Перейти к содержимому
Главная страница Агломерация по гамбургскому счёту

Агломерация по гамбургскому счёту

Продолжаем серию статей «Агломерации Европы». На этот раз доктор исторических наук, профессор факультета международных отношений СПбГУ Руслан КОСТЮК рассказывает о северной столице Германии — «Большом Гамбурге».

Город Гамбург (или, если говорить официально, Свободный ганзейский город Гамбург), насчитывающий 1,8 миллиона постоянных жителей, является вторым по численности городом во всей Германии и седьмым в Европейском Союзе

Одна из самых крупных в современной Германии агломераций — Гамбургский агломерационный регион (ГАР), официально появившийся в 2006 года.

Однако, конечно, гамбургская агломерация как таковая существует гораздо дольше. Ведь неофициальная «северная столица» ФРГ, город Гамбург (или, если говорить официально, Свободный ганзейский город Гамбург), насчитывающий 1,8 миллиона постоянных жителей, является вторым по численности городом во всей Германии и седьмым в Европейском Союзе. Статистические данные говорят, что Гамбург — самый крупный «не столичный» центр в ЕС. Естественно, прилегающие к нему пространства исторически входят в состав гамбургской агломерации.

Сегодня исследователи не так часто используют понятие «Большой Гамбург», и это имеет своё «политическое» объяснение. Дело в том, что Гамбург исторически (вплоть до 1871 года) обладал государственным статусом, а по Веймарской и ныне действующей Конституции ФРГ получил статус субъекта федеративного государства. То есть собственно у ганзейского города имеется своя собственная законодательная и исполнительная власть, формируемая сегодня альянсом социал-демократов и «зелёных».

Что же касается такого нового образования, как ГАР, то в него, помимо Гамбурга, включены и другие северонемецкие территории — девять округов, административно принадлежащих земле Нижняя Саксония, шесть из Шлезвиг-Гольштейна и два округа, входящих в землю Мекленбург-Померания. В совокупности речь идёт о большой, в 26 тысяч квадратных километров площади, на которой обитают сейчас 5,1 миллиона0 жителей. Таким образом, ГАР представляет собой одну из самых крупных современных агломерационных зон в Германии.

Агломерационный регион имеет общие, а лучше сказать — совместные учреждения. Стратегические вопросы его развития рассматриваются на Региональном совете, координирует и контролирует межмуниципальное сотрудничество Руководящий комитет, по отдельным вопросам взаимодействия функционируют технические рабочие группы. Действует в ГАР и Корпоративный консультативный совет, где заседают представители ведущих фирм и компаний агломерации.

Все эти инстанции работают над укреплением внутриагломерационного взаимодействия в таких областях, как экономика, транспорт, туризм, культура, природа, климат, энергетика. Реализуются проекты внутрирегионального сотрудничества, направленные на повышение международной конкурентоспособности, укрепление региональной экономики, улучшение природоохранной обстановки, создание дополнительных рабочих мест.

Эксперты полагают, что запуск ГАР лишь «подбавил сил» Гамбургу и вовлёк в его урбанистическое развитие соседние городские и сельские территории. Дело в том, что экономический потенциал Гамбурга представляется очень высоким. В этом городе-земле хорошо развиты промышленность, торговля, логистика, транспорт, равным образом Гамбург считается одним из ведущих медиа-центров Германии. Гамбурге базируются многие крупные немецкие экономические субъекты, например, компании Airbus, Blohm + Voss, Beiersdorf. Всё это, естественно, способствует повышению земельного и агломерационного бюджета.

В целом же гамбургский региональный валовый продукт составляет 123 миллиарда евро, тогда как ВВП на душу населения равняется где-то 67 тысяч евро в год, что очень солидно даже по германским меркам.

Гамбург богат как традиционной промышленностью (здесь отметим, что его порт по объёмам считается вторым в «Старом Свете» после Роттердама и Антверпена), так и считается городом новых стартапов, признанным научным и университетским центром. Что, конечно же, представляет собой явный козырь и для всего агломерационного региона. В целом в гамбургской агломерации насчитывается более 190 тысяч студентов. Помимо Университета Гамбурга, в городе имеются специализированные технические, музыкальные и театральные высшие учебные заведения с очень солидной европейской репутацией.

Гамбург справедливо относят и к городам-лидерам культурного измерения. В конце концов, в городе и окрестностях — около 40 театров, примерно шесть десятков музеев (в том числе таких известных, как музей искусств «Гамбургер Кунстхалле», Международный морской музей Гамбурга, Археологический музей Гамбурга), а также примерно сто музыкальных объектов и клубов. В городе-земле регулярно проводятся различные международные фестивали: музыки, кино, альтернативной культуры. Гамбург может рассматриваться и как своего рода «медийная столица» ФРГ: в целом в медиа-бизнесе трудятся в агломерационном регионе до 70 тысяч человек.

С учётом глубоких и укоренившихся левых идей (и, отметим, высокого уровня влияния экологистов), не удивительно, что современный Гамбург — один из ведущих немецкий центров по совершенствованию природоохранительной политики. Гамбург стал в последние десятилетия гораздо более чистым и «зелёным» городом, а известный Стадтпарк — Земельный парк Гамбурга, расположившийся на 150 гектарах, считается самой крупной парковой зоной в Северной Германии. В Гамбурге в гораздо большей степени, чем в большинстве других немецких агломерационных зонах, популярно занятие велосипедным спортом. К слову, по современным экологическим стандартам развивается и самый амбициозный урбанистический проект в ГАР — проект Хафен-Сити, территория под который составляет около 155 гектаров.

Можно также отметить, что в Гамбурге и соседних с ним по ГАР районам очень хорошо решён транспортный вопрос. Помимо метрополитена и скоростных пригородных железных дорог, Гамбург и округа агломерации связывают разнообразные автобусные маршруты; используется и водный транспорт. Согласно социологическим исследованиям, в среднем в рамках ГАР путь от дома на работу занимает время, немного уступающее 60 минутам.

Предыдущие статьи цикла:

Культурное и транспортное разнообразие большого Тбилиси

Агломерация, где течёт портвейн

«Европейская метрополия Лилля»: комфорт для всех

Рейнско-Неккарский регион: агломерация без мегаполисов

Ведущая агломерация Сицилии

Большой Лодзь: новая жизнь «польского Манчестера»

Большой Бирмингем: от колыбели индустрии к агломерации услуг

Большая Валенсия — содружество муниципалитетов

Центральная Германия: агломерационный регион работает на «неотставание»

Большой Загреб: и для города, и для округа

Большая лионская премьера

Балтийская агломерация как кооперация самоуправлений

Бремен – Ольденбург – космическая агломерация «вольного города»

Энергия развития древней Софии

«Большой Осло» – «статистический регион» с реальными козырями

Большой Ливерпуль в руках креативных лейбористов

Большой Мюнхен – не только футбольная столица Германии

Минская агломерация – курс на города-спутники

Самая большая агломерация Средиземноморья

Три тысячи квадратных километров «Большого Марселя»

Самая близкая к Петербургу агломерация

Агломерация для «цюрихских гномов»…. и не только

«Большой Будапешт» – лучшее европейское направление

Рим-столица – итальянская агломерация номер один

Дублин – тех-столица Европы

Вильнюс: новая жизнь старого города

Самая многочисленная и мощная агломерация «страны номер один» ЕС

Белград – креативная агломерация

Лиссабонский субрегион – локомотив Португалии

Роттердам + Гаага = портово-судебная агломерация

«Большой Гётерборг»: от центра до периферии

«Большая Вена»: когда комфорт соединяются с солидарностью

Варшава – агломерация номер один восточной зоны Евросоюза

Турин – агломерация Фиата и футбола

Главная экономическая агломерация Европы

Копенгагенская агломерация: дорогая и красная

Становление «Большого Бухареста»

Как Прага связана со Среднечешским краем

Мадридское сообщество: комфорт и благополучие

Берлин-Бранденбург – креативный регион

Брюссель: «регион-столица» Европы

«Большой Стокгольм»: экология, транспорт, цены

Большой Париж: агломерация как средство социальной кооперации

Поделиться ссылкой: