Ганновер: из королевской столицы в центр агломерации

Hannover_4

Продолжаем серию статей «Агломерации Европы». На этот раз доктор исторических наук, профессор факультета международных отношений СПбГУ Руслан КОСТЮК рассказывает об ещё одной немецкой агломерации — «Большом Ганновере».

В современной Германии мы сталкиваемся с различными «структурными» типами агломераций. Иногда они вбирают в себя территорию конкретной земли, иногда базируются на крупном городе. Но нередко немецкие агломерации строятся на базе сразу нескольких городов, находящихся недалеко друг от друга и вбирающих в себя располагающиеся между ними аграрных зон.

Город Ганновер имеет свою богатую и самобытную историю. В XVIII-XIX веках благодаря личной унии ганноверского государства и Соединённого королевства Ганновер входил в сферу влияния Англии

Именно к такому типу агломераций относится расположенный в северной части ФРГ, на территории земли Нижняя Саксония, агломерационный регион Ганновер-Брауншвейг-Геттинген-Вольфсбург, который в обиходе можно также называть «Большим Ганновером». Этот агломерационный регион раскинулся на более чем 200 квадратных километров. Плотность населения здесь весьма высокая: в данной зоне проживают около четырёх миллионов жителей.

Безусловно, между всеми городами, вошедшими в юридическое название агломерационного региона, существует длительная историческая связь. Но эксперты считают, что мощный стимул к юридическому оформлению агломерационного пространства дала всемирная выставка Экспо-2000, центром которой был Ганновер, однако различные мероприятия в её рамках проходили и в соседних немецких городах. В целом, городское хозяйство Ганновера и его «собратьев» по агломерации достаточно похоже. Все основные точки агломерации связывают друг с другом сети высокоскоростных автомобильных и железных дорог (также имеется высокоскоростной трамвай Ганновер — Вольфсбург), что уже давно решило «транспортный вопрос» на уровне данной агломерационной зоны.

Если для экономики «Большого Ганновера», естественно, характерно преобладание сферы услуг, то важным финансово-экономическим козырем и преимуществом рассматриваемой агломерации можно считать то обстоятельство, что центральная штаб-квартира всемирно известного «Фольксвагена» находится в Вольфсбурге.

Агломерационный регион считается одним из лидеров в Федеративной Германии в том, что касается развития высоких технологий. Это не удивительно, ведь в этой зоне сконцентрированы около 60 исследовательских центров, в том числе имеющих отношение к знаменитому Обществу Макса Планка. Регион, сконцентрированный около Ганновера, представляет собой также и центр космических исследований (Брауншвейг, Геттинген); также на высоком уровне в этой зоне обстоит развитие биотехнологий.

В политическом отношении предпочтения жителей «Большого Ганновера» скорее схожи, в этой зоне ФРГ наиболее сильны левоцентристские силы. Например, в самом крупном городе агломерационного региона, Ганновере, исполнительная власть находится в руках социал-демократов и «зелёных». Вообще, представители Социал-демократической партии Германии возглавляют большую часть городов, принимающих участие в агломерации.

Определённая политическая однородность для городов рассматриваемого агломерационного региона как раз кстати, потому что этот аспект объективно помогает лучше найти общий язык бургомистрам и представителям муниципальных органов, сообща работающих в правлении агломерации.

Вообще говоря, город Ганновер имеет свою богатую и самобытную историю. В XVIII-XIX веках благодаря личной унии ганноверского государства и Соединённого королевства Ганновер входил в сферу влияния Англии. И ныне эксперты считают, что по уровню владения местными жителями английским языком, Ганновер может считаться «самым английским» центром в Германии.

Впрочем, конечно, отличаясь этой интересной особенностью уже давно переставший быть королевской столицей Ганновер имеет и другие черты, придающие ему, как центру новейшей агломерации, своеобразный шарм. Речь идёт о третьем по числу жителей северогерманском городе, где посетители могут найти очень интересные музеи (например, исторический) и «Общество Кестнера» — самую крупную арт-галерею во всём германском государстве.

Ганновер, безусловно, богаче других городов-собратьев по агломерационной зоне в том, что касается музеев, арт-объектов и архитектурных достопримечательностей. Именно в Ганновере регулярно проводятся различные музыкальные и художественные фестивали, куда собираются участники не только из Германии, но и из разных стран Европы. Отметим также, что в целом Ганновер рассматривается как современный культурный центр: здесь немало музыкальных групп, представляющих различные стили и направления и театров разных жанров. Кроме того, в Ганновере исторически оформилась своя, местная кухня.

С точки зрения тех, кто изучает современные агломерационные конструкции в Европе, регион Ганновер-Брауншвейг-Геттинген-Вольфсбург — если мы берём в расчёт общую территорию и численность населения — представляет собой, скажем так, «среднюю немецкую агломерацию». Но, на мой взгляд, крайне важно подчеркнуть, что все основные составные части «Большого Ганновера» вносят посильный вклад в развитие всей зоны. То есть нет ситуации, когда другие центры пребывают в тени от «золотого блеска» центра агломерации. Так, например, университетская мощь этого региона состоит не только из Ганноверского университета Лейбница, но во многом базируется и на созданном ещё в XVIII веке знаменитом Геттингенском университете, как и на Брауншвейгском университете технологии. Научно-исследовательские центры, делающие реноме агломерации, также расположены практически во всех городах агломерационного региона.

Соответственно и различные новаторские программы, существующие на уровне агломерации (поддержка новых стартапов, поощрение подросткового туризма, привлечение молодых граждан к достижениям культуры, содействие высокотехнологической иммиграции и т. д.) обращены на все части «Большого Ганновера».

Предыдущие статьи цикла:

Бордо: винная агломерация номер один

Познанский повет «Великой Польши»

Любимый город Чехова нашёл свою нишу в XXI веке

Регион Глазго — шотландская агломерация номер один

Агломерация по гамбургскому счёту

Культурное и транспортное разнообразие большого Тбилиси

Агломерация, где течёт портвейн

«Европейская метрополия Лилля»: комфорт для всех

Рейнско-Неккарский регион: агломерация без мегаполисов

Ведущая агломерация Сицилии

Большой Лодзь: новая жизнь «польского Манчестера»

Большой Бирмингем: от колыбели индустрии к агломерации услуг

Большая Валенсия — содружество муниципалитетов

Центральная Германия: агломерационный регион работает на «неотставание»

Большой Загреб: и для города, и для округа

Большая лионская премьера

Балтийская агломерация как кооперация самоуправлений

Бремен – Ольденбург – космическая агломерация «вольного города»

Энергия развития древней Софии

«Большой Осло» – «статистический регион» с реальными козырями

Большой Ливерпуль в руках креативных лейбористов

Большой Мюнхен – не только футбольная столица Германии

Минская агломерация – курс на города-спутники

Самая большая агломерация Средиземноморья

Три тысячи квадратных километров «Большого Марселя»

Самая близкая к Петербургу агломерация

Агломерация для «цюрихских гномов»…. и не только

«Большой Будапешт» – лучшее европейское направление

Рим-столица – итальянская агломерация номер один

Дублин – тех-столица Европы

Вильнюс: новая жизнь старого города

Самая многочисленная и мощная агломерация «страны номер один» ЕС

Белград – креативная агломерация

Лиссабонский субрегион – локомотив Португалии

Роттердам + Гаага = портово-судебная агломерация

«Большой Гётерборг»: от центра до периферии

«Большая Вена»: когда комфорт соединяются с солидарностью

Варшава – агломерация номер один восточной зоны Евросоюза

Турин – агломерация Фиата и футбола

Главная экономическая агломерация Европы

Копенгагенская агломерация: дорогая и красная

Становление «Большого Бухареста»

Как Прага связана со Среднечешским краем

Мадридское сообщество: комфорт и благополучие

Берлин-Бранденбург – креативный регион

Брюссель: «регион-столица» Европы

«Большой Стокгольм»: экология, транспорт, цены

Большой Париж: агломерация как средство социальной кооперации

Поделиться ссылкой: