Перейти к содержимому
Главная страница Манчестер — модная агломерация XXI века

Манчестер — модная агломерация XXI века

Продолжаем серию статей «Агломерации Европы». На этот раз доктор исторических наук, профессор факультета международных отношений СПбГУ Руслан КОСТЮК рассказывает о Большом Манчестере

Для знатоков и любителей европейской и мировой истории само имя Манчестер имеет, без сомнений, немалое значение. Наряду с Бирмингемом, этот английский город известен как колыбель первой на планете промышленной революции. Да, в своё время, в XVIII и XIX столетиях Манчестер имел статус одного из главных индустриальных центров Англии, да и всего мира. «Хлопковая миля» — само это понятие пошло именно из Манчестера, подчёркивая, сколь важно для этого города было значение текстильной промышленности. На протяжении многих десятилетий Манчестер был, пожалуй, ведущим текстильным центром в Западной Европе.

Манчестер исторически был одним из бастионов рабочего и социалистического движения в Соединённом королевстве. В ХХ столетии этот город практически беспрерывно находился под управлением лейбористов, что соответствовало «социологическому портрету» местного населения. Безусловно, как и  другие исторические центры британской промышленности, Манчестер пережил серьёзные изменения и эволюции в конце ХХ столетия. Местная лейбористская власть, как могла, сопротивлялась тэтчеристской внутренней политике, но объективные законы социально-экономического развития оказались сильнее и процесс «классической» деинустриализации прошёлся и по манчестерским районам. Однако, сейчас, в начале третьего десятилетия XXI в., Большой Манчестер представляет собой вполне современную и «конкурентную» агломерацию.

Понятие Большой Манчестер не носит умозрительный или политологический характер. Ещё в 1974 году в соответствии с британским законом о местном управлении, принятом за два года до этого, в 1972-м, на базе собственно Манчестера, Солфорда и ещё примыкающих к ним восьми небольших городских зон формируется как особая единица Большой Манчестер. На сегодня в этой агломерационной зоне проживают в общей сложности примерно 2,8 миллиона жителей, а территориально зона растянута на полтысячи километров. Считается, что Большой Манчестер — вторая по численности населения агломерация Великобритании, после Большого Лондона. В то же время, Большой Манчестер — одна из наиболее плотных по заселённости агломерационных зон Соединённого Королевства.

Реальное управление в агломерации принадлежит структуре под названием Комбинированная власть Большого Манчестера (КВБМ). Комбинированная власть состоит из 11 человек, делегированных преимущественно местными районами агломерации. В то же время мэр Большого Манчестера избирается напрямую. С 2017 года в этой должности работает лейборист Эндрю Мюррей Бюрнхэйм, переизбранный на свой пост в этом году при поддержке почти двух третей избирателей. В прошлом этот политик входил в правительства в качестве министра по здравоохранению и культуре. Соответственно, в совете Большого Манчестера также преобладают члены Лейбористской партии.

Как и львиная доля других британских агломераций, Большой Манчестер, таким образом, относится к лейбористским оплотам. Логично, что политика администрации Э. М. Бюрнхэйма носит отчётливо социальный отпечаток. Это касается, в частности, принятых недавно решений об увеличении местных пособий пенсионерам, компенсации пенсионерам и низкооплачиваемым трудящимся проезда в общественном транспорте, увеличении «агломерационных» расходов на здравоохранение и т. д. В 2020-2021 годах Э. М. Бюрнхэйм, которого в прессе называют иногда «королём Севера», неплохо проявил себя в деле противостояния пандемии COVID-19 и её последствиям.

Что же касается управленческих компетенций КВБМ, то они весьма обширны. Это такие сюжеты развития Большого Манчестера, как развитие местной экономики, функционирование общественного транспорта (к слову, весьма «плотно» и разнообразно развитого в агломерационной зоне), организация переквалификации трудящихся, развитие жилого фонда, местное планирование, охрана окружающей среды, система здравоохранения в Большом Манчестере.

Безусловно, местная администрация внесла крупный и позитивный вклад в процесс «реактивации» Большого Манчестера и его переходу к постиндустриальной эпохе. Да, и сегодня промышленность всё ещё играет определённую роль в городском хозяйстве; так или иначе, в сфере промышленности заняты около 15% жителей агломерации. Однако, всё же большая часть из  ежегодного валового внутреннего продукта Большого Манчестера (а он оценивается в весьма крупную сумму — свыше 42 миллиардов фунтов стерлинга) создаётся в секторе услуг.

Сегодняшний Манчестер — успешный и даже модный агломерационный центр. Несколько лет назад Большой Манчестер получил статус как «лучшее место для ведения бизнеса» в Соединённом Королевстве. Кроме того, Манчестер — третий по посещаемости зарубежных туристов город Великобритании. Большой Манчестер уступает лишь Лондону по количеству и качеству торговых центров.

Большой Манчестер — это также университетский центр, в его агломерационной зоне сосредоточены пять крупных высших учебных заведений, включая Университет Манчестера. Эти вузы имеют хорошую репутацию, не только на национальном уровне. В агломерации действуют немало стартапов, Манчестер имеет сильные позиции в том, что относят к «креативной индустрии».

В Большой Манчестер немало инвестируют, в том числе и зарубежные круги. То, что это не голословно, непременно подтвердят любители футбола. То, что в одном городе играют два богатейших футбольных клуба («Манчестер Юнайтед» и «Манчестер Сити»), борющиеся за самые престижные международные трофеи, как раз и говорит о том, что этот английский город становится всё более и более привлекательным для иностранных инвестиций.

Предыдущие статьи цикла:

Большой Дрезден: культура, фармацевтика, “силиконовая Саксония”

«Большой Стамбул» — столица Евразии

Северная столица… Испании?

Бордо: винная агломерация номер один

Ганновер: из королевской столицы в центр агломерации

Познанский повет «Великой Польши»

Любимый город Чехова нашёл свою нишу в XXI веке

Регион Глазго — шотландская агломерация номер один

Агломерация по гамбургскому счёту

Культурное и транспортное разнообразие большого Тбилиси

Агломерация, где течёт портвейн

«Европейская метрополия Лилля»: комфорт для всех

Рейнско-Неккарский регион: агломерация без мегаполисов

Ведущая агломерация Сицилии

Большой Лодзь: новая жизнь «польского Манчестера»

Большой Бирмингем: от колыбели индустрии к агломерации услуг

Большая Валенсия — содружество муниципалитетов

Центральная Германия: агломерационный регион работает на «неотставание»

Большой Загреб: и для города, и для округа

Большая лионская премьера

Балтийская агломерация как кооперация самоуправлений

Бремен – Ольденбург – космическая агломерация «вольного города»

Энергия развития древней Софии

«Большой Осло» – «статистический регион» с реальными козырями

Большой Ливерпуль в руках креативных лейбористов

Большой Мюнхен – не только футбольная столица Германии

Минская агломерация – курс на города-спутники

Самая большая агломерация Средиземноморья

Три тысячи квадратных километров «Большого Марселя»

Самая близкая к Петербургу агломерация

Агломерация для «цюрихских гномов»…. и не только

«Большой Будапешт» – лучшее европейское направление

Рим-столица – итальянская агломерация номер один

Дублин – тех-столица Европы

Вильнюс: новая жизнь старого города

Самая многочисленная и мощная агломерация «страны номер один» ЕС

Белград – креативная агломерация

Лиссабонский субрегион – локомотив Португалии

Роттердам + Гаага = портово-судебная агломерация

«Большой Гётерборг»: от центра до периферии

«Большая Вена»: когда комфорт соединяются с солидарностью

Варшава – агломерация номер один восточной зоны Евросоюза

Турин – агломерация Фиата и футбола

Главная экономическая агломерация Европы

Копенгагенская агломерация: дорогая и красная

Становление «Большого Бухареста»

Как Прага связана со Среднечешским краем

Мадридское сообщество: комфорт и благополучие

Берлин-Бранденбург – креативный регион

Брюссель: «регион-столица» Европы

«Большой Стокгольм»: экология, транспорт, цены

Большой Париж: агломерация как средство социальной кооперации

Поделиться ссылкой: