Продолжаем серию статей «Агломерации Европы». На этот раз доктор исторических наук, профессор факультета международных отношений СПбГУ Руслан КОСТЮК рассказывает о главной «винной агломерации» мира — «Большом Бордо».
Когда произносят название западнофранцузского города Бордо, пожалуй, первая ассоциация, которая приходит на ум обычному человеку, связана с «винным измерением». Это, действительно, не случайно. Во всём мире Бордо известно, как «столица вина», а, соответственно, раскинутая вокруг него агломерационная зона вполне может считаться «винной агломерацией номер один».
Под виноделие используется в зоне «Большого Бордо» 115 тысяч гектаров земли, которые обрабатывают около десятка винодельческих хозяйств. Различные сорта бордо прекрасно известны по всей плане и уже не первый век пользуются заслуженным авторитетом.
Но, конечно же, Бордо стало «винной столицей» задолго до того, как де-юре оформилась одноимённая агломерация (а это произошло в 2015 году на основе городского сообщества Бордо). Собственно, входящее в число десяти крупнейших городов Франции Бордо само по себе немногочисленный город. В этом центре департамента Жиронда и региона Новая Аквитания сейчас проживают чуть менее 260 тысяч человек. А вот благодаря ещё примерно тридцати соседним коммунам, раскинутым на площади 5,6 тысячи квадратных километров, агломерация Бордо становится одной из наиболее «представительных» в государстве; там живут в совокупности примерно 1 миллион 250 тысяч человек.
Агломерацией управляет Агломерационный совет из 101 члена, а во главе исполнительной власти агломерации, по традиции, находится мэр города Бордо. Жиронда (прямо в соответствии со своими историческими традициями) большую часть своей истории считалась цитаделью буржуазных политиков и политических сил. Само Бордо практически беспрерывно после завершения Второй мировой войны находилось под управлением голлистов.
Однако муниципальная «зелёная волна» привела в 2020 году к переходу этого города под управление левых во главе с «зелёными», а их представитель Пьер Юрмик был избран мэром города. В руководство города вошли и представители других французских левых партий — социалисты, коммунисты…
В итоге на уровне агломерации возникла несколько нелогичная ситуация. Большая часть прилегающих к центру Жиронды муниципалитетов продолжает контролироваться правоцентристскими силами, тогда как сам центр департамента и агломерации превратился в «зелёный» город. Как следствие, появились проблемы с функционированием агломерации и финансированием отдельных «секторальных» проектов. Мэрия, например, отказывается поддерживать авиакосмические исследования, предлагая делать мощные вложения в развитие велосипедных трасс, «экологическую модернизацию» агломерационной инфраструктуры, что, в свою очередь, не находит понимания у правых сил.
Однако данные объективные внутрипартийные проблемы вряд ли способны остановить поступательное развитие самой агломерации. А всё-таки надо понимать, что «Большое Бордо» — это гораздо больше, чем — пусть и справедливый — имидж «винной столицы». Бордо (соответственно, и его окрестности) — это один из ключевых гастрономических центров Франции, а также бизнес-туризма и организации международных конгрессов.
Уже сравнительно давно Бордо характеризуется как стержневой хаб аэрокосмической промышленности; и вот здесь-то роль агломерации как раз и высвечивается достаточно чётко. Это же относится в равной степени к оборонно-промышленному комплексу. Такие известные французские компании, как «Дассо», «Ариан групп», «Сафран» и «Талес» широко представлены не только в Бордо-муниципалитете, но и в Бордо-агломерации.
Бордо — это также и один из университетских центров Франции. В «Большом Бордо» обучаются в совокупности около ста тысяч студентов. Университет Бордо, в свою очередь, делится на четыре по существу независимых центров высшего образования. Фактор, который, к слову, сказался, на изменении политических предпочтений в центре Жиронды: во Франции студенческая молодёжь остаётся в целом более расположена к идеям левых партий и «зелёных».
Отметим также, что Бордо и его окрестности известны самыми разнообразными культурно-историческими памятниками. В пределах агломерации Бордо таковых объектов насчитывается около 350, что объективно делает Бордо одним из привлекательных мест для внутреннего и внешнего туризма. И это не простая формула. «Жемчужина Аквитании», как называют ещё этот город, в недалёком 2015 году была объявлена, к примеру, «европейским направлением года». Бордо славится, в частности, тем, что в списке Всемирного достояния ЮНЕСКО находится значительная часть исторического центра города (в совокупности занимающая площадь более 1800 гектаров). Что ж, в Средние века центр Аквитании считался одним из самых хорошо защищённых городов мира. Недаром на протяжении большей части средневековой истории Бордо процветал. А с XVIII века его развитие ещё того заметнее интенсифицировалось в силу географического расположения: расположенный в юго-западной части Франции город, выходящий через реку Гарона к Атлантике стал главным центром колониальной торговли для французского государства. Как писал в XIX столетии Виктор Гюго, «возьмите Версаль, добавьте Антверпен, и вы имеете Бордо»!»
Конечно, это было в прошлом. Но и сегодня агломерация Бордо — одна из самых успешных с точки зрения уровня качества жизни её обитателей. А также логистических возможностей, включая и транспортное измерение. Современные автотрассы, железные дороги, включая разные варианты пригородных электропоездов, автобусный парк, четыре трамвайные линии, речное сообщение — всё это соединяет сам город и «периферию» агломерации. Несколько лет назад были запущены электроавтобусы, постоянно расширяются и становятся всё более комфортными велосипедные трассы. В конечном итоге, для среднего жителя агломерации добраться из своего дома до места работы составляет менее часа, что также свидетельствует о том, что агломерация Бордо достаточно удобна для жизни.
Предыдущие статьи цикла:
Ганновер: из королевской столицы в центр агломерации
Познанский повет «Великой Польши»
Любимый город Чехова нашёл свою нишу в XXI веке
Регион Глазго — шотландская агломерация номер один
Агломерация по гамбургскому счёту
Культурное и транспортное разнообразие большого Тбилиси
Агломерация, где течёт портвейн
«Европейская метрополия Лилля»: комфорт для всех
Рейнско-Неккарский регион: агломерация без мегаполисов
Большой Лодзь: новая жизнь «польского Манчестера»
Большой Бирмингем: от колыбели индустрии к агломерации услуг
Большая Валенсия — содружество муниципалитетов
Центральная Германия: агломерационный регион работает на «неотставание»
Большой Загреб: и для города, и для округа
Балтийская агломерация как кооперация самоуправлений
Бремен – Ольденбург – космическая агломерация «вольного города»
Энергия развития древней Софии
«Большой Осло» – «статистический регион» с реальными козырями
Большой Ливерпуль в руках креативных лейбористов
Большой Мюнхен – не только футбольная столица Германии
Минская агломерация – курс на города-спутники
Самая большая агломерация Средиземноморья
Три тысячи квадратных километров «Большого Марселя»
Самая близкая к Петербургу агломерация
Агломерация для «цюрихских гномов»…. и не только
«Большой Будапешт» – лучшее европейское направление
Рим-столица – итальянская агломерация номер один
Вильнюс: новая жизнь старого города
Самая многочисленная и мощная агломерация «страны номер один» ЕС
Белград – креативная агломерация
Лиссабонский субрегион – локомотив Португалии
Роттердам + Гаага = портово-судебная агломерация
«Большой Гётерборг»: от центра до периферии
«Большая Вена»: когда комфорт соединяются с солидарностью
Варшава – агломерация номер один восточной зоны Евросоюза
Турин – агломерация Фиата и футбола
Главная экономическая агломерация Европы
Копенгагенская агломерация: дорогая и красная
Становление «Большого Бухареста»
Как Прага связана со Среднечешским краем
Мадридское сообщество: комфорт и благополучие
Берлин-Бранденбург – креативный регион
Брюссель: «регион-столица» Европы
«Большой Стокгольм»: экология, транспорт, цены
Большой Париж: агломерация как средство социальной кооперации