Столица Евразии

Продолжаем серию статей «Агломерации Европы». На этот раз доктор исторических наук, профессор факультета международных отношений СПбГУ Руслан КОСТЮК рассказывает об одной из самых многонаселённых агломераций Европы и мира — Большом Стамбуле

Среди агломераций Европы исторический, экономический и культурный центр Турецкой Республики — «Большой Стамбул» — играет одну из ключевых ролей. Правда, специфика этого города, расположенного на берегах пролива Босфор, между Мраморным и Чёрным морями, заключается в том, что он представляет собой географическую редкость — стамбульская агломерация покоится одновременно на европейской и азиатских территориях, соединённых друг с другом мостами и тоннелями. Однако, статистика свидетельствует о том, что большая часть как площади, так и жителей Стамбула приходится именно на европейскую часть!

Стамбульская агломерация — одна из самых многонаселённых в Европе и на всей планете. Пожалуй, в «Старом Свете» её обгоняет только столица нашей Родины Москва

Стамбул, как известно, сегодня не имеет функции столичного города в Турции, но де-факто он был и остаётся таким. Основанный ещё в середине VII века до н. э. Стамбул (Константинополь) был столицей Восточной Римской, Латинской, Византийской и Оттоманской империй.

Таким образом, самой историей Стамбулу было предначертано превратиться в один из мегагородов. Стамбульская агломерация — одна из самых многонаселённых в Европе и на всей планете. Пожалуй, в «Старом Свете» её обгоняет только столица нашей Родины Москва; во всяком случае, в зоне Стамбула проживают 15,5 миллиона человек. С 2008 года городская агломерация Большой Стамбул делится на 39 муниципальных районов (ильче) и управляется Стамбульской столичной муниципальной мэрией.

Мэрия Большого Стамбула не только координирует деятельность районных муниципалитетов. В её ведении находится общий бюджет, налоги, сборы, вопросы социального обеспечения, инфраструктурные проекты, строительство разных объектов, транспортная система, благоустройство города. Заметим попутно, что и местная власть на уровне муниципалитетов имеет в Стамбуле своё самоуправление в виде советов и избираемых жителями глав муниципалитетов. У этих районов имеется и собственный бюджет.

С учётом непростой общественно-политической ситуации в Турции интересно, что в начале XXI столетия Стамбул считался одним из оплотов партии  действующего президента страны Реджепа Таипа Эрдогана —Партии и справедливости и развития. Однако,на выборах мэра города в 2019 году основные круги оппозиции сумели договориться и выставить общую кандидатуру в лице представителя левоцентристской Республиканской народной партии Экрема Имамоглу, который и был избран в позапрошлом году главой самого многочисленного города турецкого государства.

Новая администрация имела свой образ развития Большого Стамбула как глобального транспортного, финансового и экономического мегаполиса, а также как оригинального культурно-исторического центра. Одновременно делается ставка на активное развитие «креативной инфраструктуры», нацеленной на стамбульскую молодёжь, облегчение «жилищной проблемы», связанной с регулярным пополнением стамбульского населения за счёт мигрантов из районов «внутренней» Турции, а также продвижение природоохранительной повестки в деятельности стамбульской администрации. Впрочем, заметим тут же, при всей реальной широкой административной автономии, которой пользуется мэрия Большого Стамбула, имеет место ещё и параллельная, подчиняющаяся центральной власти структура, возглавляемая губернатором Стамбульской провинции.

Большой Стамбул аккумулирует не только примерно пятую часть населения Турецкой Республики. В одной из самых многонаселённых агломераций Европы сконцентрировано примерно 30% национальной экономики и конкретно турецкой индустрии, 47% всех доходов Турции собираются именно в стамбульском бассейне. В 2018 году, к примеру, валовый продукт Большого Стамбула превышал, вдумаемся, цифру, эквивалентную 530 миллиардов долларов. Международные эксперты подсчитали, что производительность труда в Стамбуле примерно на 110% выше, чем в среднем по стране.

Очень большим подспорьем в развитии современного Стамбула остаётся, конечно же, туризм. К примеру, в 2018 году Большой Стамбул посетили в совокупности 13,4 миллиона зарубежных туристов, что говорит само за себя. Стамбул — признанный глобальный «культурный хаб». В городе функционируют более 50 музеев национального и регионального уровней, самым посещаемым из них считается всемирно известный комплекс — дворец Топкапы. В Большом Стамбуле очень много искусствоведческих музеев, в частности, Истанбул Модерн, хорошо известный специалистам как музей современных искусств. Естественно, имеются также исторические и военные музейные центры.

Стамбул — центр проведения самых разных международных музыкальных, кинематографических кулинарных и искусствоведческих (Стамбульское биеннале, к примеру) фестивалей. Кроме того, Стамбул — это и спортивная столица Турции. Далеко за пределами Турции хорошо известно, какие баталии разыгрываются на футбольных полях и баскетбольных площадках между местными клубами «Галатасарай», «Фенербахче» и «Бешикташ», болельщики которых формируются как за счёт географического, так и политического расслоения Большого Стамбула.

Безусловно, всякая мощная агломерация в современном мире питает свои силы в том числе и за счёт транспортного измерения. С этим в Большом Стамбуле всё в порядке (если убрать за скобки экологические проблемы с загрязнением и регулярно возникающие в разных частях агломерации пробки). Но всё-таки, помимо международного аэропорта и вокзалов, общественный транспорт Стамбула представлен морским сообщением, восемью линиями метрополитена, автобусами (в том числе высокоскоростными метробусами), трамваями. В целом, вся эта транспортная гамма связывает разные части Большого Стамбула друг с другом. Агломерации, призванной в XXI веке сохранить статус глобального мегаполиса.

Предыдущие статьи цикла:

Северная столица… Испании?

Бордо: винная агломерация номер один

Ганновер: из королевской столицы в центр агломерации

Познанский повет «Великой Польши»

Любимый город Чехова нашёл свою нишу в XXI веке

Регион Глазго — шотландская агломерация номер один

Агломерация по гамбургскому счёту

Культурное и транспортное разнообразие большого Тбилиси

Агломерация, где течёт портвейн

«Европейская метрополия Лилля»: комфорт для всех

Рейнско-Неккарский регион: агломерация без мегаполисов

Ведущая агломерация Сицилии

Большой Лодзь: новая жизнь «польского Манчестера»

Большой Бирмингем: от колыбели индустрии к агломерации услуг

Большая Валенсия — содружество муниципалитетов

Центральная Германия: агломерационный регион работает на «неотставание»

Большой Загреб: и для города, и для округа

Большая лионская премьера

Балтийская агломерация как кооперация самоуправлений

Бремен – Ольденбург – космическая агломерация «вольного города»

Энергия развития древней Софии

«Большой Осло» – «статистический регион» с реальными козырями

Большой Ливерпуль в руках креативных лейбористов

Большой Мюнхен – не только футбольная столица Германии

Минская агломерация – курс на города-спутники

Самая большая агломерация Средиземноморья

Три тысячи квадратных километров «Большого Марселя»

Самая близкая к Петербургу агломерация

Агломерация для «цюрихских гномов»…. и не только

«Большой Будапешт» – лучшее европейское направление

Рим-столица – итальянская агломерация номер один

Дублин – тех-столица Европы

Вильнюс: новая жизнь старого города

Самая многочисленная и мощная агломерация «страны номер один» ЕС

Белград – креативная агломерация

Лиссабонский субрегион – локомотив Португалии

Роттердам + Гаага = портово-судебная агломерация

«Большой Гётерборг»: от центра до периферии

«Большая Вена»: когда комфорт соединяются с солидарностью

Варшава – агломерация номер один восточной зоны Евросоюза

Турин – агломерация Фиата и футбола

Главная экономическая агломерация Европы

Копенгагенская агломерация: дорогая и красная

Становление «Большого Бухареста»

Как Прага связана со Среднечешским краем

Мадридское сообщество: комфорт и благополучие

Берлин-Бранденбург – креативный регион

Брюссель: «регион-столица» Европы

«Большой Стокгольм»: экология, транспорт, цены

Большой Париж: агломерация как средство социальной кооперации

Вам будет интересно