Большая Валенсия — содружество муниципалитетов

valencia_3

Продолжаем серию статей «Агломерации Европы». На этот раз доктор исторических наук, профессор факультета международных отношений СПбГУ Руслан КОСТЮК рассказывает о третьей по масштабу агломерации Испанского королевства — Большой Валенсии.

По разным критериям подсчёта сегодня в «Большой Валенсии» проживают от 1,7 до 2,5 миллиона человек

 «Восточная столица» Испании, расположенная на средиземноморском побережье — Валенсия, считается третьим городом испанского королевства. На муниципальном уровне в Валенсии проживают сейчас 800 тысяч жителей. Но и в рамках агломерационного измерения «Большая Валенсия» находится на почётной третьей позиции, пропуская вперёд лишь мадридскую и барселонскую агломерации. По разным критериям подсчёта сегодня в «Большой Валенсии» проживают от 1,7 до 2,5 миллиона человек.

Различие критериев не случайно. Это связано с тем, что в юридическом отношении говорить о «Большой Валенсии» как о чётком субъекте достаточно непросто. Ведь речь идёт о части Валенсианского сообщества —соответственно о самой Валенсии как его административном центре, а также о десятках средних и малых муниципальных образованиях, примыкающих с севера, запада и юга к Валенсии. Но все эти муниципалитеты имеют собственные органы управления и формально к Валенсии отношения не имеют.

Таким образом, справедливо сказать, что валенсийская агломерация — это скорее исторически сложившаяся общность муниципалитетов, нежели юридически наполненное, «статусное» образование. И, говоря об историческом измерении, мы имеем в виду, что Валенсия — это старинный, античный город со своими особенностями и традициями.

Как и в других испанских агломерациях, в «Большой Валенсии» больше всего рабочих мест в сфере услуг — более чем 80% от общего их количества. Входя в неформальную когорту «глобальных городов», Валенсия располагает качественным образованием, высоко развитым уровнем торговли. Но вместе с тем, до сих пор «восточная столица» Испании располагает и мощным индустриальным козырем.

В нашем контексте это особенно важно, поскольку промышленная база «Большой Валенсии» расположена достаточно дифференцированно, охватывая как предприятия внутри валенсийского муниципалитета, так и территории за его пределами. Как говорил мне несколько лет назад во время личной беседы член руководства Испанской социалистической рабочей партии (ИСРП) Ксимо Пуч, президент Валенсианского сообщества, «нам удалось сохранить ключевые рычаги местной промышленности, включая автомобилестроение, металлургию, химическую промышленность».

Кроме того, Валенсия обладает вторым портом Испании, на который приходится до пятой части испанского экспорта. В «Большой Валенсии» развиты кораблестроение и тяжёлая промышленность. В этой агломерации сосредоточены, конечно, не только крупные промышленные, но малые и средние индустриальные предприятия.

Валенсия, понятное дело, имеет свои собственные социальные проблемы — достаточно высокий уровень незанятости, повышенный общественный долг. Вместе с тем, по уровню жизни и доходов «Большая Валенсия» опережает большую часть испанских агломераций.

В политическом плане и сама Валенсия, и Валенсианское сообщество относятся скорее к левой парадигме. На уровне города и самого сообщества делами управляют коалиционные левые администрации, включающие социалистов, радикальных левых и леворегионалистскую коалицию «Обязательство». Соответственно, на уровне валенсийской агломерации именно партии левого спектра играют в политическом плане решающую роль, что, конечно же, облегчает процессы кооперации муниципальных органов самоуправления.

В чём это проявляется конкретно? Как отмечает мэр Валенсии Жоан Рибо, в частности, «упрощается проведение совместной социальной политики, предполагающей выполнение схожих обязательств по отношению к жителям разных уголков Большой Валенсии». Также можно сказать, что природоохранительная политика на уровне валенсийской агломерации носит достаточно солидарный и кооперативный характер. Разумеется, всё это находит отражение и в реализации общих основ транспортной политики.

Сильным козырем валенсийской агломерации, без сомнения, служит политика в культурной сфере. Валенсия по праву может считаться одним из культурных центров испанского королевства. Город и его окрестности богаты самой разнообразной в историческом разрезе архитектурой, впитавшей в себя и древнеримское, и арабское влияния, равно представленной и барочным стилем. Средневековые башни, знаменитый местный кафедральный собор, монастыри, признанный Всемирным достоянием ЮНЕСКО Старый город, растянутая на километры валенсийская набережная, оригинальные в архитектурной композиции конвент-центры привлекают миллионы внутренних и зарубежных туристов. В Валенсии также расположены десятки самых разнообразные музеев, включая музей изящных искусств, Валенсийский институт нового искусства.

Валенсия хорошо известна в Испании различными фестивалями — музыкальными, театральными, гастрономическими. Разумеется, эти традиции идут из прошлого, однако, важно отметить, что местные власти поддерживают их на должном уровне.

Очевидно, что явным плюсом «Большой Валенсии» можно назвать транспортную инфраструктуру. Общая агломерационная система «Метроваленсия» объединяет маршруты метрополитена и автобусов, связывающих собственно валенсийский муниципалитет и более отдалённые районы «Большой Валенсии». Если с трафиком в восточноиспанской агломерации имеются определённые проблемы (регулярно возникающие в часы пик пробки, достаточно большое — до 10 минут — время ожидания пассажиров при переходе на станциях метро на другие линии), то статистика свидетельствует, что в среднем житель агломерации на путь от своего дома до работы затрачивает чуть менее 45 минут. Думается, для современной европейской агломерации данный показатель можно назвать применительно к «Большой Валенсии» очень достойным.

Предыдущие статьи цикла:

Центральная Германия: агломерационный регион работает на «неотставание»

Большой Загреб: и для города, и для округа

Большая лионская премьера

Балтийская агломерация как кооперация самоуправлений

Бремен – Ольденбург – космическая агломерация «вольного города»

Энергия развития древней Софии

«Большой Осло» – «статистический регион» с реальными козырями

Большой Ливерпуль в руках креативных лейбористов

Большой Мюнхен – не только футбольная столица Германии

Минская агломерация – курс на города-спутники

Самая большая агломерация Средиземноморья

Три тысячи квадратных километров «Большого Марселя»

Самая близкая к Петербургу агломерация

Агломерация для «цюрихских гномов»…. и не только

«Большой Будапешт» – лучшее европейское направление

Рим-столица – итальянская агломерация номер один

Дублин – тех-столица Европы

Вильнюс: новая жизнь старого города

Самая многочисленная и мощная агломерация «страны номер один» ЕС

Белград – креативная агломерация

Лиссабонский субрегион – локомотив Португалии

Роттердам + Гаага = портово-судебная агломерация

«Большой Гётерборг»: от центра до периферии

«Большая Вена»: когда комфорт соединяются с солидарностью

Варшава – агломерация номер один восточной зоны Евросоюза

Турин – агломерация Фиата и футбола

Главная экономическая агломерация Европы

Копенгагенская агломерация: дорогая и красная

Становление «Большого Бухареста»

Как Прага связана со Среднечешским краем

Мадридское сообщество: комфорт и благополучие

Берлин-Бранденбург – креативный регион

Брюссель: «регион-столица» Европы

«Большой Стокгольм»: экология, транспорт, цены

Большой Париж: агломерация как средство социальной кооперации

Вам будет интересно