Милан: агломерация денег и моды

Milano

Продолжаем серию статей «Агломерации Европы». На этот раз доктор исторических наук, профессор факультета международных отношений СПбГУ Руслан КОСТЮК рассказывает о самой мощной агломерации Апеннин — Большом Милане.

Первой по мощи агломерацией современной Италии выступает миланская, имеющая также название «Большого Милана». Естественно, становым хребтом агломерационной зоны выступает сам город Милан. Но зона охватывает достаточно большое пространство региона Ломбардии (например, расположенные в центре этого региона Бергамо, Комо, Павию и прилегающие к ним аграрные районы), расположенное примерно на 13 тысячах квадратных километрах. Всего в зоне «Большого Милана» проживают свыше 8,2 миллиона жителей, что больше, чем во всех остальных агломерационных городах Итальянской Республики, включая даже столичный район.

В зоне «Большого Милана» проживают свыше 8,2 миллиона жителей, что больше, чем во всех остальных агломерационных городах Итальянской Республики

Североитальянский регион Ломбардия относится к одному из самых благополучных в итальянском государстве. И сам Милан считается одним из наиболее процветающих крупных городов «Старого Света». Во всяком случае, общий «агломерационный» валовый продукт «Большого Милана» оценивают в более чем 375 миллиардов американских долларов, а сам Милан снискал себе славу самого богатого и дорогого города Италии. Более того, в Западной Европе по богатству Милан уступает лишь столичным Парижу и Мадриду.

Без Милана и его сопредельных территорий сегодня практически невозможно представить итальянскую национальную экономику. Сама Ломбардия даёт экономике Италии более 20% доходов, тогда как примерно половина экономики Ломбардии, делается, что называется, в районе «Большого Милана». В общем, около десятой части создаваемых сегодня в Италии богатств приходится именно на Милан и его окрестности.

То есть Милан не только дорогой город, что, конечно сразу становится заметным туристам из более бедных стран, но и агломерация, весьма конкурентная и умеющая зарабатывать. Когда-то, в XIX столетии, Милан считался важным промышленным центром. В общем, и сегодня в системе «Большого Милана» сконцентрированы различные компании, имеющие отношение к химической индустрии, строительному сектору, машинному производству, технологиям, агропромышленной сфере и т. д. В Милане расположены центральные или ведущие офисы таких корпораций, как «Edison”, “Prysmian Group”, “Riva Group”.

Но всё же современный Милан, как город, так и агломерация, зарабатывают прежде всего за счёт сектора услуг. Пожалуй, по этому показателю Милану нет равных в Италии. В «Большом Милане» действуют около 200 итальянских и международных банков, финансовых компаний и страховых обществ. Недаром Милан в международной экономической прессе называют крупным финансовым хабом.

Ещё с середины прошлого века североитальянский Милан имеет репутацию международного центра моды. Действительно, могу засвидетельствовать, когда попадаешь в крупные торговые центры и бутики на «торговых» улицах Милана, чувствуешь, как будто оказался в шикарных музеях дизайна и одежды. Исследователи подсчитали, что в «Большом Милане» в общей сумме до 12 тысяч экономических субъектов «работают на моду». Конечно же, среди них присутствуют такие всемирно известные бренды, как „Armani”, “Dolce&Gabana” и “Luxottica”. Хорошо известно, что одежда ведущих миланских торговых домов высоко ценится во всём мире.

Вместе с тем, Милан и его окрестности известны своими историко-культурными достопримечательностями. До обрушившейся на планету в 2020 году пандемии Милан ежегодно посещали около десяти миллионов туристов из других стран, в частности, Китая, США, Франции и Германии. Милан имеет давние музыкальные традиции, в его знаменитой на всю планету «Ла Скалле» выступали практически все именитые оперные певцы. Также в этом городе имеется немало драматических театров, как и престижных концертных залов.

Милан — место проведения глобальных международных выставок и мероприятий, которые в последние годы «децентрализованно» распространяются и на другие ломбардийские муниципалитеты, участвующие в общей агломерации. Так, в частности, 2015 году в Милане открылась Всемирная выставка («Экспо»). В 2026 году, к слову, Милан, вместе с альпийским курортом Кортина д’Ампеццо, должны выступить в качестве городов-хозяев Зимних Олимпийских игр. Вообще говоря, в «Большом Милане» умеют ценить и любить спорт, не только его зимние виды. Любителям спорта прекрасно известны знаменитые на всю Европу футбольные клубы «Милан» и «Интер», болельщицкие симпатии между ними разделяют жителей «Большого Милана»… В последние годы на лидирующие позиции в европейском баскетболе претендует также клуб из Милана — «Олимпия».

Милан может немало предложить и знатокам музеев, ценителям искусства. Архитектура в центральной части города достаточно изыскана. В пинокотеке Брера и в замке Сфорца можно познакомиться с шедеврами европейских мастеров Средневековья и Нового времени, включая большую часть работ Леонардо да Винчи.

Безусловно, Милан привлекателен и для любителей гастрономического туризма. Недавно 15 ресторанов, баров и кафе Милана были внесены в список Исторических мест Италии. Всего же более 150 ресторанов и кафе в зоне «Большого Милана» обладают мишленовскими звёздами.

Наконец, отметим такой важный для развития «Большого Милана» фактор, как транспортный. В Итальянской Республике общественный транспорт находится в государственной собственности и конкретно в агломерационной зоне «Большого Милана» на его развитие выделяются крупные средства. В Милане развито трамвайное движение, различные части «Большого Милана» соединяют четыре линии метрополитена и дюжина внутриагломерационных железнодорожных маршрутов. Из Милана в другие пункты агломерации, можно доехать и на автобусах. В общем, какой аспект агломерационной жизни не возьми, «Большой Милан» находится объективно впереди других современных итальянских агломераций.

Предыдущие статьи цикла:

Манчестер — модная агломерация XXI века

Большой Дрезден: культура, фармацевтика, “силиконовая Саксония”

«Большой Стамбул» — столица Евразии

Северная столица… Испании?

Бордо: винная агломерация номер один

Ганновер: из королевской столицы в центр агломерации

Познанский повет «Великой Польши»

Любимый город Чехова нашёл свою нишу в XXI веке

Регион Глазго — шотландская агломерация номер один

Агломерация по гамбургскому счёту

Культурное и транспортное разнообразие большого Тбилиси

Агломерация, где течёт портвейн

«Европейская метрополия Лилля»: комфорт для всех

Рейнско-Неккарский регион: агломерация без мегаполисов

Ведущая агломерация Сицилии

Большой Лодзь: новая жизнь «польского Манчестера»

Большой Бирмингем: от колыбели индустрии к агломерации услуг

Большая Валенсия — содружество муниципалитетов

Центральная Германия: агломерационный регион работает на «неотставание»

Большой Загреб: и для города, и для округа

Большая лионская премьера

Балтийская агломерация как кооперация самоуправлений

Бремен – Ольденбург – космическая агломерация «вольного города»

Энергия развития древней Софии

«Большой Осло» – «статистический регион» с реальными козырями

Большой Ливерпуль в руках креативных лейбористов

Большой Мюнхен – не только футбольная столица Германии

Минская агломерация – курс на города-спутники

Самая большая агломерация Средиземноморья

Три тысячи квадратных километров «Большого Марселя»

Самая близкая к Петербургу агломерация

Агломерация для «цюрихских гномов»…. и не только

«Большой Будапешт» – лучшее европейское направление

Рим-столица – итальянская агломерация номер один

Дублин – тех-столица Европы

Вильнюс: новая жизнь старого города

Самая многочисленная и мощная агломерация «страны номер один» ЕС

Белград – креативная агломерация

Лиссабонский субрегион – локомотив Португалии

Роттердам + Гаага = портово-судебная агломерация

«Большой Гётерборг»: от центра до периферии

«Большая Вена»: когда комфорт соединяются с солидарностью

Варшава – агломерация номер один восточной зоны Евросоюза

Турин – агломерация Фиата и футбола

Главная экономическая агломерация Европы

Копенгагенская агломерация: дорогая и красная

Становление «Большого Бухареста»

Как Прага связана со Среднечешским краем

Мадридское сообщество: комфорт и благополучие

Берлин-Бранденбург – креативный регион

Брюссель: «регион-столица» Европы

«Большой Стокгольм»: экология, транспорт, цены

Большой Париж: агломерация как средство социальной кооперации

Поделиться ссылкой: