Продолжаем серию статей «Агломерации Европы». На этот раз доктор исторических наук, профессор факультета международных отношений СПбГУ Руслан КОСТЮК рассказывает о Большом Манчестере
Для знатоков и любителей европейской и мировой истории само имя Манчестер имеет, без сомнений, немалое значение. Наряду с Бирмингемом, этот английский город известен как колыбель первой на планете промышленной революции. Да, в своё время, в XVIII и XIX столетиях Манчестер имел статус одного из главных индустриальных центров Англии, да и всего мира. «Хлопковая миля» — само это понятие пошло именно из Манчестера, подчёркивая, сколь важно для этого города было значение текстильной промышленности. На протяжении многих десятилетий Манчестер был, пожалуй, ведущим текстильным центром в Западной Европе.
Манчестер исторически был одним из бастионов рабочего и социалистического движения в Соединённом королевстве. В ХХ столетии этот город практически беспрерывно находился под управлением лейбористов, что соответствовало «социологическому портрету» местного населения. Безусловно, как и другие исторические центры британской промышленности, Манчестер пережил серьёзные изменения и эволюции в конце ХХ столетия. Местная лейбористская власть, как могла, сопротивлялась тэтчеристской внутренней политике, но объективные законы социально-экономического развития оказались сильнее и процесс «классической» деинустриализации прошёлся и по манчестерским районам. Однако, сейчас, в начале третьего десятилетия XXI в., Большой Манчестер представляет собой вполне современную и «конкурентную» агломерацию.
Понятие Большой Манчестер не носит умозрительный или политологический характер. Ещё в 1974 году в соответствии с британским законом о местном управлении, принятом за два года до этого, в 1972-м, на базе собственно Манчестера, Солфорда и ещё примыкающих к ним восьми небольших городских зон формируется как особая единица Большой Манчестер. На сегодня в этой агломерационной зоне проживают в общей сложности примерно 2,8 миллиона жителей, а территориально зона растянута на полтысячи километров. Считается, что Большой Манчестер — вторая по численности населения агломерация Великобритании, после Большого Лондона. В то же время, Большой Манчестер — одна из наиболее плотных по заселённости агломерационных зон Соединённого Королевства.
Реальное управление в агломерации принадлежит структуре под названием Комбинированная власть Большого Манчестера (КВБМ). Комбинированная власть состоит из 11 человек, делегированных преимущественно местными районами агломерации. В то же время мэр Большого Манчестера избирается напрямую. С 2017 года в этой должности работает лейборист Эндрю Мюррей Бюрнхэйм, переизбранный на свой пост в этом году при поддержке почти двух третей избирателей. В прошлом этот политик входил в правительства в качестве министра по здравоохранению и культуре. Соответственно, в совете Большого Манчестера также преобладают члены Лейбористской партии.
Как и львиная доля других британских агломераций, Большой Манчестер, таким образом, относится к лейбористским оплотам. Логично, что политика администрации Э. М. Бюрнхэйма носит отчётливо социальный отпечаток. Это касается, в частности, принятых недавно решений об увеличении местных пособий пенсионерам, компенсации пенсионерам и низкооплачиваемым трудящимся проезда в общественном транспорте, увеличении «агломерационных» расходов на здравоохранение и т. д. В 2020-2021 годах Э. М. Бюрнхэйм, которого в прессе называют иногда «королём Севера», неплохо проявил себя в деле противостояния пандемии COVID-19 и её последствиям.
Что же касается управленческих компетенций КВБМ, то они весьма обширны. Это такие сюжеты развития Большого Манчестера, как развитие местной экономики, функционирование общественного транспорта (к слову, весьма «плотно» и разнообразно развитого в агломерационной зоне), организация переквалификации трудящихся, развитие жилого фонда, местное планирование, охрана окружающей среды, система здравоохранения в Большом Манчестере.
Безусловно, местная администрация внесла крупный и позитивный вклад в процесс «реактивации» Большого Манчестера и его переходу к постиндустриальной эпохе. Да, и сегодня промышленность всё ещё играет определённую роль в городском хозяйстве; так или иначе, в сфере промышленности заняты около 15% жителей агломерации. Однако, всё же большая часть из ежегодного валового внутреннего продукта Большого Манчестера (а он оценивается в весьма крупную сумму — свыше 42 миллиардов фунтов стерлинга) создаётся в секторе услуг.
Сегодняшний Манчестер — успешный и даже модный агломерационный центр. Несколько лет назад Большой Манчестер получил статус как «лучшее место для ведения бизнеса» в Соединённом Королевстве. Кроме того, Манчестер — третий по посещаемости зарубежных туристов город Великобритании. Большой Манчестер уступает лишь Лондону по количеству и качеству торговых центров.
Большой Манчестер — это также университетский центр, в его агломерационной зоне сосредоточены пять крупных высших учебных заведений, включая Университет Манчестера. Эти вузы имеют хорошую репутацию, не только на национальном уровне. В агломерации действуют немало стартапов, Манчестер имеет сильные позиции в том, что относят к «креативной индустрии».
В Большой Манчестер немало инвестируют, в том числе и зарубежные круги. То, что это не голословно, непременно подтвердят любители футбола. То, что в одном городе играют два богатейших футбольных клуба («Манчестер Юнайтед» и «Манчестер Сити»), борющиеся за самые престижные международные трофеи, как раз и говорит о том, что этот английский город становится всё более и более привлекательным для иностранных инвестиций.
Предыдущие статьи цикла:
Большой Дрезден: культура, фармацевтика, «силиконовая Саксония»
«Большой Стамбул» — столица Евразии
Бордо: винная агломерация номер один
Ганновер: из королевской столицы в центр агломерации
Познанский повет «Великой Польши»
Любимый город Чехова нашёл свою нишу в XXI веке
Регион Глазго — шотландская агломерация номер один
Агломерация по гамбургскому счёту
Культурное и транспортное разнообразие большого Тбилиси
Агломерация, где течёт портвейн
«Европейская метрополия Лилля»: комфорт для всех
Рейнско-Неккарский регион: агломерация без мегаполисов
Большой Лодзь: новая жизнь «польского Манчестера»
Большой Бирмингем: от колыбели индустрии к агломерации услуг
Большая Валенсия — содружество муниципалитетов
Центральная Германия: агломерационный регион работает на «неотставание»
Большой Загреб: и для города, и для округа
Балтийская агломерация как кооперация самоуправлений
Бремен – Ольденбург – космическая агломерация «вольного города»
Энергия развития древней Софии
«Большой Осло» – «статистический регион» с реальными козырями
Большой Ливерпуль в руках креативных лейбористов
Большой Мюнхен – не только футбольная столица Германии
Минская агломерация – курс на города-спутники
Самая большая агломерация Средиземноморья
Три тысячи квадратных километров «Большого Марселя»
Самая близкая к Петербургу агломерация
Агломерация для «цюрихских гномов»…. и не только
«Большой Будапешт» – лучшее европейское направление
Рим-столица – итальянская агломерация номер один
Вильнюс: новая жизнь старого города
Самая многочисленная и мощная агломерация «страны номер один» ЕС
Белград – креативная агломерация
Лиссабонский субрегион – локомотив Португалии
Роттердам + Гаага = портово-судебная агломерация
«Большой Гётерборг»: от центра до периферии
«Большая Вена»: когда комфорт соединяются с солидарностью
Варшава – агломерация номер один восточной зоны Евросоюза
Турин – агломерация Фиата и футбола
Главная экономическая агломерация Европы
Копенгагенская агломерация: дорогая и красная
Становление «Большого Бухареста»
Как Прага связана со Среднечешским краем
Мадридское сообщество: комфорт и благополучие
Берлин-Бранденбург – креативный регион
Брюссель: «регион-столица» Европы
«Большой Стокгольм»: экология, транспорт, цены
Большой Париж: агломерация как средство социальной кооперации