парков, развитие велосипедного спорта) и даже, можно сказать, развлекательной.

Конечно, Бирмингем вряд ли можно отнести к числу самых ярких городов Западной Европы. В плане количества достопримечательностей он, очевидно, заметно уступает британской столице. Однако, входящий в число 60 самых влиятельных «глобальных городов» на планете Бирмингем — один из наиболее посещаемых крупных городов королевства внутренними туристами. На самом деле, город и агломерация обладают весомыми культурологическими козырями.

Речь в данном случае идёт, в частности, о значительном научном потенциале (он аккумулируется прежде всего Бирмингемским университетом и различными научно-исследовательскими центрами в рамках агломерационной зоны), интересных музеях (Бирмингемский музей и Арт-галерея, Бирмингемский музей управления, Научный музей Think tank), очень богатой и разносторонней культурной жизни агломерации (Бирмингемский королевский балет, один из старейших на острове Бирмингемский сборный театр). Второй по значимости город Соединённого королевства также знаменит своими карнавалами и фестивалями, имеющими международное измерение.

Наконец, отметим, что для развития Комбинированной власти среднезападных графств одним из приоритетов считается транспортная составляющая. Но если вопросы с железнодорожным обеспечением и связью Бирмингема с более удалёнными графствами были решены уже давно, то в последнее время на субрегиональном уровне большее внимание стало уделяться развитию автобусного сообщения. Появились новые маршруты, связывающие уже непосредственно сами периферийные графства. В целом же статистика показывает, что железнодорожный вид связи остаётся очень популярен у жителей «Большого Бирмингема»: внутренние поезда перевозят в среднем в год в совокупности 122 миллиона пассажиров.

Предыдущие статьи цикла:

Большая Валенсия — содружество муниципалитетов

Центральная Германия: агломерационный регион работает на «неотставание»

Большой Загреб: и для города, и для округа

Большая лионская премьера

Балтийская агломерация как кооперация самоуправлений

Бремен – Ольденбург – космическая агломерация «вольного города»

Энергия развития древней Софии

«Большой Осло» – «статистический регион» с реальными козырями

Большой Ливерпуль в руках креативных лейбористов

Большой Мюнхен – не только футбольная столица Германии

Минская агломерация – курс на города-спутники

Самая большая агломерация Средиземноморья

Три тысячи квадратных километров «Большого Марселя»

Самая близкая к Петербургу агломерация

Агломерация для «цюрихских гномов»…. и не только

«Большой Будапешт» – лучшее европейское направление

Рим-столица – итальянская агломерация номер один

Дублин – тех-столица Европы

Вильнюс: новая жизнь старого города

Самая многочисленная и мощная агломерация «страны номер один» ЕС

Белград – креативная агломерация

Лиссабонский субрегион – локомотив Португалии

Роттердам + Гаага = портово-судебная агломерация

«Большой Гётерборг»: от центра до периферии

«Большая Вена»: когда комфорт соединяются с солидарностью

Варшава – агломерация номер один восточной зоны Евросоюза

Турин – агломерация Фиата и футбола

Главная экономическая агломерация Европы

Копенгагенская агломерация: дорогая и красная

Становление «Большого Бухареста»

Как Прага связана со Среднечешским краем

Мадридское сообщество: комфорт и благополучие

Берлин-Бранденбург – креативный регион

Брюссель: «регион-столица» Европы

«Большой Стокгольм»: экология, транспорт, цены

Большой Париж: агломерация как средство социальной кооперации

Поделиться ссылкой: