Продолжаем серию статей «Агломерации Европы». На этот раз доктор исторических наук, профессор факультета международных отношений СПбГУ Руслан КОСТЮК рассказывает о главной шотландской агломерации — «Большом Глазго».
Глазго играет в шотландской и вообще британской истории существенную роль. На сегодня этот насчитывающий более 600 тысяч человек город объединяет агломерационный регион Глазго, в котором в совокупности проживают около 1,8 миллиона человек. Глазго представляет четвёртый по численности город Соединённого Королевства и, кроме того, это самый многочисленный центр северной части Британии — региона Шотландии.
Впрочем, в прошлом Глазго обладал, что называется, ещё более весомым «городовым статусом». Благодаря промышленной революции в XVIII столетии Глазго становится одним из ведущих индустриальных центров английской монархии. Развитие кораблестроения, химической отрасли, текстильной индустрии помогли Глазго в викторианскую эпоху сделаться по сути, вторым по значимости городом «империи номер один», уступая разве что великому Лондону.
Число жителей города регулярно росло. Уже до Второй Мировой войны Глазго становится городом-миллионником. Однако в послевоенную эпоху, в особенности под воздействием урбанистических проектов 1960-х, давших импульс развитию пригородных городов (Кемберленда, Ливингстона), население ведущего города северной части королевства пошло явно вспять. Зато эти и другие разрастающиеся пригороды в итоге превратились в важную составную часть агломерации Глазго.
Большой Глазго — это сеть окружающих самый многочисленный город Шотландии муниципалитетов — как городского, так и сельского типа. Естественно, именно Глазго представляет собой «центральный» столп данной агломерации. По сути дела, речь в данном случае идёт об агломерации номер один Шотландии, расположенной на приличной площади в 3300 квадратных километров, в рамках которой проживает около трети населения региона.
С 2015 года существует Кабинет Глазго и долины Клайд (на реке с одноимённым названием и раскинулся сам Глазго), в который входят главы Глазго и ещё семи прилегающих к городу округов. Этот кабинет отвечает за общее стратегическое планирование Городского региона Глазго.
Отметим, что в политическом плане тут можно говорить о более или менее однородном составе региональной администрации, в том плане, что сегодня и на местном, и на шотландском уровнях преобладает левоцентризм в лице Шотландской национальной партии (ШНП) и лейбористов. Другое дело, что на протяжении многих десятилетий Глазго считался историческим бастионом лейборизма, а с 2017 года муниципалитет крупнейшего города Шотландии управляется администрацией ШНП, открыто выступающей за независимость этого региона от Соединённого Королевства.
В общем, преобладание левых, социалистических настроений в зоне агломерации Глазго имеет своё историческое объяснение. В Глазго и его окрестностях рабочий люд составлял социальное большинство. Глазго был и остаётся ведущим экономическим и промышленным центром Шотландии. Сегодня агломерация Глазго даёт 400 тысяч рабочих мест, имеющих отношение примерно к 12 тысячам компаний и предприятий. Среди имеющих в Глазго штаб-квартиры фирм фигурируют “Aggreko”, “Weir Group” и “Clyde Blowers”. Согласно статистическим данным, не менее 55% жителей окрестностей имеют рабочие места непосредственно в самом Глазго. При этом среднегодовой экономический рост для Глазго составляет 4%, что свидетельствует о вполне ровном и успешном экономическом развитии города и агломерации.
И до сих пор индустриальное измерение характерно для жизнедеятельности агломерации Глазго. В районе этого города-порта по-прежнему строят корабли, не свёрнуто тут и текстильное производство. Однако, подобно другим ведущим «промышленным» центрам, таким, как Бирмингем, Манчестер или Ливерпуль, Глазго в конце ХХ — начале XXI веков. заметно продвинулся и в плане развития «третичного» сектора своего хозяйства.
Бизнес, коммуникации, бионаука, креативная индустрия, здравоохранение, высшее образование (в одном только Университете Глазго обучаются более 30 тысяч студентов) — всё это весьма развито, и на очень высоком уровне, в самом крупном городе Шотландии. Собственно, в самой Шотландии Глазго на ниве внешнего туризма уступает только Эдинбургу, по в рамках Соединённого Королевства Глазго считается пятым по посещаемости городом. Поэтому и туристическая индустрия в зоне Городского региона Глазго развивается на высоком профессиональном уровне.
Если традиционный индустриальный образ Глазго ещё не полностью преодолён, то, вместе, с тем, справедливо будет сказать, что этот город, да и агломерация в целом, энергично продвигают другой бренд, который характеризует Глазго как один из культурных центров королевства. Не даром, думается, в 1996 году Глазго получил статус «европейской культурной столицы». Библиотека Митчелла, Шотландская опера, Шотландский балет, Национальный театр Шотландии, Королевский шотландский национальный оркестр — это далеко не полный список того, чем в культурном отношении может гордиться город. Замечу также, что местные и региональные власти сообща организуют на регулярной основе проведение разнообразных фестивалей, среди которых наиболее известны Международный фестиваль визуального искусства, Международный джаз-фестиваль. В агломерации, к слову, немало крупных и современных концертных залов.
Достаточно большая территория, которую занимает «Большой Глазго», предполагает наличие высоко современной транспортной инфраструктуры. Глазго и близкие ему территориальные округа соединяет сеть железных дорог и разнообразных автобусных маршрутов. Глазго может похвастаться единственным в регионе Шотландии метрополитеном. Само расположение этого города даёт также возможность развиваться и водному транспорту.
Современный Глазго — это динамичная и креативная агломерация, которая, не отказываясь полностью от своего индустриального прошлого, тем не менее, вполне вписалась в реалии третьего тысячелетия.
Предыдущие статьи цикла:
Агломерация по гамбургскому счёту
Культурное и транспортное разнообразие большого Тбилиси
Агломерация, где течёт портвейн
«Европейская метрополия Лилля»: комфорт для всех
Рейнско-Неккарский регион: агломерация без мегаполисов
Большой Лодзь: новая жизнь «польского Манчестера»
Большой Бирмингем: от колыбели индустрии к агломерации услуг
Большая Валенсия — содружество муниципалитетов
Центральная Германия: агломерационный регион работает на «неотставание»
Большой Загреб: и для города, и для округа
Балтийская агломерация как кооперация самоуправлений
Бремен – Ольденбург – космическая агломерация «вольного города»
Энергия развития древней Софии
«Большой Осло» – «статистический регион» с реальными козырями
Большой Ливерпуль в руках креативных лейбористов
Большой Мюнхен – не только футбольная столица Германии
Минская агломерация – курс на города-спутники
Самая большая агломерация Средиземноморья
Три тысячи квадратных километров «Большого Марселя»
Самая близкая к Петербургу агломерация
Агломерация для «цюрихских гномов»…. и не только
«Большой Будапешт» – лучшее европейское направление
Рим-столица – итальянская агломерация номер один
Вильнюс: новая жизнь старого города
Самая многочисленная и мощная агломерация «страны номер один» ЕС
Белград – креативная агломерация
Лиссабонский субрегион – локомотив Португалии
Роттердам + Гаага = портово-судебная агломерация
«Большой Гётерборг»: от центра до периферии
«Большая Вена»: когда комфорт соединяются с солидарностью
Варшава – агломерация номер один восточной зоны Евросоюза
Турин – агломерация Фиата и футбола
Главная экономическая агломерация Европы
Копенгагенская агломерация: дорогая и красная
Становление «Большого Бухареста»
Как Прага связана со Среднечешским краем
Мадридское сообщество: комфорт и благополучие
Берлин-Бранденбург – креативный регион
Брюссель: «регион-столица» Европы
«Большой Стокгольм»: экология, транспорт, цены
Большой Париж: агломерация как средство социальной кооперации