Продолжаем серию статей «Агломерации Европы». На этот раз доктор исторических наук, профессор факультета международных отношений СПбГУ Руслан КОСТЮК рассказывает о северной французской агломерации — Большом Лилле.
Исторически неофициальная «столица» Северной Франции, региональный центр Верхней Франции и главный город департамента Нор (Север) Лилль ближайшими муниципалитетами образует агломерацию, которая, учитывая плотность населения в этой части Франции весьма высока, а Лилль — один из промышленных центров Франции, сложилась естественным образом.
Однако лишь в 2015 году законодательно на базе городского сообщества Лилля произошло учреждение «Европейской метрополии Лилля» (ЕМЛ) как особой административной единицы, объединившей более 90 коммун во главе с городом Лиллем, включая Рубе, Арментьер, Тюркуан… При этом все иные муниципальные образования не потеряли свою собственную юридическую самостоятельность. Однако власти пошли на данный институциональный шаг, объединение 90 коммун в одну агломерацию, именно во имя удобства и большего комфорта для жителей «Большого Лилля».
Название ЕМЛ вовсе не случайно. Город находится вблизи границы с Бельгией, где «европейское измерение» политики, как известно, чувствуется особенно явно. В целом же на сегодня ЕМЛ может считаться четвёртой по значимости агломерационной зоной Французской республики после Парижа, Марселя и Лиона. Если в границах лилльского муниципалитета проживают всего 240 тысяч жителей, то в «Большом Лилле», площадь которого составляет около 640 квадратных километров, живут более 1,1 миллиона человек.
Те, кто знает французскую политическую историю, в курсе, что Лилль и департамент Нор представляют собой исторически «социалистическую» землю. В частности, долгие годы во главе Лилля стоял бывший президент Социалистического Интернационала Пьер Моруа, сегодня же мэром Лилля является его дочь, видный деятель французской Социалистической партии Мартин Обри. В большинстве прилегающих к Лиллю муниципалитетов также «заправляют» социалисты и представители других левых сил. В то же время наблюдатели подчёркивают, что «Большой Лилль» относится к числу наиболее богатых агломераций современной Франции.
При этом его благосостояние стало ещё более заметным как раз за последние шесть лет. И тут фактор ЕМЛ играет, что называется, не последнюю роль. Несмотря на различную юридическую подчинённость составляющих «Большой Лилль» коммун и муниципалитетов, следует учитывать, что в общей ответственности «европейской метрополии» находится не так уж мало вопросов, касающехся повседневной жизни агломерации.
Например, транспортная составляющая: существует единая общественная транспортная система, включающая автобусы, трамваи и метрополитен. Не все знают, кстати, что именно в Лилле впервые в мире (!) появилось первое автоматизированное метро. Сегодня оно насчитывает около 60 станций и имеет общую протяжённость в 45 километров. Несмотря на то, что на севере Франции очень хорошо развита сеть пригородных электропоездов, Лилль с «периферийными» муниципалитетами агломерации связывают также маршруты автобусов и трамваев. Около 10 автобусных маршрутов связывают метрополию с разными районами соседней Бельгии, что повышает уровень и качество межрегионального приграничного партнёрства.
Можно сказать, в транспортном отношении лилльская агломерация обеспечила на деле принцип «комфорт для всех». Но это касается, впрочем, не только транспорта. Надо заметить, что муниципальные образования, объединённые в «Большой Лилль», договорились о совместной работе по самым разным актуальным направлениям. Например, во всём, что касается территориального и социального развития: вопросы экономики, занятости, продовольственный и сельскохозяйственный сектор, цифровая экономика — это пункты общей компетенции. Среди них особо стоит молодёжная политика. Что не случайно. Некоторые называют Лилль «молодёжной столицей» Франции. Так или иначе, статистика говорит о том, что около 30% населения города и его предместий — это молодые люди.
Один мой хороший знакомый рассказал, что именно для молодёжи в ЕМЛ появились т. н. бюро времени: муниципальные власти через специально подготовленных инструкторов таким образом занимаются тем, чтобы предложить прежде всего молодым людям временную работу, личный и семейный досуг, организовать культурную программу, спроектировать краткосрочные коллективные поездки на природу или в другие департаменты. В общем, хорошо знакомый Северной Франции ещё по ХХ веке «муниципальный социализм» в лилльском районе продолжает работать…
Ещё одно важное общее направление жизнедеятельности «европейской метрополии» заключается в обустройстве территории. В частности, тут речь идёт о социальных формах строительства (для молодых людей, студентов, семей и пенсионеров), совместных проектах проектирования (для агломерации действует Местный урбанистический план), осуществлении единой политики в отношениях с департаментом, регионом.
Общая политика в области устойчивого развития предполагает оказание содействия альтернативным видам транспорта (включая велосипеды и ролики), единую систему сбора отходов, распределение энергетики, увеличение природных насаждений, борьбы с шумом в агломерации, заботу о качестве воды.
Наконец, особое внимание отводится общим действиям по продвижению имиджа ЕМЛ; это программа называется «Хелло, Лилль!» С учётом того, что впервые за многие годы только что футбольный клуб «Лилль» выиграл чемпионат Франции, прервав многолетнюю монополию такого супербогатого Гранда, как столичного ПСЖ, этот факт говорит о том, что имидж Лилля, что называется, на слуху и во Франции, и даже вне её. Ну а местная власть делает всё возможное, чтобы этот образ культивировать, не забывая одновременно об обеспечении комфортных условий жизни для тех, кто проживает в лилльской агломерации.
Предыдущие статьи цикла:
Большой Лодзь: новая жизнь «польского Манчестера»
Большой Бирмингем: от колыбели индустрии к агломерации услуг
Большая Валенсия — содружество муниципалитетов
Центральная Германия: агломерационный регион работает на «неотставание»
Большой Загреб: и для города, и для округа
Балтийская агломерация как кооперация самоуправлений
Бремен – Ольденбург – космическая агломерация «вольного города»
Энергия развития древней Софии
«Большой Осло» – «статистический регион» с реальными козырями
Большой Ливерпуль в руках креативных лейбористов
Большой Мюнхен – не только футбольная столица Германии
Минская агломерация – курс на города-спутники
Самая большая агломерация Средиземноморья
Три тысячи квадратных километров «Большого Марселя»
Самая близкая к Петербургу агломерация
Агломерация для «цюрихских гномов»…. и не только
«Большой Будапешт» – лучшее европейское направление
Рим-столица – итальянская агломерация номер один
Вильнюс: новая жизнь старого города
Самая многочисленная и мощная агломерация «страны номер один» ЕС
Белград – креативная агломерация
Лиссабонский субрегион – локомотив Португалии
Роттердам + Гаага = портово-судебная агломерация
«Большой Гётерборг»: от центра до периферии
«Большая Вена»: когда комфорт соединяются с солидарностью
Варшава – агломерация номер один восточной зоны Евросоюза
Турин – агломерация Фиата и футбола
Главная экономическая агломерация Европы
Копенгагенская агломерация: дорогая и красная
Становление «Большого Бухареста»
Как Прага связана со Среднечешским краем
Мадридское сообщество: комфорт и благополучие
Берлин-Бранденбург – креативный регион
Брюссель: «регион-столица» Европы
«Большой Стокгольм»: экология, транспорт, цены
Большой Париж: агломерация как средство социальной кооперации