Перейти к содержимому
Главная страница Столица Евразии

Столица Евразии

Продолжаем серию статей «Агломерации Европы». На этот раз доктор исторических наук, профессор факультета международных отношений СПбГУ Руслан КОСТЮК рассказывает об одной из самых многонаселённых агломераций Европы и мира — Большом Стамбуле

Среди агломераций Европы исторический, экономический и культурный центр Турецкой Республики — «Большой Стамбул» — играет одну из ключевых ролей. Правда, специфика этого города, расположенного на берегах пролива Босфор, между Мраморным и Чёрным морями, заключается в том, что он представляет собой географическую редкость — стамбульская агломерация покоится одновременно на европейской и азиатских территориях, соединённых друг с другом мостами и тоннелями. Однако, статистика свидетельствует о том, что большая часть как площади, так и жителей Стамбула приходится именно на европейскую часть!

Стамбульская агломерация — одна из самых многонаселённых в Европе и на всей планете. Пожалуй, в «Старом Свете» её обгоняет только столица нашей Родины Москва

Стамбул, как известно, сегодня не имеет функции столичного города в Турции, но де-факто он был и остаётся таким. Основанный ещё в середине VII века до н. э. Стамбул (Константинополь) был столицей Восточной Римской, Латинской, Византийской и Оттоманской империй.

Таким образом, самой историей Стамбулу было предначертано превратиться в один из мегагородов. Стамбульская агломерация — одна из самых многонаселённых в Европе и на всей планете. Пожалуй, в «Старом Свете» её обгоняет только столица нашей Родины Москва; во всяком случае, в зоне Стамбула проживают 15,5 миллиона человек. С 2008 года городская агломерация Большой Стамбул делится на 39 муниципальных районов (ильче) и управляется Стамбульской столичной муниципальной мэрией.

Мэрия Большого Стамбула не только координирует деятельность районных муниципалитетов. В её ведении находится общий бюджет, налоги, сборы, вопросы социального обеспечения, инфраструктурные проекты, строительство разных объектов, транспортная система, благоустройство города. Заметим попутно, что и местная власть на уровне муниципалитетов имеет в Стамбуле своё самоуправление в виде советов и избираемых жителями глав муниципалитетов. У этих районов имеется и собственный бюджет.

С учётом непростой общественно-политической ситуации в Турции интересно, что в начале XXI столетия Стамбул считался одним из оплотов партии  действующего президента страны Реджепа Таипа Эрдогана —Партии и справедливости и развития. Однако,на выборах мэра города в 2019 году основные круги оппозиции сумели договориться и выставить общую кандидатуру в лице представителя левоцентристской Республиканской народной партии Экрема Имамоглу, который и был избран в позапрошлом году главой самого многочисленного города турецкого государства.

Новая администрация имела свой образ развития Большого Стамбула как глобального транспортного, финансового и экономического мегаполиса, а также как оригинального культурно-исторического центра. Одновременно делается ставка на активное развитие «креативной инфраструктуры», нацеленной на стамбульскую молодёжь, облегчение «жилищной проблемы», связанной с регулярным пополнением стамбульского населения за счёт мигрантов из районов «внутренней» Турции, а также продвижение природоохранительной повестки в деятельности стамбульской администрации. Впрочем, заметим тут же, при всей реальной широкой административной автономии, которой пользуется мэрия Большого Стамбула, имеет место ещё и параллельная, подчиняющаяся центральной власти структура, возглавляемая губернатором Стамбульской провинции.

Большой Стамбул аккумулирует не только примерно пятую часть населения Турецкой Республики. В одной из самых многонаселённых агломераций Европы сконцентрировано примерно 30% национальной экономики и конкретно турецкой индустрии, 47% всех доходов Турции собираются именно в стамбульском бассейне. В 2018 году, к примеру, валовый продукт Большого Стамбула превышал, вдумаемся, цифру, эквивалентную 530 миллиардов долларов. Международные эксперты подсчитали, что производительность труда в Стамбуле примерно на 110% выше, чем в среднем по стране.

Очень большим подспорьем в развитии современного Стамбула остаётся, конечно же, туризм. К примеру, в 2018 году Большой Стамбул посетили в совокупности 13,4 миллиона зарубежных туристов, что говорит само за себя. Стамбул — признанный глобальный «культурный хаб». В городе функционируют более 50 музеев национального и регионального уровней, самым посещаемым из них считается всемирно известный комплекс — дворец Топкапы. В Большом Стамбуле очень много искусствоведческих музеев, в частности, Истанбул Модерн, хорошо известный специалистам как музей современных искусств. Естественно, имеются также исторические и военные музейные центры.

Стамбул — центр проведения самых разных международных музыкальных, кинематографических кулинарных и искусствоведческих (Стамбульское биеннале, к примеру) фестивалей. Кроме того, Стамбул — это и спортивная столица Турции. Далеко за пределами Турции хорошо известно, какие баталии разыгрываются на футбольных полях и баскетбольных площадках между местными клубами «Галатасарай», «Фенербахче» и «Бешикташ», болельщики которых формируются как за счёт географического, так и политического расслоения Большого Стамбула.

Безусловно, всякая мощная агломерация в современном мире питает свои силы в том числе и за счёт транспортного измерения. С этим в Большом Стамбуле всё в порядке (если убрать за скобки экологические проблемы с загрязнением и регулярно возникающие в разных частях агломерации пробки). Но всё-таки, помимо международного аэропорта и вокзалов, общественный транспорт Стамбула представлен морским сообщением, восемью линиями метрополитена, автобусами (в том числе высокоскоростными метробусами), трамваями. В целом, вся эта транспортная гамма связывает разные части Большого Стамбула друг с другом. Агломерации, призванной в XXI веке сохранить статус глобального мегаполиса.

Предыдущие статьи цикла:

Северная столица… Испании?

Бордо: винная агломерация номер один

Ганновер: из королевской столицы в центр агломерации

Познанский повет «Великой Польши»

Любимый город Чехова нашёл свою нишу в XXI веке

Регион Глазго — шотландская агломерация номер один

Агломерация по гамбургскому счёту

Культурное и транспортное разнообразие большого Тбилиси

Агломерация, где течёт портвейн

«Европейская метрополия Лилля»: комфорт для всех

Рейнско-Неккарский регион: агломерация без мегаполисов

Ведущая агломерация Сицилии

Большой Лодзь: новая жизнь «польского Манчестера»

Большой Бирмингем: от колыбели индустрии к агломерации услуг

Большая Валенсия — содружество муниципалитетов

Центральная Германия: агломерационный регион работает на «неотставание»

Большой Загреб: и для города, и для округа

Большая лионская премьера

Балтийская агломерация как кооперация самоуправлений

Бремен – Ольденбург – космическая агломерация «вольного города»

Энергия развития древней Софии

«Большой Осло» – «статистический регион» с реальными козырями

Большой Ливерпуль в руках креативных лейбористов

Большой Мюнхен – не только футбольная столица Германии

Минская агломерация – курс на города-спутники

Самая большая агломерация Средиземноморья

Три тысячи квадратных километров «Большого Марселя»

Самая близкая к Петербургу агломерация

Агломерация для «цюрихских гномов»…. и не только

«Большой Будапешт» – лучшее европейское направление

Рим-столица – итальянская агломерация номер один

Дублин – тех-столица Европы

Вильнюс: новая жизнь старого города

Самая многочисленная и мощная агломерация «страны номер один» ЕС

Белград – креативная агломерация

Лиссабонский субрегион – локомотив Португалии

Роттердам + Гаага = портово-судебная агломерация

«Большой Гётерборг»: от центра до периферии

«Большая Вена»: когда комфорт соединяются с солидарностью

Варшава – агломерация номер один восточной зоны Евросоюза

Турин – агломерация Фиата и футбола

Главная экономическая агломерация Европы

Копенгагенская агломерация: дорогая и красная

Становление «Большого Бухареста»

Как Прага связана со Среднечешским краем

Мадридское сообщество: комфорт и благополучие

Берлин-Бранденбург – креативный регион

Брюссель: «регион-столица» Европы

«Большой Стокгольм»: экология, транспорт, цены

Большой Париж: агломерация как средство социальной кооперации

Поделиться ссылкой:

Новости СМИ2