Продолжаем серию статей «Агломерации Европы». На этот раз доктор исторических наук, профессор факультета международных отношений СПбГУ Руслан КОСТЮК рассказывает об одной из самых многонаселённых агломераций Европы и мира — Большом Стамбуле
Среди агломераций Европы исторический, экономический и культурный центр Турецкой Республики — «Большой Стамбул» — играет одну из ключевых ролей. Правда, специфика этого города, расположенного на берегах пролива Босфор, между Мраморным и Чёрным морями, заключается в том, что он представляет собой географическую редкость — стамбульская агломерация покоится одновременно на европейской и азиатских территориях, соединённых друг с другом мостами и тоннелями. Однако, статистика свидетельствует о том, что большая часть как площади, так и жителей Стамбула приходится именно на европейскую часть!
Стамбул, как известно, сегодня не имеет функции столичного города в Турции, но де-факто он был и остаётся таким. Основанный ещё в середине VII века до н. э. Стамбул (Константинополь) был столицей Восточной Римской, Латинской, Византийской и Оттоманской империй.
Таким образом, самой историей Стамбулу было предначертано превратиться в один из мегагородов. Стамбульская агломерация — одна из самых многонаселённых в Европе и на всей планете. Пожалуй, в «Старом Свете» её обгоняет только столица нашей Родины Москва; во всяком случае, в зоне Стамбула проживают 15,5 миллиона человек. С 2008 года городская агломерация Большой Стамбул делится на 39 муниципальных районов (ильче) и управляется Стамбульской столичной муниципальной мэрией.
Мэрия Большого Стамбула не только координирует деятельность районных муниципалитетов. В её ведении находится общий бюджет, налоги, сборы, вопросы социального обеспечения, инфраструктурные проекты, строительство разных объектов, транспортная система, благоустройство города. Заметим попутно, что и местная власть на уровне муниципалитетов имеет в Стамбуле своё самоуправление в виде советов и избираемых жителями глав муниципалитетов. У этих районов имеется и собственный бюджет.
С учётом непростой общественно-политической ситуации в Турции интересно, что в начале XXI столетия Стамбул считался одним из оплотов партии действующего президента страны Реджепа Таипа Эрдогана —Партии и справедливости и развития. Однако,на выборах мэра города в 2019 году основные круги оппозиции сумели договориться и выставить общую кандидатуру в лице представителя левоцентристской Республиканской народной партии Экрема Имамоглу, который и был избран в позапрошлом году главой самого многочисленного города турецкого государства.
Новая администрация имела свой образ развития Большого Стамбула как глобального транспортного, финансового и экономического мегаполиса, а также как оригинального культурно-исторического центра. Одновременно делается ставка на активное развитие «креативной инфраструктуры», нацеленной на стамбульскую молодёжь, облегчение «жилищной проблемы», связанной с регулярным пополнением стамбульского населения за счёт мигрантов из районов «внутренней» Турции, а также продвижение природоохранительной повестки в деятельности стамбульской администрации. Впрочем, заметим тут же, при всей реальной широкой административной автономии, которой пользуется мэрия Большого Стамбула, имеет место ещё и параллельная, подчиняющаяся центральной власти структура, возглавляемая губернатором Стамбульской провинции.
Большой Стамбул аккумулирует не только примерно пятую часть населения Турецкой Республики. В одной из самых многонаселённых агломераций Европы сконцентрировано примерно 30% национальной экономики и конкретно турецкой индустрии, 47% всех доходов Турции собираются именно в стамбульском бассейне. В 2018 году, к примеру, валовый продукт Большого Стамбула превышал, вдумаемся, цифру, эквивалентную 530 миллиардов долларов. Международные эксперты подсчитали, что производительность труда в Стамбуле примерно на 110% выше, чем в среднем по стране.
Очень большим подспорьем в развитии современного Стамбула остаётся, конечно же, туризм. К примеру, в 2018 году Большой Стамбул посетили в совокупности 13,4 миллиона зарубежных туристов, что говорит само за себя. Стамбул — признанный глобальный «культурный хаб». В городе функционируют более 50 музеев национального и регионального уровней, самым посещаемым из них считается всемирно известный комплекс — дворец Топкапы. В Большом Стамбуле очень много искусствоведческих музеев, в частности, Истанбул Модерн, хорошо известный специалистам как музей современных искусств. Естественно, имеются также исторические и военные музейные центры.
Стамбул — центр проведения самых разных международных музыкальных, кинематографических кулинарных и искусствоведческих (Стамбульское биеннале, к примеру) фестивалей. Кроме того, Стамбул — это и спортивная столица Турции. Далеко за пределами Турции хорошо известно, какие баталии разыгрываются на футбольных полях и баскетбольных площадках между местными клубами «Галатасарай», «Фенербахче» и «Бешикташ», болельщики которых формируются как за счёт географического, так и политического расслоения Большого Стамбула.
Безусловно, всякая мощная агломерация в современном мире питает свои силы в том числе и за счёт транспортного измерения. С этим в Большом Стамбуле всё в порядке (если убрать за скобки экологические проблемы с загрязнением и регулярно возникающие в разных частях агломерации пробки). Но всё-таки, помимо международного аэропорта и вокзалов, общественный транспорт Стамбула представлен морским сообщением, восемью линиями метрополитена, автобусами (в том числе высокоскоростными метробусами), трамваями. В целом, вся эта транспортная гамма связывает разные части Большого Стамбула друг с другом. Агломерации, призванной в XXI веке сохранить статус глобального мегаполиса.
Предыдущие статьи цикла:
Бордо: винная агломерация номер один
Ганновер: из королевской столицы в центр агломерации
Познанский повет «Великой Польши»
Любимый город Чехова нашёл свою нишу в XXI веке
Регион Глазго — шотландская агломерация номер один
Агломерация по гамбургскому счёту
Культурное и транспортное разнообразие большого Тбилиси
Агломерация, где течёт портвейн
«Европейская метрополия Лилля»: комфорт для всех
Рейнско-Неккарский регион: агломерация без мегаполисов
Большой Лодзь: новая жизнь «польского Манчестера»
Большой Бирмингем: от колыбели индустрии к агломерации услуг
Большая Валенсия — содружество муниципалитетов
Центральная Германия: агломерационный регион работает на «неотставание»
Большой Загреб: и для города, и для округа
Балтийская агломерация как кооперация самоуправлений
Бремен – Ольденбург – космическая агломерация «вольного города»
Энергия развития древней Софии
«Большой Осло» – «статистический регион» с реальными козырями
Большой Ливерпуль в руках креативных лейбористов
Большой Мюнхен – не только футбольная столица Германии
Минская агломерация – курс на города-спутники
Самая большая агломерация Средиземноморья
Три тысячи квадратных километров «Большого Марселя»
Самая близкая к Петербургу агломерация
Агломерация для «цюрихских гномов»…. и не только
«Большой Будапешт» – лучшее европейское направление
Рим-столица – итальянская агломерация номер один
Вильнюс: новая жизнь старого города
Самая многочисленная и мощная агломерация «страны номер один» ЕС
Белград – креативная агломерация
Лиссабонский субрегион – локомотив Португалии
Роттердам + Гаага = портово-судебная агломерация
«Большой Гётерборг»: от центра до периферии
«Большая Вена»: когда комфорт соединяются с солидарностью
Варшава – агломерация номер один восточной зоны Евросоюза
Турин – агломерация Фиата и футбола
Главная экономическая агломерация Европы
Копенгагенская агломерация: дорогая и красная
Становление «Большого Бухареста»
Как Прага связана со Среднечешским краем
Мадридское сообщество: комфорт и благополучие
Берлин-Бранденбург – креативный регион
Брюссель: «регион-столица» Европы
«Большой Стокгольм»: экология, транспорт, цены
Большой Париж: агломерация как средство социальной кооперации